Файл: Профессиональное самосознание педагога и его влияние на педагогическую деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Многопрофильная Академия непрерывного образования»

(АН ПОО «МАНО»)

КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по дисциплине: «Основы учебно-исследовательской деятельности»

Реферат на тему:
«Профессиональное самосознание педагога и его влияние на педагогическую деятельность»


Выполнил:
студент 6 курса гр. ДО ПО-11
специальности «Дошкольное образование»

Симакина Ирина Константиновна

Содержание

Ведение 3

1.Теоретические аспекты изучения роли профессионального самосознания педагога в его педагогической деятельности 5

1.2.Место профессионального самосознания в педагогической деятельности воспитателя 5

2.Выявление роли профессионального самосознания в педагогической деятельности учителя 10

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Профессия педагога является одной из наиболее древних. Освоение прочих профессий происходит в процессе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. При этом важность передачи накопленного опыта новым поколениям, их подготовки к жизни и труду смогло привести к тому, что обучение и воспитание достаточно рано отделились в обособленную функцию.

Сегодня каждая профессиональная деятельность подразумевает под собой соответствие конкретным требованиям тех, кто ею занимается. В данном контексте можно выделить и различные общепринятые требования, основными среди которых является наличие высокого уровня мастерства, который традиционно предъявляется к представителям различных профессий.

Современных социокультурных условиях общество предъявляет высокие требования к формированию личности, умеющей сознательно и ответственно организовывать свою деятельность, осуществлять самообразование, профессиональное и социальное самоопределение. Современный педагог должен быстро ориентироваться в меняющейся социальной ситуации, обладать новым типом мышления, ориентироваться на индивидуально-творческий стиль своей деятельности и деятельности воспитанников.


В последнее время в научных исследованиях все большую актуальность приобретают вопросы профессионального становления личности как субъекта трудовой деятельности. В исследованиях, разрабатывающих проблематику профессионализма, делается акцент на профессиональном самосознании как важнейшей детерминанте развития субъектности, поскольку именно в «самосознании личность отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем, изменяющим окружающую и природную среду». Иначе говоря, профессиональное самосознание является психологическим фактором становления личности как субъекта трудовой деятельности.

1. Теоретические аспекты изучения роли профессионального самосознания педагога в его педагогической деятельности

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).

Развитие самосознания – это наиболее поздний этап в развитии сознания и личности, определяющий преимущественно развитие системы отношений и способствующий социальному становлению личности.

Основной особенностью самосознания, в отличие от сознания, является его направленность на осознание себя как личности, своего внутреннего мира, своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе.

Самосознание обладает способностью к самопознанию, самоотношению и саморегулированию и представляет собой процесс личностного роста.

Профессиональное самосознание – это и результат, и предпосылка профессионального развития личности. С одной стороны, оно фиксирует итог психического развития личности будущего педагога для него самого, а с другой – выступает в качестве внутреннего регулятора деятельности и необходимых внутренних условий дальнейшего профессионального развития и саморазвития.

1.2 Место профессионального самосознания в педагогической деятельности воспитателя

Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь воспитанников творчеством, процессом саморазвития.



Вообще, сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.

Педагог должен обладать богатым внутренним миром. Внутренний мир личности – это и искусство самовыражения, способности к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Педагогу как творческой личности необходимо раскрыть в себе педагогические способности, уметь применять их на практике, оказывая воздействие на развитие качеств, свойств, умений учеников.

Основные цели образования в современных условиях базируются на основе системы ценностей, направленных на созидание, культуру, творчество, установление гуманистических отношений между людьми в общепланетарном масштабе, как важнейших факторов развития личности и социума. Особая роль в этом процессе принадлежит периоду детства, где формируются нравственно гуманистическая и культурно-творческая направленность личности. Только вместе с глубоко понимающим современное детство взрослым человеком ребенок способен полноценно постигать сложный и полифоничный мир, самого себя и нести социальную ответственность за результаты своей деятельности.

Как отмечает С. Ж. Кударова, цели образования и культурно-исторические условия жизни современного общества отчетливо высвечивают как наиболее значимую проблему развития у педагога способности к самостоятельной организации и конструированию собственного профессионального поведения - в соответствии с его способностью понимать и интерпретировать «вызовы» современности гуманистически развивающегося общества. Природа профессиональной деятельности педагога как никогда требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого являются приоритет индивидуально-творческого над алгоритмическим, переход к личностно-ориентированной парадигме.

Профессионализм современного педагога включает в себя ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с воспитанниками имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении образовательных программ воспитанниками. Следовательно, педагог-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать.

Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания). Организация процесса самовоспитания начинается с самоконтроля (самонаблюдение, самопроверка, самоотчет, самоанализ, самоинструктаж): «надо проявлять хладнокровие», «надо проявлять остроумие», «надо предъявлять требования к себе» и т.д..


Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на воспитанника (воспитанников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Профессиональное самосознание находится в тесной взаимосвязи с каждым из компонентов педагогической деятельности, обусловливая саморазвитие и реализацию воспитателя в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность в свою очередь оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, поскольку ценность и субъективная значимость профессионально-педагогической деятельности позволяют актуализировать потребность в самосовершенствовании и саморазвитии.

Т. В. Бурзалова в качестве фактора, затрудняющего развитие профессионального самосознания молодых людей, выделяет страх начала профессиональной деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний. Наличие у студентов слишком больших профессиональных ожиданий в плане собственных достижений или в плане заработной платы, считает автор, затрудняет развитие профессионального самосознания. Трудность в принятии идеи постепенности роста профессионализма и благосостояния у некоторых людей вызывает кризис, который иногда называют кризисом профессиональных экспектаций. Основная причина его – несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями.

По мнению Л. М. Митиной, на процесс развития профессионального самосознания учителя и формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности оказывают влияние две группы факторов. К первой, внешней, относятся ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения педагога – его учеников, коллег, администрации, интериоризуемые индивидом в процессе социального взаимодействия и общения. Ко второй, внутренней – мотивационно-ценностные ориентации учителя и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из его практической педагогической деятельности.

Самосознание позволяет интегрировать личность и профессиональную позицию, сделать педагогическую деятельность процессом, обеспечивающим профессионально-личностный рост, профессионально-личностное развитие человека. Поскольку постоянно присутствующей рамкой является рамка “само”, то есть сознание себя в определенной позиции, роли, например, педагога, то человек в этом процессе самосознания вынужден взаимоувязывать себя и профессию, личные проблемы и профессиональные, личные задачи и ценности с ценностями и задачами профессиональными.


Самосознание позволяет человеку осмысленно выстраивать пространство и перспективу собственной жизни, определять свое предназначение, жизненные задачи, ценности, которые человек принимает; траекторию своего движения.

Таким образом, профессиональное самосознание представляет собой фундаментальное личностное образование, отражающее богатство внутреннего мира педагога, его смысложизненные ориентиры, стратегию и тактику педагогической деятельности.

В качестве выводов хотелось бы отметить следующее.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности.

Самосознание является одним из главных факторов самодвижения личности в профессиональной деятельности, «ядром» личности, осуществляющем взаимосвязь и согласованность ее ведущих структурных образований (мотивов, установок, ценностей, убеждений, идеалов), внутриличностным процессом, отражающем личностно значимый способ профессиональной деятельности.

Профессиональное самосознание педагога – это целостная динамическая система, постоянно развивающийся процесс и результат профессионального самопознания, осознания и переживания воспитателем своей принадлежности к педагогической профессии, процесс осознания себя как самоорганизующегося субъекта педагогической деятельности.

Роль профессионального самосознания учителя в его педагогической деятельности заключается в том, что профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане - индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой как профессионал), свои возможности, способности, дарования (что он может, пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой (что от него требуют).

2. Выявление роли профессионального самосознания в педагогической деятельности учителя
Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в