ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развивающая функция контроля состоит в том, что в процессе выполнения заданий учащиеся применяют знания в измененной и новой ситуации, делают выводы, обобщения, решают проблемные ситуации... Это способствует развитию внимания, интересов и памяти, мышления и речи школьников. Учет успеваемости является для учителя тем средством, благодаря которому он руководит всем процессом становления личности каждого ученика.
Воспитывающая функция проверки заключается в том, что она является первым и самым важным видом отчетности школьника — он отчитывается перед учителем и коллективом учащихся о выполнении своего общественного долга. Результаты усилий школьника становятся предметом общественного суждения, оценки. Вместе с тем контроль содействует воспитанию выдержки, самообладания, повышает ответственность за выполнение домашних заданий, формирует критическое отношение к своим успехам и к успехам своих товарищей, развивает чувство собственного достоинства.
Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала; одновременно она служит средством контроля эффективности методов и приемов обучения, применяемых учителем.
С контролем учителя за ходом и результатами учения школьников органически связаны взаимоконтроль и самоконтроль. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.
Управляющая функция связана с руководством и управлением учебной деятельностью учащихся, развитием их творческих сил и способностей. Реализация этой функции обеспечивает педагогическое руководство формированием личности. Как показывает опыт работы школ, учителя нередко испытывают затруднения в реализации управляющей функции, слабо владея технологией организации внешней и внутренней обратной связи при решении различных дидактических задач.
Перечисленные функции могут выступать в разных сочетаниях в зависимости от учебно-воспитательной цели, этапа усвоения знаний, вида контроля успеваемости. Комплексное использование всех функций контроля учебной деятельности учащихся направлено, в конечном счете, на повышение качества обучения и воспитания школьников.
Знание всех функций контроля помогает учителю более тщательно подойти к выбору методов проверки и оценки знаний и умений школьников.
Принципы диагностирования и контролирования в обучении
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются:
Объективность,которая выражается в обоснованном содержании диагностических заданий, вопросов, процедур, ровном, доброжелательном отношении педагога к обучаемым, в адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки адекватны результатам труда учащихся.
Принцип систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса ‒ от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка ‒ это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Педагогические требования к организации контроля в обучении
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:
-
индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля личной учебной работы каждого ученика, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот; -
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; -
разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; -
всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; -
объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них; -
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля; -
единство требований учителей, осуществляющих контроль учебной работы учащихся в данном классе/
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
Виды контроля в обучении
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: Предварительный контрольнаправлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В V и X классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.
Текущий контрольосуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контрольосуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках.
Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
Методы контроля обучения
Впроцессе обучения в различных сочетаниях используются методы:
Устный опрос– осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель устного индивидуального контроля‒ выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.
Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, изученного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не выявляет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.
Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растении). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.
Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках – с проверкой умения пользоваться приборами и проводить опыты. Другими словами, этот метод контроля необходим, а, следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Однако этот метод не выявляет затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.
Возможности применения контролирующих устройств в школе велики, однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.