ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия
Словарик
на тему: Базовые термины дефектологии
СТУДЕНТКА Барышева А В
РУКОВОДИТЕЛЬ доктор психол. Наук Дмитриева Е.Е.
АССИСТЕНТ Давыдова Ю.П.
Нижний Новгород – 2022 г.
-
Аномалия - отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии (в современной литературе практически не используется). -
Асфиксия новорожденного – патология раннего неонатального периода, обусловленная нарушением дыхания и развитием гипоксии у родившегося ребенка. -
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, при котором нарушается осознание и контроль за деятельностью. -
Дефектология – это наука о закономерностях и особенностях развития лиц (детей и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, их воспитании, обучении, трудовой подготовке, социальной адаптации и реабилитации. -
Дефицитарное развитие - развитие, связанное с телесными
нарушениями отдельных анализаторных систем. Нарушение психического развития при недостаточности зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
-
Дифференциальная диагностика – процесс отграничения состояния нарушенного развития от других сходных внешне, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных условий для их преодоления. -
ЗПР – синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. -
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития определенных психических функций. -
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями – процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества. -
Комплексные (сложные) нарушения – нарушения, которые представлены несколькими первичными
нарушениями.
-
Лица (дети) с нарушениями развития (отклонениями в развитии, ограниченными возможностями) – это лица (дети), у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения центральной нервной системы, органы сенсорного восприятия или опорно-двигательного аппарата имеются отклонения от нормального психофизического развития, что требует создания специальных условий их обучения и воспитания. -
Образовательная интеграция – возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения. -
Особые образовательные потребности – совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей с особыми возможностями здоровья. -
Осложненный дефект – дефект, при котором имеет место
несколько первичных нарушений, но одно из них является основным, ведущим, определяющим структуру аномального развития, (т.е. имеет вторичные отклонения), в то время, как другие первичные нарушения подобной структуры не имеют в силу того, что они не резко выражены или компенсируются, а потому не имеют последствий, однако оказывают влияние на основной, ведущий дефект.
-
Прогрессирующая деменция – слабоумие, возникающее вследствие хронически протекающих болезненных процессов (мененгит, менингоэнцифалит, эпилепсия, опухолевый процесс и др.).
приобретенное слабоумие. Она возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2-3 лет.
-
Психопатия – это аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональных сферах -
Расстройство аутистического спектра – группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися поведенческими действиями. -
Резудуальная деменция – слабоумие, возникающее в результате остаточного поражения мозга, вследствие травмы, инфекции, интоксикации. -
Родовая травма — повреждения тканей и органов ребёнка, вызванные механическими силами во время родов, и целостная реакция на эти повреждения со стороны организма, сопровождающаяся нарушением компенсаторно-приспособительных механизмов. -
Специальный стандарт ФГОС – базовый инструмент реализации конституционных прав на образование лиц с ОВЗ, система норм и правил для использования в любом образовательном учреждении, где обучаются, воспитываются дети с ОВЗ.