ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ
Важной составной частью процесса обучения является диагностика качества знаний. Она позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.
Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля. История развития контроля знаний насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний.
Контроль присутствует в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся. Под словом «оценка» имеется в виду не только конечный результат, но и процесс формирования оценки.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в понятие «контроль». Контроль лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Диагностика, выполняя функции обратной связи, позволяет педагогу контролировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующие этапы обучения на основе достигнутого, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся.
Методы диагностики в обучении
Диагностика– это прояснение всех обстоятельств осуществления процесса обучения, предварительное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, создание оптимальных условий для достижения целей. В педагогике различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.
Основным методом педагогической диагностики является метод наблюдения как целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности.
Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности – контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации – включенное и не включенное; условий организации – открытое и скрытое; места проведения – полевое и лабораторное; регулярности проведения – систематическое и случайное.
Контролируемое наблюдение – наблюдение, заранее предусматривающее ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, применяемое в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность широко применяется на начальном этапе изучения человека, группы и дополняется другими методами сбора информации.
Открытое наблюдение – оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Прискрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, т.к. позволяет выявить действительные интересы и увлечения человека, систему отношений в группе, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров и т.д.
Включенное наблюдение – непосредственное участие педагога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение объекта как бы изнутри, что позволяет ему выявить скрытые социальные явления.
Невключенное наблюдение – осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть скрытым и открытым.
Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности.
Лабораторное наблюдение – создание искусственных условий, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются педагогом. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности.
Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.
Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Эти ситуации требуют от педагога высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.
Таким образом, в практике педагогической диагностики метод наблюдения рационально использовать посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных особенностей и их количественной оценки.
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Метод опроса используется в двух основных: интервью (устный опрос) и анкетирование (письменный опрос).
Интервью – разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценку, точку зрения опрашиваемого (респондента) по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.
Анкетирование – разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
Тестирование
– это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и т.д., а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. С помощью тестирования можно определить уровень развитья некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период. Выделяют тесты способностей, достижений, личностные тесты.
Метод экспериментального изучения – более «молодой» по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента – сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения развития ребенка, а также уровня его обученности и воспитанности.
Сущность и значение контроля учебной деятельности
Контроль школьных достижений – неотъемлемый элемент процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях учебного процесса, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения какого-либо цикла обучения.
Исследованиями современных отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов установлено, что систематическое и планомерное осуществление контроля является необходимым условием эффективности учебной деятельности школьников. От правильной постановки контроля, оценки и учета успеваемости зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Данные учета информируют учителя о ходе и результатах учебной деятельности, отражают динамику развития учащихся; оценка успеваемости констатирует уровень достижений школьников в учебной деятельности, уровень развития необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.
В настоящее время значение контроля и учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы фиксации промежуточных и итоговых результатов успеваемости школьников.
Функции контроля в обучении
Психолого-педагогическая сущность контроля в учебном процессе – явление многогранное. Теорией и практикой обучения установлены следующие его задачи:
1) установить готовность учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
2) получить информацию о характере самостоятельной учебной работы учащихся;
3) определить эффективность организации, методов и средств обучения;
4) выявить степень правильности, объем, глубину усвоения знаний, умений, навыков.
Основными функциями контроля являются следующие:
Ориентирующая функция контроля заключается в том, что результаты его дают учителю возможность направлять учащихся на преодоление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях. Кроме того, с помощью контроля учитель выявляет знания и умения, ценностные ориентации, которые должны быть опорными для понимания нового. Этот контроль будет тоже ориентирующим для учителя, так как позволяет установить достаточность или недостаточность опорных знаний учащихся, подготовленность к усвоению нового материала.
Обучающая функция контроля является ведущей. С помощью контроля на уроке приобретаются, уточняются и закрепляются новые знания, ценностные ориентации и умения. Выполнение проверочных заданий также способствует расширению, углублению и совершенствованию ранее усвоенных знаний и умений. Обучающее значение имеют разъяснения учителя по плохо усвоенным разделам темы на основании результатов контроля.
Диагностическая функция контроля позволяет установить причины хороших или слабых знаний и умений. С этой целью используются в учебном процессе диагностические задания. Причиной низкого уровня усвоения учащимися знаний и сформированности умений может быть недостаточность учебного времени, отведенного на их овладение; пробелы в знаниях и умениях по предыдущим темам и др.