Файл: Государственное программирование государственной закупки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное программирование государственной закупки.

Государственное программирование важный элемент стратегического планирования. Государственные программы формируются по приоритетности направлений в стратегии развития.

Государство выступает в роли заказчика.

Принимается закон, в соответствии с которым определяются органы государственного управления как заказчика, так и исполнителя.

Государственные целевые программы.

При разработке ГЦП (государственных целевых программ) используется программно-целевой подход (планирование).

В Российской Федерации ГЦП классифицируются на:

  1. федеральные

  2. президентские.

Государственное регулирование может осуществляться административными методами:

  • представление монетарных, налоговых, таможенных льгот;

  • проведение конкурсов;

  • осуществление процедур банкротства;

  • зачет дебиторских задолженностей;

  • лицензирование, квотирование субъектов хозяйственной деятельности и др.

Государственное прогнозирование и нормативное регулирование

Государственные прогнозы в развитых странах являются важнейшим инструментом, формирующие по приоритетным направлениям стратегию развития. В рамках этих прогнозов государство выступает в качестве заказчика, организуя и координируя в решении общественно значимых проблем. Например полет человека в космос, развитие отдельных видов источников энергии, развитии отстающих территорий, привлечение инвестиций.

Государственные программы предполагают принятие решений о финансировании работ до начала разработки бюджетов на каждый финансовый год. Для достижения конкретной цели, государственные программы принимают закон, в котором определяется:

  1. Органы государственного управления как заказчик и исполнитель

  2. Прочие организации исполнители

  3. Порядок взаимодействия исполнителей

  4. Перечень ряда вопросов, подлежащих решению

  5. Качественных и стоимостных параметров, и сроков их получения, оценки и приемки результатов

  6. Эффект от выполнения программы

Во взаимосвязи с бюджетным планированием, целевые программы – комплекс локализованных во временно-пространственном непротиворечивым мер в области социального, структурно-инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, аграрной.


Нормативное регулирование.

Нормативное регулирование заключается в том, что государство устанавливает совокупность нормативов и параметров связывающих одни экономические величины с другими, обязательное для всех субъектов и контролирование их исполнения. У хозяйствующих субъектов сохраняется большая свобода действий, а государство в состоянии изменений.

Нормативное регулирование:

  1. Налоговые ставки

  2. Монитаризация нормативов (ставка рефинансирования, норма обязательного резерва, нормативы по ссудам и другим параметрам)

  3. Нормативное распределение дохода по уровням бюджетной системы

  4. Нормативы заработной платы

  5. Нормативное регулирование деятельности бюджетных организаций

  6. Социальные нормативы определяют размер и структуру социальных расходов, процедуру их индексации в зависимости от темпов информации

  7. Нормативное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, а именно амуницией, военной техникой, вооружением и другое нормативное регулирование их деятельности

  8. Отчеты различных категорий граждан и организаций, влияющих на их потребление в трансфертах или цены потребленных ими благ во взаимосвязи с необходимыми для этого субъектов из бюджета

Принципы обусловленности.

Делятся на 2 класса:

Безусловно действительное для всех случаев и субъектов данного типа и обусловлено – определение выполнением субъективности определенных требований.

Например, превышение средней оплаты труда уровня определенного установленным законодательством минимальным размером оплаты труда в заданном количестве раз.

Государственные закупки.

Для факторов государства и удовлетворения общественных потребностей за счет государственного бюджета обеспечивать закупки определенных товаров и услуг, объем и условия закупок планирования. В число этих товаров и услуг входят: услуги в сфере науки, образования, финансов, информационного обслуживания, здравоохранение.

Продовольствие, медицинская техника и медикаменты, транспортная и военная техника, вооружение, горюче-смазочные материалы, возведение зданий и сооружений для нужд армии и правоохранительных органов, строительство жилья, продукция для государственных резервов, товаров для экспорта по межгосударственным обязательствам, товаров для реализации государственных целевых программ. При планировании объемов и сроков поставок, закупок выделяются средства на конкретные цели



Введение

За последние полвека функции государства расширились в значительной степени, в частности, в промышленно развитых странах. Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд. Государственные закупки занимают довольно ощутимую часть бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Организация и управление закупками направлена на получение необходимого по качеству и количеству сырья, материалов или товаров и услуг в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с отличным сервисом и, естественно, по выгодной цене. При реализации данной функции власть учитывает интересы всего населения. В большинстве стран одним из основных способов реализации функций власти является размещение государственных и муниципальных заказов.

В России система проведения тендеров начала активное развитие в конце 90-х годов, поэтому сейчас этот способ государственного регулирования находится в своем разгаре. Тема очень актуальна и интересна для изучения.

Госзакупки это хороший способ как для государства – выбрать наиболее эффективный метод удовлетворения государственных нужд, так и для поставщика – получить заказ и шанс рекомендовать себя с лучшей стороны.

Понятие государственных закупок

Государственные закупки – это совокупность различных функций и действий, которые ориентированы на повышение централизованной управляемости, уменьшение расходов государственного бюджета, контроль над материальными потоками и обеспечение нужд государственных учреждений1.

Государственные закупки – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд. Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок (госзакупок) позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд
2.

Госзакупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

Органы государственного управления путем закупок осуществляют размещение государственного заказа. Существует несколько определений понятий государственный и муниципальный заказ.

Под государственным заказом понимают совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров или оказанию услуг за счет государственного бюджета. Также государственный заказ может выступать в качестве предложения, которое дается уполномоченной государственной организацией другой организации-поставщику для федеральных и региональных государственных нужд. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии – все это государственные заказы.

Муниципальный заказ – это заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, или органы местного самоуправления, или другие уполномоченные лица. Набор четких правил проведения государственных закупок позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд. Государственное регламентирование позволяет если не избежать, то хотя бы снизить уровень коррупции и произвола властей.

Лица, которые претендуют на заключение государственного или муниципального контракта, называются участниками размещения заказов. Они могут быть как юридическими лицами (с любой организационно-правовой формой и любой формой собственности), так и физическими лицами (в том числе индивидуальные предприниматели)3.

Отношения в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок регламентируются:

  • Федеральным законом № 94-ФЗ (от 21.07.2005 г.) «О размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

  • параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) (№ 14-ФЗ от 26.01.1996);

  • ст. 72, 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (№ 145-ФЗ от 31.07.1998 г.);

  • Федеральным законом № 53-ФЗ (от 02.12.1994 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

  • Федеральным законом № 213-ФЗ (от 27.12.1995 г.) «О государственном оборонном заказе»;

  • Федеральным законом № 135-ФЗ (от 26.07.2006 г.) «О защите конкуренции»;

  • Указом Президента РФ № 305 (от 08.04.1997 г.) «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с прилагающимся «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд»); в части, не противоречащей Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации №26 (от 11.02.2000 г.) «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации №813 (от 28.12.2006 г.)  «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р (от 27.20.2008 г.) «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»;

  • Постановлением Правительства РФ № 642 (от 04.11.2006) «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;

  • Постановлением Правительства РФ № 237 (от 17.03.2009 г.) «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»;

  • Постановлением Правительства РФ № 41  (от 23.01.2004 г.) «Об утверждении примерных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному оборонному заказу»;

  • Постановление Правительства РФ № 292 (от 15.05.2007 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»;

  • Постановлением Правительства РФ № 1191 (от 29.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр»;

  • Приказом Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства РФ № 21н (от 14.12.2010 г.) «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом»;

  • Приказом ФАС РФ № 267 (от 27.08.2007 г.) «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»;

  • приказом Минэкономразвития РФ № 30 (от 28.01.2011 г.) «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».


Федеральная антимонопольная служба внесет изменения в 94-ФЗ с учетом концепции проекта закона «О федеральной контрактной системе» с усиленными элементами контроля в данной сфере4.

Общие принципы государственных закупок

Во многих документах, которые регулируют государственные закупки, речь идет о том, что отличительной чертой государственных закупок от частных является осуществление закупок на деньги налогоплательщика, а не на свои собственные. На средства налогоплательщика приобретаются и используются товары и услуги для его пользы. При этом существуют бюджетные ограничения. Окончательный бюджет на государственные закупки и все его дальнейшие изменения утверждаются законодательным органом.

  • Эффективное расходование средств налогоплательщиков – один из важнейших принципов государственных закупок. Товары, работы и услуги на государственные нужды должны приобретаться на условиях экономии. На сегодняшний день система государственных закупок несовершенна, однако уже сейчас практика показывает, что, благодаря открытому размещению госзаказов на официальном сайте государственных закупок и привлечение максимального числа поставщиков к участию в конкурсе позволяет оптимизировать расходы бюджетных средств. Экономия достигает миллионов рублей. Условия свободной конкуренции при выборе поставщика для госзакупок позволяют сделать управление государственными закупками как никогда эффективным.

  • Принцип равноправия и справедливости ко всем поставщикам. Этот принцип в России осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам – унитарным предприятиям и обществам с ограниченной ответственностью, предприятия, принадлежащие российским гражданами открытым акционерным обществам с иностранным капиталом. Конечно, государство устанавливает довольно жесткие требования к качеству товара, наличию лицензий для того, чтобы поставлять товары и услуги мог никто угодно, а надежные поставщики с хорошим качеством продукции. Например, опыт работы поставщика в определенной области должен быть от 3 до 5 лет, а объем продаж на уровне 500-1000% от объема государственного контракта, высокие требования к квалификации персонала и качеству специального оборудования. Стоит отметить интересный момент – использование торговых и фирменных наименований, ссылок на лицензии и патенты. Использование таких ссылок недопустимо, так как это ограничивает конкуренцию между поставщиками. Например, нельзя в наименовании закупки лекарств указывать: «Аспирин UPSA», нужно «Ацетилсалициловая кислота».

  • Принцип открытости и прозрачности. Госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов на специальном веб портале государственных закупок (т.е. на сайте государственных закупок). Также в СМИ публикуется извещение о проведении мероприятий по закупкам для государственных нужд. Любой поставщик может принять участие в конкурсе на государственные закупки.

  • Принцип подотчетности. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ).

  • Принцип ответственности. Все органы государственной власти, отдельные чиновники несут административную, гражданскую и уголовную ответственность. Контроль за федеральными и государственными закупками осуществляет федеральная антимонопольная служба – ФАС, и в случае сговора при осуществлении госзакупки ответственность несут обе стороны – закупщик и поставщик. Поставщик в данном случае попадает список недобросовестных поставщиков5.