ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
1/99
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
З.Р. Гафарова
Экономика предприятия
Учебное пособие
4-ое издание, переработанное
© З.Р. Гафарова, 2018
© ССП УГНТУ «ИДПО», 2018
Введение
Современный период развития российской экономики характеризуется возникновением и развитием целого ряда принципиально новых форм предпринимательской деятельности. Эти изменения обуславливают необходимость подготовки предпринимательских кадров, которые не только бы овладевали новыми знаниями, но и умели бы пользоваться ими на практике.
Учебный курс «Экономика предприятия» ставит целью получение системного, целостного представления о предприятии как основном субъекте предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйства.
Несмотря на разнообразное множество форм и сфер деятельности хозяйствующих субъектов, можно отметить их общие черты: хозяйственную самостоятельность, коммерческие основы деятельности, конкурентную среду. Общим является и наличие единых правил предпринимательской деятельности, единой государственной налоговой и таможенной политики,
других форм государственного регулирования. Это позволяет выявлять и изучать общие закономерности формирования и деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде.
Объектом курса «Экономика предприятия» является первичное звено рыночного хозяйства – самостоятельные хозяйствующие субъекты производственного типа, ведущие свою деятельность на коммерческой основе.
Предметом изучения курса «Экономика предприятия» служат организационно-экономические проблемы функционирования предприятий в конкурентной рыночной среде, выявления и использования эффективных методов хозяйствования с целью увеличения объема товаров и услуг, реализуемых на рынке, снижения издержек производства и повышения рентабельности, стратегического развития в долгосрочной перспективе. Исходя из этого определена и последовательность изучения этих проблем:
в разделе 1 «Основы организации нефтегазодобывающего производства» дается характеристика сущности современного предпринимательства, рассматриваются основные этапы развития предпринимательства России,
представлена классификация предприятий как основного звена рыночного хозяйства;
раздел 2 «Факторы производства и ресурсное обеспечение предприятия» посвящен изучению ресурсного обеспечения предприятия (основные и оборотные средства, финансовые и трудовые ресурсы), системе показателей оценки эффективности использования ресурсов;
в разделе 3 «Экономические затраты и результаты» изучаются расходы предприятия и себестоимость продукции,
экономические результаты деятельности предприятия и его налогообложение;
раздел 4 «Факторы развития предприятия» посвящен изучению инвестиционного и инновационного аспектов деятельности предприятия.
Учебный курс «Экономика предприятия» является одной из экономических дисциплин, рассматривающих конкретные аспекты экономики рыночного хозяйства. Изучению курса «Экономика предприятия» предшествуют учебные дисциплины по общей экономической теории.
В свою очередь курс «Экономика предприятия» является базовым для последующего изучения экономических дисциплин, таких как «Организация производства на предприятиях НГП», «Основы маркетинга», «Бизнес-планирование»,
«Финансово-кредитный механизм деятельности предприятий» и др.
1 Сущность современного предпринимательства
План занятия:
1. Понятия «предпринимательство» и «предприниматель».
2. Предпринимательство как особый вид деятельности.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
2/99 3. Предпринимательство и ответственность.
4. Этапы развития предпринимательства России.
5. Основные группы российских современных предпринимателей.
6. Фирма.
Преобразование экономики России непосредственно связано со становлением высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующимся на развитии предпринимательской деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство является главной движущей силой экономического и социального развития. Однако сложившегося общепринятого понимания экономической сущности предпринимательства нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. В научных публикациях и исследованиях по проблемам становления предпринимательства высказываются различные точки зрения о его сущности, эффективности, условиях и перспективах развития.
1.1 Понятия «предпринимательство» и «предприниматель»
Эволюция взглядов на предпринимательство выдающихся теоретиков прошлых лет позволяет проследить изменение его сущности, характера и направленности на протяжении ряда столетий. В мировой литературе понятие
«предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под предпринимателем понимается человек, берущий «на себя обязательства по производству и строительству объекта». Долгое время в литературе предпринимательство рассматривалось преимущественно в сфере обмена (торговли). В сфере производства это понятие использовалось лишь в связи с торговлей. Со временем отношение государства и общества к предпринимательству менялось, предпринимательство завоевывало свое место в многообразных сферах человеческой деятельности.
Почти 200 лет назад французский экономист Ж.Б. Сей заметил: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности».
Позднее предпринимателями стали называть лиц, действующих в условиях риска, несущих ответственность за предпринимаемое дело. В XX веке добавился ряд новых характеристик, таких, как новаторство (Йозеф Шумпетер),
использование любых возможностей с максимальной выгодой (Питер Друкер), инициативность и ответственность
(Альберт Шапиро).
Интересна трактовка предпринимательства и предпринимателей в «Толковом словаре живого великорусского языка»
Владимира Даля. Слово «предпринять» он трактует как «затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного». Предприимчивый торговец, по Далю, – «склонный, способный к предприятиям,
крупным оборотам, смелый, решительный, отважный надела этого рода»; «предприниматель – предпринявший что-либо»
(т. III, с. 388). В «Энциклопедическом словаре Габлера» дается следующее определение: «Предприниматель – лицо, которое основало успешно работающее предприятие и/или которое самостоятельно осуществляет руководство предприятием, а также несет ответственность по его долгам и иным рискам личным имуществом и вложенным капиталом» (Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера. – М., 1998. с. 144).
Таким образом, в различных экономических теориях категория предпринимательства определяется по-разному, при этом на первый план выдвигаются как собственно экономические характеристики (владение средствами производства), так и личностно-психологические (инициативность, умение распознать новое). В действительности этими предпринимательскими способностями обладает меньшинство. «Их характеризует то, что они пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразовывают ценностные установки» (Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М., 1992. с. 32). Рассмотрим основные характеристики понятий «предпринимательство» или
«предпринимательская деятельность».
1.2 Предпринимательство как особый вид деятельности
Предпринимательство – это особый вид деятельности, который предполагает наличие у субъектов таких личностных качеств, как:
1) определенный творческий образ мышления и отношение к делу;
2) проявление инициативы и стремление к новаторству, инновациям;
3) поиск нетрадиционных решений и способность к новым рискованным видам деятельности;
4) постоянная готовность к риску, готовность взять на себя ответственность.
В последнее время главный акцент в понятии «предпринимательство» делается на новаторских характеристиках –
получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не только улучшении уже существующего. Это относится как к продукции фирмы, так и к организации ее деятельности, использованию новых технологий в производстве и сбыте.
Фактически новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предприниматель».
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
3/99 1.3 Предпринимательство как самостоятельная деятельность
Предпринимательство как самостоятельная деятельность предполагает свободу и самостоятельность субъектов этой деятельности:
1) в выборе вида и сферы предпринимательской деятельности;
2) принятии хозяйственных решений и выборе средств их реализации;
3) формировании производственных программ, выборе источников финансирования и получении трудовых ресурсов;
4) выборе каналов и методов сбыта продукции и услуг;
5) установлении уровня цен и тарифов на продукцию и услуги;
6) распоряжении прибылью (доходами) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
Предпринимательство как хозяйственная деятельность
Предпринимательство как хозяйственная деятельность предполагает организацию и управление хозяйственным процессом независимо от вида и сферы деятельности фирмы. Хозяйственная деятельность может охватывать производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, инжиниринговую, патентно-лицензионную и иные виды, включая торговлю ценными бумагами. Сфера хозяйственной деятельности включает как внутрифирменные отношения, так и отношения с другими участниками рыночного хозяйства (субъектами внешней среды фирмы).
Характерной чертой любой хозяйственной деятельности в предпринимательстве является инновационный подход. Как будет показано в последующих темах, именно этот аспект предпринимательской деятельности является центральным в учебном курсе «Экономика предприятия».
Предпринимательство как организованная деятельность на постоянной основе
Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, а не на основе единичных или разовых сделок. Это важнейшая характеристика предпринимательства с точки зрения предмета курса «Экономика предприятия», так как здесь речь идет о систематической, стабильной, организованной хозяйственной деятельности, имеющей целевую направленность, ориентацию на дальнейшее развитие и расширение. То есть предпринимательство обязательно осуществляется в рамках какой-либо организационной структуры, и это его важнейшая черта.
Предпринимательство и ответственность
Предпринимательство предполагает несение субъектом предпринимательской деятельности имущественной
ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, всем своим имуществом.
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность в качестве юридического лица, несет имущественную ответственность в зависимости от правового положения фирмы: либо всем своим капиталом и личным имуществом, либо только капиталом. Правовые нормы предпринимательской деятельности включают также порядок и сроки прекращения предпринимательской деятельности.
1.4 Этапы развития предпринимательства в России
В истории российского предпринимательства выделяют три этапа. I этап занимает длительный исторический период – с
X века до октября 1917 г. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы. Бурное развитие предпринимательство получает в годы правления
Петра I (1689–1725 гг.) и особенно после крестьянской реформы (1861 г.), когда началось строительство железных дорог,
реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 1890-е годы в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства.
В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки. Однако октябрьская революция (1917 г.) перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. С установлением советской власти был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий.
Некоторое оживление в предпринимательской деятельности отмечается в годы новой экономической политики (1921–
1926 гг.). Таким образом, в 1921 г. начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни. С конца 1920-х гг.
господствующее положение заняла государственная доктрина централизованного планирования и управления, полного отказа от рыночных отношений и перехода к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику.
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
4/99
Здесь многовековая история русского предпринимательства обрывается на долгие 60 лет до начала перестройки в середине
1980-х гг.
III этап – современный этап российского предпринимательства начинается во второй половине 1980-х гг. На этом этапе различают несколько периодов. Первый период (1986–1989 гг.) – это период становления современного российского предпринимательства. За этот период был принят ряд законов, реабилитирующих предпринимательскую деятельность: «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии (объединении)», «О кооперации в СССР».
Второй период (1990–1992 гг.) характеризуется дальнейшим расширением правовой базы предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства (создание крупных биржевых и коммерческих банковских структур). Приняты законы: «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий».
Третий период современного этапа развития российского предпринимательства начинается в 1992 г. и длится по настоящее время. Это период приватизации государственных предприятий.
1.5 Основные группы современных российских предпринимателей
Обзор истории возрождения и становления нового российского предпринимательства позволяет выделить три основные группы, выступающие в качестве социальной базы современных предпринимателей. Первая группа предпринимателей –
«героическая» – начала формироваться сразу после выхода закона об индивидуальной трудовой деятельности. Она выявила прирожденных предпринимателей, близких к капиталистическому типу. Прирожденные предприниматели вышли из аутсайдеров, не востребованных в советские времена. Как правило, это инженерные работники, представители научно- технической и творческой интеллигенции, занявшиеся легальным бизнесом с «нуля» за счет кредитов и собственных средств. Этим людям свойственны такие психологические качества, как чувство новизны, стремление обрести свободу и независимость, способность рисковать.
Вторая группа предпринимателей пришла в бизнес в 1989 г. В нее вошли чиновники государственного аппарата,
партийно-комсомольская номенклатура и руководители государственных предприятий («красные директора»). Их основная характеристика заключается в наличии выгодных стартовых позиций для предпринимательской деятельности, возможности использования былого и настоящего положения (фактическая близость к приватизируемому имуществу) и налаженных связей. В отличие от представителей первой группы они имели гарантированный старт. Используя возможности прошлого,
они создавали бизнес на прочной платформе уже действующих предприятий. К этой же группе можно отнести предпринимателей 1960-х гг., легализовавших свою деятельность.
И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 г. Появляется новый тип предпринимателя – массовый предприниматель, который объединяет лиц, способных вести бизнес, и так называемых предпринимателей поневоле,
которые вынуждены заниматься созданием собственного дела по стечению обстоятельств.
Менеджер
Между понятиями «предприниматель» и «менеджер» существуют серьезные сущностные отличия. В отличие от предпринимателя менеджер не должен «затевать» новое дело, вкладывать собственные средства в новое предприятие.
Менеджер представляет интересы предпринимателя как работодателя по отношению к наемным работникам. Менеджер –
субъект управления, человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Когда говорят «менеджер», то имеют в виду профессионального управляющего, т.е. представителя особой профессии, а не просто инженера или экономиста,
занимающихся управлением. Менеджер обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди,
причем он должен придерживаться предпринимательского стиля управления.
Интрапренерство
В последнее время появился новый термин «интрапренерство». Что это такое? В большой организации возникает много проблем, связанных с ее размером, длительностью периода между принятием решения и его воплощением в жизнь.
Зачастую решениям не хватает гибкости, что имеет значение для роста и диверсификации деятельности организации. Эти барьеры удается преодолеть благодаря развитию духа предпринимательства внутри организации, т.е. за счет интрапренерства. Интерес к интрапренерству объясняется рядом важных изменений, произошедших в социальной и экономической сферах:
стремлением работников, особенно специалистов, к самостоятельной деятельности;
желанием самореализоваться, проявить личные способности;
ростом диверсификации производства;
усилением конкуренции на рынках рабочей силы. Традиционный корпоративный климат существенно отличается от климата интрапренерства. Традиционные менеджеры в своей деятельности строго придерживаются иерархической подчиненности, избегают рискованных решений и ориентируются на достижение краткосрочных результатов.
Развитие интрапренерства на фирме включает поощрение таких аспектов деятельности, как выдвижение новых идей,
пробы и ошибки, снятие ограничений на сферы деятельности подразделений, обеспечение необходимыми ресурсами,
18.05.2023, 18:24
Экономика предприятия https://doidpo.rusoil.net/pluginfile.php/8896/mod_resource/content/5/EP/teor/theme.html
5/99
работа в команде, ориентация на достижение результатов в долгосрочной перспективе, добровольное вовлечение в интрапренерство.
Для действующего предприятия ключевым в словосочетании «предпринимательское управление» является слово
«предпринимательское», для нового предприятия – слово «управление». На действующем предприятии главной преградой на пути предпринимательства является сложившаяся практика, а на новом – ее отсутствие. Новое предприятие не имеет жизнеспособного отлаженного «организма», в рамках которого персонал осознает цель своей работы и способы ее достижения. Если новая организация не превратится в фирму с отлаженным и управляемым производством, то никакая блестящая предпринимательская идея ей не поможет. Поэтому предпринимательское управление на новом предприятии требует:
создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие начнет работу;
пристального внимания к рынку;
составления финансового прогноза;
определения направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.
Предпринимательские структуры
Важнейшее понятие, имеющее непосредственное отношение к предмету учебного курса «Экономика предприятия», –
предпринимательская структура. Предпринимательская структура – это, во-первых, субъект рыночных отношений, во- вторых, организационно-хозяйственная единица, целью деятельности которой является получение прибыли
(предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.
1.6 Фирма
Рассмотрим определения, которые даются понятию «фирма» в разных источниках. Фирма – этот термин имеет двойное значение. В узком смысле слова фирма – это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела. В широком смысле – это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Фирма – термин, используемый для обозначения любых коммерческих юридических лиц – предприятий, компаний, корпораций и т.д. Фирма – самое общее название любой производственной ячейки предпринимательства независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности. Фирма – любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Фирма – предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие «фирма» не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной).
Как видно из приведенных определений, они практически одинаково выражают основную суть: под «фирмой» можно понимать «любую коммерческую организацию». В этом смысле мы и будем использовать понятие «фирма» в нашем курсе.
Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, организаций, учреждений, то между ними устанавливаются производственные взаимосвязи:
1) по линии кооперирования;
2) по линии вертикальной интеграции.
В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. На крупных фирмах, предприятия которых действуют не только в национальной экономике, но и расположены за рубежом, речь идет о международном технологическом разделении труда на внутрифирменном уровне.
2 Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
2.1 Основные признаки предприятия
В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта:
домохозяйства;
предприятия;
государство.