Файл: Ключевые параметры социальнодемографического профиля аудитории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нижний Новгород отличается тем, что привлекает на мероприятия своих двух площадок (Волго-Вятский филиал ГЦСИ-РОСИЗО «Арсенал» и галерея FUTURO) больше, чем в других городах, перспективной аудитории (35%), при том что доля ядра сравнительно невелика—только 25%. В этом городе активная политика «Арсенала» действительно работает, она вовлекает новые и новые слои населения и дополнительными событиями, фестивалями, и образовательной программой, и детской программой.
В Нижнем Новгороде, несмотря на активность «Арсенала», только 16% отмечают, что регулярно бывают на площадках современного искусства; правда, здесь мы встретились с парадоксальной ситуацией — аудитория самого «Арсенала» шире, чем аудитория, которая идентифицирует себя с современным искусством (каждый четвертый посетитель «Арсенала» ответил, что никогда не посещает мероприятия, выставки современного искусства).
Если применить концепцию пути потребителя к городам, то можно предположить, что в городах, где современное искусство не представлено разнообразием площадок и событий, где оно только начинает развиваться, выставки привлекают ядерную аудиторию (профессионалы, молодежь, андеграунд). Но активизация площадок, разнообразие предложения событий, выставок, усилия по популяризации приводят к тому, что на площадки приходит разного рода любопытствующая публика, досугово активная, ищущая нового.
Вызовы для площадок современного искусства здесь кроются в том, что, с одной стороны, эти площадки решают вопросы популяризации современного искусства и расширения аудитории, а с другой стороны, тем самым они размывают важное для ядерной аудитории ощущение специфики своей идентичности. Пока это не ощущается как угроза, но иногда проскальзывает в ответах участников глубинного интервью и экспертных оценках. Своего рода элитарность, закрытость, тусовка для своих — тоже запрос ядерной аудитории.
Такое «размывание» аудитории происходит в тот момент, когда растет периферия. Это «случайные прохожие», «фланеры», которые досугово активны, интересуются многим. Их привлекает что-то необычное, возможность пообщаться, но пообщаться в интересном месте. И здесь показателен эффект «Арсенала»: даже те, кто туда ходит активно, не всегда считают себя ценителями и приверженцами современного искусства. То есть расширение аудитории, приращение ядра, перетекание периферии и перспективы в ядро грозит изменением лояльности ядра, возможными модификациями планирования контента площадки.
И перспектива, и периферия в меньшей степени, чем ядро, готовы к социальной проблематизации, социальной критике, которую потенциально несет в себе современное искусство. Для них важнее оказывается контекст не размышлений, а отдыха, развлечения, увлечения, легкости.
Поэтому еще один вызов или даже риск для площадок современного искусства, который несет аудитория, — это риск потери актуальности за постмодерновыми играми со смыслами, с непрямым обсуждением проблем, с яркостью и неожиданными визуальными образами. Для ядра, и особенно для молодежи, в таком варианте может быть недостаточно серьезности.
Это может иметь и прямой маркетинговый эффект, поскольку яркое, смешное, неожиданное быстрее и охотнее «разлетается» по социальным сетям. Выбор стратегии (укрепление ядра, привлечение периферии и перспективы, расширение перспективы и пр.) — за менеджментом площадки.