Файл: Профессиональное самосознание педагога и его влияние на педагогическую деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала – отрезок длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа:

– была по заслугам оценена другими;

– была для меня интересной;

– приносила большие доходы;

– была полезной и нужной людям;

– доставляла мне радость и удовольствие и т.д.


Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентаций позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

На наш взгляд, по мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развивающейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку – профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

По мере развития профессионального самосознания происходит осознание личностью качеств, которые востребованы в избранной области, а также происходит создание образа себя как профессионала.

Заключение
Профессиональное самосознание педагога – это целостная динамическая система, постоянно развивающийся процесс и результат профессионального самопознания, осознания и переживания педагога своей принадлежности к педагогической профессии, процесс осознания себя как самоорганизующегося субъекта педагогической деятельности.

Роль профессионального самосознания педагога в его педагогической деятельности заключается в том, что профессиональное самосознание характеризует определенный уровень самоопределения личности.

На мой взгляд, по мере роста профессионализма профессиональное самосознание меняется. Оно расширяется за счет включения новых признаков развивающейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку – профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.



По мере развития профессионального самосознания происходит осознание личностью качеств, которые востребованы в избранной области, а также происходит создание образа себя как профессионала.

Список литературы

  1. Авратинер, В. И. Обучение и воспитание музыканта-педагога / В.И. Авратинер // Учеб. пособие по курсу педагогики для студентов высших муз. учеб. завед. – Москва : Музыка,1981. – 84 с. – Текст : непосредственный.

  2. Акопов Г.В., Архипова И.В. Диагностика профессионального сознания: методическая разработка для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям: «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Социология образования», а также для аспирантов и др. исследователей / отв.ред. Т.В. Семенова. – Самара : ООО «Порто-принт», 2016. – 45 с. – Текст : непосредственный.

  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: / (учебник для вузов) / Г.М. Андреева. – Москва : Аспект-Пресс, 2012. – 376 с. – Текст : непосредственный.

  4. Астрейк, П. П. Временная организация «образа Я» / П.П. Астрейко. – Текст : электронный // Психологическая наука и образование. – № 1. – 2015. С. 24-30. – режим доступа : https://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Astreiko.shtml

  5. Большаков, А. С. Становление смысловой сферы самосознания учителя как фактор профессионального развития / А. С. Большаков. – Текст : электронный  // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. – 2011. - № 7. – С. 87-89. – режим доступа : https://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Astreiko.shtml

  6. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина. – Текст : электронный // Вестник Московского университета (сер. 14, психология). – № 1. – 2016. – С. 54-65. – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-samootsenki-i-ee-sootnoshenie-s-ya-kontseptsiey

  7. Бурзалова, Т. В. Профессиональное самосознание личности учителя как условие развития профессиональной направленности / Т. В. Бурзалова . – Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. - № 15. – С. 19-23. – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samosoznanie-lichnosti-uchitelya-kak-uslovie-razvitiya-professionalnoy-napravlennosti

  8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 512 с. – Текст : непосредственный.

  9. Казанов, В.Г. Психология: (учебник для вузов) / В.Г. Казанов. – Москва : Высшая школа, 2011. – 383с. – Текст : непосредственный.

  10. Качалов, Д. В. Развитие профессионального самосознания будущих учителей как условие формирования педагогической культуры / Д. В. Качалов . – Текст : электронный // Наука и школа. – 2011. - № 3. – С. 105-107. – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-samoobrazovaniya-u-studentov-vuza.