ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы финансирования и осуществления контроля за государственными учреждениями на современном этапе

Тагиева Гуля ,

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),студент

Аннотация:

Abstract:

Ключевые слова:

Keywords:

Достижение  целей  и  реализация  задач,  поставленных  перед  государственной  экономикой  страны,  во  многом  зависит  от  финансового  благосостояния  всех  государственных  и  муниципальных  организаций.  В  последние  годы  социально-экономическая  сфера  Российской  Федерации  претерпела  существенное  изменение.  Введение  новых  условий  хозяйствования,  ухудшение  финансирования  привели  к  «повышению  значимости  экономической  стороны  деятельности  государственных  учреждений.

Финансирование государственных учреждений - это один из важнейших принципов хозяйственного расчета на наиболее развитой его стадии, характерной для рыночной экономики. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий.

В литературе имеются, достаточно различные друг от друга по смыслу, понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие предприятия, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов предприятий. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось в меру выполнения установленных планов, при условии соблюдения режима экономии и под финансовым контролем. Существовало также и такое понятие, что финансирование – это долговременное приобретение заемных  денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.

Сегодня существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы причисляют к финансированию все процессы, которые затрагивают обеспечение  потребности в капитале предприятия без движения денежных средств. Под последним понимается обеспечение потребности в капитале из средств самого предприятия. То есть  финансирование предприятия – это все необходимые мероприятия для поддержания финансового равновесия предприятия. Иногда к финансированию также относят возврат заемных средств.


В экономике, где деньги используются как средство обмена, приобретение производственных факторов требует денежных средств. Вот почему задачей предприятия является следить за тем, чтобы необходимые производственные факторы были приобретены за счет денежных средств, в соответствии с целями предприятия. По этим причинам определение финансирования, как покрытия текущих затрат за счет выручки и обеспечение расширенного воспроизводства, ставится на передний план.

В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы предприятий. Финансы предприятий являются важнейшим элементом хозяйственного механизма, коммерческого расчета, основой рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств предприятий.

Государственные предприятия России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями производство было привязано к государству, к господствующей системе. Производство было нацелено на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека.

Государственные предприятия не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности предприятий. Этим и объясняется актуальная проблема на современном этапе. Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие всего общества. Поэтому государству следует эффективно контролировать все процессы государственных учреждений.

В связи с принятием закона 83-ФЗ [2] произошли кардинальные изменения в деятельности государственных и муниципальных учреждений и порядке их финансирования, как элемента финансовой системы государства [6]. Основные изменения коснулись повышения качества предоставления государственных услуг, снижения роста расходов бюджетов всех уровней за счет сокращения внутренних издержек учреждений, создания условий и стимулов для привлечения внебюджетных средств за счет осуществления коммерческой деятельности.



Расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений (автономных, бюджетных, казенных)  ставит вопрос о пересмотре границ государственного финансового контроля и четком разграничении полномочий органов, контролирующих учреждения в рамках обеспечения выполнения государственного задания и использования закрепленного за ними имущества, целевого использования денежных средств, контроля за деятельностью, приносящей доход учреждению, а также контроля за повышением качества предоставления государственных услуг населению.

Одним из плюсов реформирования системы государственных и муниципальных учреждений является установленные федеральным законодательством нормы, направленные на обеспечение прозрачности, открытости и доступности деятельности перед учредителями и потребителями за счет опубликования результатов своей деятельности и использования имущества в виде отчетов в сети интернет на государственном портале www.bus.gov.ru. По сути, данные изменения, по мнению законодателей, являются первым шагом к ужесточению контроля над государственными и муниципальными учреждениями всех типов. Но на практике, действующее законодательство, даже после внесения в него соответствующих поправок, и принятия различных нормативно-правовых документов, сопутствующих закону 83-ФЗ[2], не содержит в себе четких и понятных всем норм, регулирующих осуществление финансового и имущественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений.

Анализ региональной и муниципальной практики позволил выявить множество проблем, связанных с обеспечением выполнения финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений:

  1. Отсутствие единой правовой базы на федеральном уровне, содержащей единые стандарты, принципы, механизмы и методы осуществления финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, учитывающие отраслевые особенности и тип учреждения (автономные, бюджетные, казенные). Фактически органы исполнительной власти и главные распорядители бюджетных средств, на которых возложены полномочия по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных им учреждений должны сами разрабатывать и утверждать на региональном и муниципальном уровне порядок осуществления контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений, что ведет к противоречию нормативно-правовой базы по вопросам финансового контроля в субъектах и муниципалитетах РФ.

  2. Отсутствие четкого разграничения полномочий контролирующих органов, что зачастую приводит к дублированию функций органов финансового контроля. По федеральному законодательству функции по осуществлению финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений возлагаются на исполнительные органы государственной власти, такие как учредитель, наблюдательный совет в автономных учреждениях, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, Счетная палата, налоговые органы в части осуществления деятельности, приносящей доход (см. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671, совместное письмо Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 № 136н, глава 26 БК РФ[3,4,5,1]).

  3. Контрольные права органов финансового контроля не распространяются на денежные средства, заработанные учреждением самостоятельно или полученные иным путем (например, дарение, безвозмездные отчисления), а также на имущество, приобретенное за счет таких средств.

  4. В законодательстве не разработан четкий алгоритм действий контролирующих органов при выявлении нарушений в деятельности государственных (муниципальных) учреждений (санкции имеют рекомендательный характер по исправлению ошибок, либо предусматривают административную  ответственность должностных лиц).

  5. Внимание контрольных органов сосредоточено на проверке сравнения запланированных результатов деятельности в рамках государственного (муниципального) задания и его фактического исполнения, что приводит, по сути, к проблеме отражения казенными, автономными и бюджетными учреждениями недостоверной, неполной информации о результатах своей деятельности.

  6. Основные контрольные функции за финансово-хозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) учреждений возложено на учредителя и главного распорядителя бюджетных средств, которые и распределяют субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Встает вопрос об объективности контроля со стороны учредителя за деятельностью подведомственных ему учреждений. Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений определен только в форме последующего контроля. В федеральном законодательстве не содержится норм по проверке качества выполнения финансового контроля учредителем.


Таким образом, в связи с формированием новых бюджетных правоотношений в РФ целесообразно разработать на федеральном уровне единую методику по осуществлению финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений всех типов. В связи с этим, мы предлагаем пересмотреть систему государственного финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений в России, и создать правильно построенную независимую вертикаль власти в сфере финансового контроля на основе имеющихся органов власти, в компетенцию которых входит финансово-бюджетный надзор. Тем самым прекратить дублирование контрольных полномочий органов государственной власти в вопросах финансового контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений, и решить проблему разграничения полномочий органов исполнительной власти в сфере финансового контроля.

В совместном письме Минфина РФ и Минэкономразвития [5] предусмотрены рекомендации по осуществлению контроля за выполнением государственного задания в форме последующего контроля в виде камеральных и выездных проверок. Полномочия по осуществлению данного контроля возлагаются на органы, исполняющие функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств. Предварительный и текущий контроль федеральным законодательством не предусмотрен, хотя данные формы контроля занимают важное место в предупреждении и недопущении нарушений бюджетного законодательства и эффективного распределения бюджетных средств [7]. В этом случае для повышения эффективности системы контроля за использованием государственных (муниципальных) ресурсов, выделяемых на обеспечение деятельности автономных, бюджетных и казенных учреждений, мы предлагаем разделить полномочия по осуществлению финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений между учредителем (ГРБС) и Росфиннадзором. Предварительный, текущий контроль, а также последующий контроль в виде квартальных камеральных проверок за финансово-хозяйственной деятельностью автономных, бюджетных и казенных учреждений возложить на учредителя (ГРБС).

Предметом предварительного контроля со стороны учредителя или ГРБС станут: разработка и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, государственного (муниципального) задания и бюджетных смет; определение объема субсидии на возмещение нормативных затрат; проверка целесообразности совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью (наблюдательный совет принимает участие в автономных учреждениях), договорные отношения. Анализ соблюдения процедур исполнения финансово-хозяйственной деятельности, оперативные данные и отчетность учреждений о выполнении показателей государственного (муниципального) задания, бюджетной сметы, бухгалтерский и бюджетный учет, расходование средств по целевому назначению, ведение книги обращений с заялениями,
жалобами и предложениями, соблюдение порядка определения платных услуг для физических и юридических лиц, оценка эффективности деятельности руководителя учреждения,  эффективность использования средств от приносящей доход  деятельности будут являться предметами текущего контроля со стороны учредителя и ГРБС в автономных, казенных и бюджетных учреждениях.

Осуществление последующего финансового контроля за деятельностью казенных, бюджетных и автономных учреждений и их учредителей в виде выездных проверок возложить на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) путем внесения поправок в Бюджетный кодекс РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» и другие нормативно-правовые акты. Целесообразно расширить их полномочия, возложив на них следующие функциональные обязанности:

  1. Осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств при формировании государственного задания и бюджетной сметы, правильностью расчета нормативных затрат, использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в  казенных, бюджетных и автономных  учреждениях.

  2. Осуществление финансового контроля за правильностью и целесообразностью распределения бюджетных средств при формировании государственного (муниципального) задания учредителем между подведомственными им учреждениями, и качеством проведения финансового контроля учредителем за деятельностью государственных (муниципальных) учреждений.

  3. Проведение выездных проверок (плановых и внеплановых) и ревизий в автономных, бюджетных и казенных учреждениях.

  4. Выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства и коррупционных проявлений в деятельности государственных (муниципальных) учреждений, а также принятие мер в виде наложения санкций на должностное лицо и на учреждение.

Предметом проверки автономных, бюджетных и казенных учреждений со стороны Росфиннадзора может быть: отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, отчет о выполнении государственного (муниципального) задания, отчет о