Файл: Правила подготовки и написание медиатекстов. Методика подготовки к созданию медиатекста. Предпосылки, источники, инструментарий. Специфика prтекста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила подготовки и написание медиатекстов. Методика подготовки к созданию медиатекста. Предпосылки, источники, инструментарий. Специфика PR-текста

Слайд. Подготовка к созданию медиатекста является основой его дальнейшего написания. От того, как будет подготовлен тот или иной РR-текст, зависит его эффективность. Поэтому важная составляющая его успеха вытекает именно из стадии подготовки текста, представляющей сложный процесс взаимодействия слов, построения структуры предложения и развития темы, а также техники безопасности в работе.

Хотя журналиста и РR-автора многое объединяет, но все же у последнего иной подход к целям, аудитории и каналам распространения информации.

Слайд. Когда журналист использует в своем тексте сравнения, эпитеты, прилагательные, он тем самым дает событиям авторскую оценку и прямо говорит читателю, что информация прошла через фильтр именно его взглядов, его убеждений и его мировоззрения. В PR многие тексты остаются анонимными, и в результате все оценки автоматически переносятся на позицию организации. Следовательно, PR -тексты (особенно те, которые не содержат персональных цитат), должны быть построены таким образом, чтобы слова и предложения демонстрировали своей внутренней структурой и содер­жанием объективность и достоверность.

Слайд. Цель РR-автора — не объективность, а пропаганда. Его задача — не только информировать, но и убеждать, заставлять действовать. То есть совместно с клиентом выработать стратегию и основную идею; затем донести ее до целевой аудитории, чтобы побудить последнюю действовать в выгодном для клиента направлении. Можно и по-другому определить РR-деятельность, включая создание текстов, как распространение информации в обществе с целью воздействия на общественное мнение. Чтобы быть эффективной и вызывать доверие, такая информация должна быть основана только на фактах.

Слайд. Источники PR-текста делятся на устные или письменные разновидности. Среди письменных источников выделияют собственно текстовые и иконографические (иконические). Устными источниками являются сообщения первого или должностного лица организации или коллегиального органа, представляющего конкретный базисный субъект PR.

Среди
письменных источников PR-текста выделяют первичные и вторичные. В качестве первичных письменных источников используются различного рода служебные документы, являющиеся инструментом управленческих коммуникаций. Это 1) директивные и распорядительные документы (законы, постановления, решения, приказы и т. п.); 2) административно-организационные документы (планы, уставы, правила, акты, отчеты, протоколы, служебные письма и т. д.); 3) документы по личному составу работающих, включая такие их виды, как заявление, автобиография и т. п. (личные документы); 4) финансовая документация; 5) учетная документация. Документы характеризуются наличием грифа, сроков исполнения, содержанием и назначением, объемом, первичностью происхождения, видом содержащейся в них информации.

Вторичными источниками для PR-текста будут служить публикации, выступления в СМИ о базисном субъекте PR, отражающие общественную точку зрения или мнение отдельного органа СМИ, что является в модели PR-коммуникаций средством обратной связи.

Составляя PR-тексты, необходимо учитывать особенности групп общественности, с которыми работает организация. Другими словами, чтобы правильно подготовить сообщение, нужно поставить себя на место тех, кому вы его адресуете. PR-материалы должны содержать информацию, которая дает ответы на конкретные вопросы, затрагивает потребности, интересы общественности, призывает ее к определенным действиям.

Слайд. В числе основных правил для PR-текста выделяются следующие:

· краткость и ясность;

· использование простых слов, повседневного языка аудитории;

· убедительность: факты, цифры, репортерский стиль, когда читатель становится очевидцем;

· естественность изложения, соответствие события его описанию.

Слайд. Текстовые материалы должны легко восприниматься. Информацию необходимо излагать живым и доступным языком, подавать оперативно и интересно. Желательно не использовать специальную лексику и сокращения.

Для достижения ясности речи предложения не должны содержать более одной идеи. Их оптимальная длина должна составлять 12 — 15 слов. Средняя длина предложения в тексте — не более 20 слов. Удачным ритмом считается чередование предложений разной длины: длинное — короткое — очень короткое — немного длиннее.


Написание любого РR-текста должно начинаться вопросом: «А как это поможет организации достичь своих целей?».

Простота предложений и ясность формулировок представляют собой одно из важнейших требований к текстам в сфере PR, поскольку любой тип PR -текстов должен быть, прежде всего, понятен его получателю. А понимание возникает тогда, когда получатель способен быстро, в макси­мально полном объеме «декодировать» послание и воспринять основные мысли. Перегруженность красочными оборотами, образами, метафора­ми, эпитетами, отступлениями и другими литературными средствами, которые могут встречаться в журналистских текстах, не свойственна тек­стам, используемым в PR.

При подготовке PR-текстов следует избегать плеоназмов (из­быточности выражения). Плеоназмы перегружают текст, мешая автору точно высказать свою мысль, а читателю — понять ее.

Простота изложения должна сочетаться с использованием общеупот­ребительных и нейтральных слов литературного языка, за исключением тех случаев, когда необходимо применение специальных терминов и сложных названий.

При подготовке некоторых PR - текстов (например, пресс-релизов) следует также избегать частого использования прилагательных и наречий, а от употребления причастных и деепричастных оборотов лучше совсем отказаться. В то же время активное применение глаголов и существительных придает тексту динамизм, облегчает его восприятие получателем.

Слайд. Каналы информации Для РR-автора существует много групп людей, с которыми он общается, и использует он для этого разные каналы. Для того чтобы донести определенную идею, лучшим способом может быть прямая рассылка, небольшая брошюра, корпоративная листовка, видеопленка, плакат, специально проведенное мероприятие, Интернет и сообщения в режиме реального времени, сайты и электронная почта. В большинстве случаев принято использовать несколько каналов для большего понимания и проникновения в аудиторию. В наш век киберпространства для РR-автора особенно важно уметь выбрать нужный стиль для различных средств информации

Наибольшим доверием общественности пользуются люди, кажущиеся незаинтересованными и не принадлежащими к организации. Это могут быть крупные издатели, известные ученые, писатели, общественно-политические деятели, представители церкви, спортсмены и др. Их
суждения считаются наиболее авторитетными, заслуживают большего доверия, чем мнение организации о себе самой. Привлечение третьей стороны, которая выражает внешнее мнение о компании, в паблик рилейшнз называют методом «третьей партии».

Новый формат потребует от PR-профессионалов глубокого понимания не только природы каждого известного средства информации и соответствующей аудитории, но и всех составляющих информационного поля. В средствах информации наблюдается все большее разнообразие как при выборе темы, так и в способах подачи информации

Слайд. В процессе подготовки к созданию РR-текста понадобятся компьютер или ноутбук, справочники и доступ к информации.

По данным Тима Мак-Интайера из Школы средств массовой коммуникации Бостонского университета, в РR-профессии люди проводят за компьютером около пяти часов в день. Он считает, что из всего программного обеспечения они больше всего пользуются именно программами работы со словом. Затем следуют программы работы с базами данных, рисунками, таблицами и доступ к Интернету. Исследования Мак-Интайера показывают, что почти 60 % участников опроса пользуются РС, а 24 % — Apple Macintosh .