Файл: Базовые термины дефектологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия
Словарик

на тему: Базовые термины дефектологии

СТУДЕНТКА Барышева А В

РУКОВОДИТЕЛЬ доктор психол. Наук Дмитриева Е.Е.

АССИСТЕНТ Давыдова Ю.П.

Нижний Новгород – 2022 г.

  1. Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной литературе практиче­ски не используется).

  2. Асфиксия новорожденного – патология раннего неонатального периода, обусловленная нарушением дыхания и развитием гипоксии у родившегося ребенка.

  3. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоцио­нальное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью.

  4. Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении, трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации.

  5. Дефицитарное развитие - развитие, связанное с телесными

нарушениями отдельных анализаторных систем. Нарушение психического развития при недостаточности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

  1. Дифференциальная диагностика – процесс отграничения состояния нарушенного развития от других сходных внешне, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных условий для их преодоления.

  2. ЗПР – синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

  3. Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития определенных психических функций.

  4. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями – процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества.

  5. Комплексные (сложные) нарушения – нарушения, которые представлены несколькими первичными


нарушениями.

  1. Лица (дети) с нарушениями развития (отклонениями в развитии, ограниченными возможностями) – это лица (дети), у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органы сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития, что требует создания специальных условий их обучения и воспитания.

  2. Образовательная интеграция – возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения.

  3. Особые образовательные потребности – совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей с особыми возможностями здоровья.

  4. Осложненный дефект – дефект, при котором имеет место

несколько первичных нарушений, но одно из них является основным, ведущим, определяющим структуру аномального развития, (т.е. имеет вторичные отклонения), в то время, как другие первичные нарушения подобной структуры не имеют в силу того, что они не резко выражены или компенсируются, а потому не имеют последствий, однако оказывают влияние на основной, ведущий дефект.

  1. Прогрессирующая деменция – слабоумие, возникающее вследствие хронически протекающих болезненных процессов (мененгит, менингоэнцифалит, эпилепсия, опухолевый процесс и др.).

приобретенное слабоумие. Она возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет.

  1. Психопатия – это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональных сферах

  2. Расстройство аутистического спектра – группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися поведенческими действиями.

  3. Резудуальная деменция – слабоумие, возникающее в результате остаточного поражения мозга, вследствие травмы, инфекции, интоксикации.

  4. Родовая травма — повреждения тканей и органов ребёнка, вызванные механическими силами во время родов, и целостная реакция на эти повреждения со стороны организма, сопровождающаяся нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов.

  5. Специальный стандарт ФГОС – базовый инструмент реализации конституционных прав на образование лиц с ОВЗ, система норм и правил для использования в любом образовательном учреждении, где обучаются, воспитываются дети с ОВЗ.