Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ
Организационно-методический раздел 4

Содержание курса 5

Методические рекомендации студентам по организации самостоятельной

работы при изучении дисциплины 7

Задания для самостоятельной работы 7

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине 23

Методические материалы для контроля знаний 28

Фонд тестовых заданий для оценки знаний по дисциплине (КИМ по дисциплине) 29

Академический календарь освоения учебной дисциплины «Документоведение» 51

Глоссарий дисциплины 52

Учебно-методическое обеспечение курса 55

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

Цель курса – углубленное изучение документа и систем документации в их историческом развитии, теоретических и практических проблем создания документированной информации учреждений любой организационно–правовой формы.
Задачи курса

В основную задачу курса входит:

  1. показать взаимосвязь информации и документа;

  1. проследить эволюцию документа как носителя информации, развитие способов документирования и материалов для фиксации информации;

  1. проанализировать процесс складывания и развития формуляра документа;

  1. проанализировать процесс складывания систем документации;

  1. выявить и показать тенденции унификации и стандартизации как отдельных форм документов, так и систем документации в целом;

  1. ознакомить с современными требованиями к оформлению реквизитов документов, с особенностями составления и оформления различных видов документов, правил обработки документации.


Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса «Документоведения» студент должен знать:

– документоведческую терминологию,

– нормативно-методические материалы по документированию управленческой деятельностью,

– способы и средства документирования, закономерности развития документа,

– структуру документа,

– правила составления и оформления документов,

– порядок организации документов в комплексы,


– критерии и принципы определения научно–исторической и практической ценности документов.

В результате изучения курса студент должен уметь:

– составлять и оформлять основные нормативно–методические документы по организации документационного обеспечения управления,

– грамотно работать с документами; знать состав документов организаций различных форм собственности,

– порядок оформления документов и технологию их обработки,

– составлять классификационные справочники документов,

– подготавливать документы к передаче на хранение в ведомственный архив.

Лекции раскрывают основные проблемы по каждой теме курса «Документоведение». Лабораторные занятия проводятся по темам курса, требующим приобретения практических навыков работы с документами, закрепления теоретических знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над учебным материалом.
Форма итогового контроля

Формы контроля усвоения студентами учебного материала нет.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Лекционные занятия
Тема 1. Предмет, содержание, задачи курса и методы его изучения

Документ – основной объект документоведческих исследований. Роль документа в жизни человека и общества. Документы в сфере права и управления. Методы исследования документоведческих проблем. Общенаучные и специальные методы. Становление и развитие документоведения как научной дисциплины. Связь документоведения с теорией информации, архивоведением и источниковедением. Использование документоведением достижений информатики, исторической науки, права, лингвистики, теории управления и других научных дисциплин. Роль документоведения в совершенствовании процессов управления.
Тема 2. Источники и литература

Законодательные акты, нормативные материалы XVI – начала XXв. Письмовники. Методические разработки. Руководства по делопроизводству. Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ. Государственные стандарты и унифицированные системы документации. Государственная система документационного обеспечения. Периодические издания. Литература. Справочные издания.
Тема 3. Понятия «информация» и «документ»



Понятия «информация» и «документ». Связь информации и документа. Роль информации в социальных и экономических процессах. Информация как основа принятия управленческого решения. Роль информации в автоматизированных системах.

Возникновение документа, его назначение. Понятие «документ», его трансформация. Документ – объект исследования теоретических и прикладных дисциплин. Правовой, управленческий, исторический аспекты в определении документа. Расширение понятия «документ» с развитием науки и техники. Понятие «электронный документ». Определение документа в государственных стандартах. Понятие «документ» в документоведении.

Законодательные акты об обязательности документирования информации. Назначение документной информации. Факторы, влияющие на информационную ценность документов. Зависимость ценности информации от полноты, объективности, достоверности, своевременности передачи и получения, периодичности или частоты передачи. Оперативная и историческая (ретроспективная) документная информация как единая информационная система.
Тема 4. Функции документов

Понятие «функция документа». Зависимость понятия «документ» от его функции. Значение изучения функции документа. Информационная функция документа как средство запечатления и сохранения информации. Социальная функция документа. Культурная функция документа. Коммуникативная функция как средство передачи информации.

Управленческая функция и ее назначение в организации управления. Правовая функция. Функция учета. Функция документа как исторического источника. Функции постоянно действующие и функции оперативные. Влияние функций документа на его структуру. Полифункциональность документа.
Тема 5. Способы документирования

Звуковая речь, ее возможности и недостатки в закреплении и передаче информации. Предметный и знаковый способ передачи сообщения. Понятие «способ документирования». Исторический характер документов и документирования. Этапы развития способов документирования.

Начертательный способ закрепления и передачи информации. Текстовое документирование. Пиктографическое письмо и его особенности. Логографическое письмо (идеографическое письмо), его достоинства и недостатки. Применение пиктографического и логографического письма в настоящее время. Слоговое письмо. Возникновение фонетического (буквенно-слогового) письма.


Развитие графики русского письма. Стенография. Применение текстового документирования.

Техническое документирование. Основные группы технической документации. Виды технических документов. Область применения технического документирования.

Фотодокументирование. Значение фотографии как способа фиксации информации. Применение фотодокументов.

Кинодокументирование. «Понятие кинодокумент». Виды кинодокументов. Видеозапись.

Фонодокументирование. Его особенности, область применения.

Документирование с применением информационно-логических машин.

Современные способы документирования с использованием новых технологий.
Тема 6. Материальные носители информации

Носители информации. Древнейшие материалы для письма в Передней Азии (клинописные таблички). Изготовление и применение папируса. Использование для письма пергамента, бересты и других материалов. Изготовление бумаги, ее достоинства, обусловившие повсеместность ее распространения. Водяные знаки (филиграни). Средства и орудия письма и их влияние на развитие графики письма.

Материалы для технического документирования. Материалы для фотокинодокументирования. Видеограммы. Материалы для фонодокументирования. Компьютерные носители информации. Влияние носителя информации на долговечность и стоимость документа.
Тема 7. Признаки документа

Понятие оригинала, признаки оригинала. Умноженные оригиналы. Черновики и беловики текстовых документов. Автографы. Редакции. Оригиналы кино- и фотодокументов. Оригиналы фонодокументов. Оригиналы технических документов.

Понятие «подлинник». Подлинные и подложные документы. Виды фальсификации документов. Фальсификация содержания. Интерполяция. Фальсификация состава удостоверения, бланка.

Понятие «копия». Историческое развитие копий. Виды копий, определяемые способом их воспроизведения. Копии, различаемые по способу удостоверения. Порядок оформления копий. Юридическая сила копий.
Тема 8. Формуляр документа и его составные части

Понятие «реквизит». Постоянные и переменные реквизиты. Понятие «формуляр документа». Особенности формуляра документов, полученных различными способами документирования. Индивидуальный и типовой формуляр документа. Формуляр-образец, его задачи в унификации требований к реквизитам документа и их расположению.

Тема 9. Создание и развитие традиционной формы документа

Формуляр текстового документа XVI–XVII вв. Влияние традиций и закона на складывание формуляра документа. Специфика обозначения наименования вида документа, указание автора и составителя документа. Обозначение адресата. Особенности датировки документа. Место и характер подписей документа, «справы» и «приписи», авторская подпись. Виды печатей. Отметки на документах. Традиционно сложившаяся структура текста и особенности изложения содержания различных документов.

Формуляр текстового документа XVIII в.

Законодательные и нормативные акты о состоянии и оформлении документов. Влияние иерархии «властей и мест» на развитие видов и разновидностей. Обозначение автора и его место в формуляре документа.

Текст документов. Роль законодательных актов XVIII в. в унификации текста определенных видов документов. Заголовок к тексту, его значение и место. Скрепа. Печати и правила пользования ими. Отметки, их виды, назначения и место в формуляре.

Формуляр документа XIX – начала XX в.

Регламентация законодательными актами порядка составления и оформления документов. Обозначение вида, автора документов, их место в формуляре. Появление бланков.

Особенности адресования документов и оформление даты. Изменение в порядке оформления подписи различных видов документов. Проставление печатей. Характер отметок на документах.

Структура текста документа.

Общегосударственная унификация документов и структуры текстов.
Тема 10. Формуляр современного управленческого документа

Вопросы документирования, составления и оформления документов в законодательных и нормативных актах. Унификация документов. Внутривидовая унификация. Развитие унификации и стандартизации документов. Современные государственные стандарты на документы. Особенности организационно-распорядительных документов. ГОСТ Р 6.30–2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Сравнение с ГОСТом Р 6.30–1997. Реквизиты, регламентируемые государственным стандартом.

Бланк документа. Виды бланков. Состав бланк, порядок расположения реквизитов в бланке. Бланки с угловым и центрованным расположением реквизитов. Правила конструирования бланка. Бланки с изображением государственного герба и субъекта федерации.