Файл: Рассказа В. Набокова Рождество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Содержание работы



1. Введение. Поэтические особенности рассказов Владимира Набокова.

11. Основная часть. Интерпретация рассказа В.Набокова «Рождество».

  1. Краткое содержание рассказа.

  2. Символы, употреблённые автором:

а) символы, передающие душевное состояние главного героя;

б) символика цвета;

в) символика числа и света.

111. Заключение.

«Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца - признак истинной яркости, неповторимости таланта».

А.Солженицын
Имя В. Набокова стоит в ряду известнейших мастеров слова первой половины ХХ века. Его произведения поражают тонким психологизмом и умением проникнуть в святая святых человеческой души.
Произведения В.Набокова рассчитаны на творческие возможности читателя, на со-творчество писателя и читателя. Автор говорил, что он пишет «для художников». Отсюда и поэтические особенности его рассказов:

  • - открытость финалов;

  • - внимание к деталям;

  • - основанность рассказов на оттенках того или иного настроения;

  • - внутренняя наполненность души человеческой.

Все эти особенности прослеживаются и в «Рождестве».

. Творчество Набокова созвучно нашему времени; поскольку предельно индивидуалистично, а по степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века. В. Набоков - один из самых эстетических влиятельных художников.

Некоторые критики называли ранние рассказы Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но бессодержательно, красочно, но бесцельно.

В одном из своих последних интервью Набоков заявил: «Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом…»

Особое эстетическое удовольствие доставляет наблюдение за стилем писателя, основными чертами которого являются:

  • - лексическое богатство;

  • - смысловая плотность текста;

  • - языковая игра, в которую вовлекается читатель;

  • - наделённость писателя цветовым слухом, «цветовым ощущением».


Поскольку главные свойства создаваемого Набоковым художественного мира - многослойность и многоцветность, его произведения непросто интерпретировать.

Ключом к интерпретации произведения может служить его заглавие. В силу своей выделенности из основного текста заглавие занимает самую сильную позицию любого произведения и служит его смысловой, эмоциональной и композиционной доминантой. Заглавие анализируемого рассказа «Рождество» характеризуется особой семантической сложностью. События в рассказе Набокова развиваются накануне Рождества, одного из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа, который празднуется в основном 25 декабря. Заимствован христианством из дохристианских культов умирающих и воскресающих богов, «рождение» которых праздновалось в период зимнего солнцестояния. К празднику готовится Иван, слуга Слепцова, устанавливая во флигеле ёлку. Ни в коем случае не хочется проводить параллели между рассказом Набокова и легендой об Иисусе Христе (некоторые произведения Набокова прочитываются как пародии на те или иные факты культуры). Да, через несколько часов во флигеле зародится новая жизнь – на свет появится удивительная бабочка, индийский шелкопряд. Но хочется верить, что к жизни возродится и душа Слепцова, ведь так загадочно об этом сказано в финале рассказа: «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно - бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова, главного героя повествования, несчастье: он хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом, когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».

Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату, перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не знал…

Смертельная тоска охватывает героя… Он решил уйти из жизни «сегодня же»:»…и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…»



Но в это время что-то щелкнуло - это из кокона появилась бабочка, медленно развернула крылья, и эти «крылья вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья» …
В начале рассказа «Рождество» перед нами предстаёт человек, явно переживший большое горе. «Так бывает после больших несчастий», - замечает повествователь, тем самым возводя частный случай в общий для всех закон. Уже в первых двух предложениях Набоков задаёт время и пространство. Слепцов – помещик («вернулся в свою мызу») начала века. Он возвращается в своё родовое гнездо после полугодового отсутствия, за время которого с ним случилась страшная драма.

Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель.

Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Внутренний конфликт и является в рассказе Набокова сюжетообразующим.

Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне? С каждой главой нарастает драматизм повествования.

Вторая часть имеет трёхчастную композицию: утро – день – вечер. Сообразно природе меняется и душевный настрой Слепцова. Вначале его глазами мы видим восхитительный утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы» стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение: «ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст – фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…

Только теперь мы узнаём причину терзаний Слепцова: сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Вот и весь сюжет, но при его пересказе исчезло что-то главное, что доставило при чтении эстетическое наслаждение, вызвало чувство сопереживания…

Теперь обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы.

Но сначала , наверное, нужно немного сказать о символе вообще.

Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый же в словесном выражении – это троп.

В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями, например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму.

Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - какие ассоциации они вызывают?

Красота, стремительный полёт, краткость жизни – как похожи они на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И – о чудо! – куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, - оживает, на глазах изумлённого Слепцова превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Можно принять современное толкование слова «бабочка» - это символ суетности, легкомыслия. Возможно, это значение поможет понять характер взаимоотношений отца и сына при жизни: внешние доброжелательные контакты и незнание того, что делается в душе, поэтому так велика для Слепцова горечь утраты, потому жизнь дальше кажется ему невозможной. А в древности бабочка являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души). Каким глубоким философским содержанием наполняется рассказ Набокова!

Как известно, путь к философии любого писателя лежит через его филологию. Попробуем проанализировать язык кульминационной сцены. Неопределённые местоимения показывают смятение, удивление, которые вызывает «тонкий звук» в душе Слепцова. Обилие однородных сказуемых и обстоятельств, выраженных деепричастиями, передаёт стремительность происходящих действий, уменьшительные формы указывают на трепетное отношение к новорождённому существу. Местоимение «оно» говорит нам о том, что Слепцов просто не представляет, как описать случившееся. Множество точных цветовых эпитетов (бархатные бахромки, чёрные мохнатые лапки) позволяют не только увидеть, но буквально ощутить это «трепетное» новорождённое существо. Повторами «так», «оттого-то» Набоков усиливает эффект напряжённого ожидания. Градация («в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья») как нельзя точнее передаёт переворот, свершившийся в душе «прозревшего» Слепцова.


Вторым образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и в то же время напоминает человеку о предстоящих родившемуся Христу страданиях. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом").
Интересно значение других слов-символов: мост - метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых: а еще символ памяти. Недаром описание внешности сына даётся именно на мосту, вот таким он остался в памяти отца: «Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелёк на широком поясе, весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших сандалиях».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.