Файл: Содержание Введение Предмет культурологии Понятие и термин культура. Структура культуры Основные культурологические концепции Тест Заключение Список используемой литературы Введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    Другие  виды глобальных проблем связаны  с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается  слишком высокой. Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты).

     Второй вид проблем внутреннего развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.

Исторический  опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем  надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно  в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса, с помощью культуры. [1] 



  1. Основные культурологические концепции.

Существует большое количество школ и, следовательно, культурологических концепций. Давайте рассмотрим основные.

Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть = исчерпание «души» культуры = цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.

П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д. Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный,
культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, так и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.

Важнейшей заслугой Вебера было понимание конкретно-исторического характера ценностей. Из самого конкретно-исторического характера ценностей с неизбежностью вытекает вывод: то, что представляет собой явление культуры в одно историческое время, не обязательно является таковым в другой исторической реальности. Вебер предложил свою концепцию «идеальных типов», в основе которой идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический). 1-й тип власти – рациональный – основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им; 2-ой – традиционный – в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией; и 3-й тип власти – харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью. Ценность культурологических воззрений Вебера заключается не только в разработке им концепции «идеальных типов». Значительным вкладом в развитие культурологической мысли стала постановка и решение им проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов. [1]

Русский философ Николай Александрович Бердяев видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства. Сущность культуры Бердяев показывает через сравнение ее с цивилизацией. Если для Шпенглера цивилизация есть окостенение, смерть культуры, а культура и цивилизация есть различные этапы в развитии, то у Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. В работах Ленина были подняты такие проблемы, как  классовое и общечеловеческое в  культуре, специфика пролетарской культуры, необходимость культурной революции  в России и др. В послеоктябрьский период ожесточенные дискуссии вызвал вопрос об отношении к культурному наследию прошлого. Одной из крайних позиций было утверждение о необходимости полного разрушения предыдущей культуры и строительства новой, что нередко находило реализацию в конкретных

действиях по уничтожению дворянских усадеб, церквей, памятников культуры и пр. Смена типов культуры при этом связывалась со сменой общественно-экономических формаций. И все-таки работа по изучению культуры как самостоятельного феномена продолжалась. Большой вклад в это изучение внесли представители  антропологической школы — М. Бахтин, Л. Выготский, В. Пропп, И. Франк-Каменецкий, О. Фрейденберг, С. Эйзенштейн и другие. Семиотическая концепция культуры (культура как знаковая система) разрабатывалась в трудах Вяч. Иванова, Ю. Лотмана, В. Топорова, Б. Успенского. Среди современных авторов, занимающихся проблемами культуры, С. Аверинцев, А. Арнольдов, Е. Боголюбова, М. Каган, Д. Лихачев, Э. Маркарян, В. Межуев и ряд других.[2]
Тест.

Определите представителей культурологических концепций:

1. Концепция кризиса культуры а. Э. Кассирер

2. Структурологическая б. Э. Гуссерль

3. Неофрейдийская в. М. Фуне

4. Символическая концепция г. О. Шпенглер

5. Феноменологическая концепция д. К. Юнг

Ответ – 1-г , 2-в ,3-д , 4-а , 5-б

Заключение

Таким образом, подводя вышесказанное можно сказать, что под культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития культуры. В зависимости от вида исследования (социальных форм жизни человека в культуре или индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов) выбирается и аспект культурологии – либо социальный – либо гуманитарный. Предметом культурологии являются обьективные закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры. Цель работы достигнута. К основным функциям культуры можно отнести:

    • информационно-показательная,

    • коммуникативная,  

    • регулятивная,

    • гуманистическая,

    • семиотическая

А также можно сделать вывод, что все глобальные проблемы современности можно решить с помощью культуры.

Список использованной литературы

   1. «Антология  исследования культуры» - переводы  текстов  Л.  Уайта.,  Ф.

      Боаса, Р. Бенедикт, Дж. Мердока, В. Малиновского, А. Кребера и др.  –

      1997 год – 1 том.

 2. Культурология.  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.Феникс 1995г.-576стр.

3. Культурология 20 века. Словарь – 2 том.


4. Слизер  Н. Социология. пер.с англ. М.Феникс 1994г.-688стр.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42752

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42752