Файл: Рассказа В. Набокова Рождество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

В поэтике Набокова среди других средств художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками действительности.

Перечитаем пейзажную зарисовку из 2 части рассказа, описание утра накануне «Рождества»:

«… Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.»

Мы зримо представляем себе парк, в котором оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка ( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).

Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.


Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу). Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).

Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Белый - позитивная сторона антитезы «черное - белое». Семантика черного цвета неоднозначна. Он обозначает не только беду, несчастье, но и справедливость. Как не вспомнить булгаковского Воланда, одетого в черную мантию, представляющего силу, которая «вечно хочет зла и вечно творит добро».

Слово «7» символизирует космический и духовный порядок и завершение природного цикла. Употреблением антонимов «черный - белый» 7 раз Набоков подчеркивает равновесие добра и зла в мире. Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. К сожалению, семерка учит, что все или почти все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует.

Зеленый цвет связан с жизнью растений, весной, молодостью. (ель).

Коричневый цвет - смирение, отречение, бедность.

Желтый - наиболее противоречивый из всех цветов - от позитивного до негативного.

Теплые тона желтого разделяют солнечную символику золота, счастья, изобилия. Негативный оттенок - цвет умирающих листьев, его связывают со сроком приближения смерти, загробной жизнью.

Синий цвет - цвет неба, символ вечности, истины, веры, чистоты, целомудрия.

Серый - отречения, смирение, меланхолия, безразличие. Как цвет праха, иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой.

Употреблены оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными, запоминающимися . В 11 веке у древних славян цвета радуги ограничивались четырьмя цветами:

«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное...»

Четыре цвета связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от огня, черный или багряный от земли.

Со временем человек создал новые слова для обозначения цветов, и процесс этот еще не закончен.

Строго говоря, языковые средства изображения мира у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других писателей, это «цветовые» прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др.), глаголы (синеет), существительные (синева, голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст, слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при чтении:



«Деревья - груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой».

«… над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест».

Мир красок, цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых ассоциаций.

Большое значение в поэтике Набокова имеет и освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».

Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я», а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во всей Вселенной…

Два – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Два символизирует несколько ситуаций. В – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, - это символ объединения частей и связи между частями целого.

Крупный индийский кокон был куплен за три рубля. Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель – законченности.

Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.


Никаких качественных изменений четыре не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к жизни.

И ещё об одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия, шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается символом человеческой души.

Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.

В рассказе нет традиционных портретных описаний героев, но лёгким штрихом Набоков создаёт удивительно привлекательный образ мальчика–подростка. «Неповторимым смехом» играет его лицо, «весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги». Герой помнит его облик и одежду до мельчайших подробностей. Сознание отца воссоздаёт живой облик сына; Слепцов просто не в силах примириться с фактом смерти. Он проводит час у могилы. Но здесь ему кажется, что он ещё «дальше от сына». Читая это описание, невольно вспоминаешь родителей Базарова и концовку тургеневского романа.

Нет описания внешности и главного героя Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе. Мы ничего не знаем о мыслях, которые приходят в голову Слепцова. Да и способен ли думать человек в таком состоянии?! «Сурово затосковав», «с тяжёлым рыданием» он входит в старый дом, откуда веет «не зимним холодком». Не зимний – склепный холод, мебель в саванах, тревожно жёлтые и чёрные цвета – этим нагнетанием деталей Набоков достигает почти мистического эффекта! Слепцов перебирает вещи сына, «горбясь, всхлипывая всем корпусом». Всё знакомо: «тут», «вон», «а вон». Череда параллельных конструкций передаёт «мучительный процесс узнавания». Сын, как и отец, любил природу.


«Порванные», «мёртвые» рядом с «пахнущим летом травы зноем», яркие бабочки. Эти детали–подробности в совокупности рисуют внутренний образ героя. Диалог со слугой Иваном дополняет образ героя, делает его психологически насыщенным.

В угнетённом состоянии застаёт героя главный христианский праздник – Рождество. Слуга Иван – хранитель традиций имения – не забывает принести ёлку, которую Слепцов просит убрать. Он удивляется: «Неужто сегодня Сочельник? Как это я забыл.» Набоков воспроизводит поток сознания Слепцова. Не в силах принять смерть сына, он уверен в бессмысленности своего существования, более того – в неизбежности скорой смерти: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же… Жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплотная, лишённая чудес», - такое определение даёт человеческому существованию обезумевший от горя человек. В самом деле, когда дети гибнут раньше своих родителей, в расцвете сил, это невозможно ни понять, ни принять. Набоков воспроизводит вечную жизненную драму, от которой не застрахован ни один из нас. Но если его герой, взойдя на последнюю ступень отчаяния, не видит смысла жить дальше и бороться, то автор – тот, кто мудрее своего героя, - подсказывает неожиданный выход. Размышления героя прерывает звук («как будто лопнула натянутая резина»), подобный чеховскому звуку лопнувшей струны…
Всмотримся в организацию времени и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что автор, как и его герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.
В рассказе две сюжетные линии, в каждой из которых отражена одна из граней авторского замысла. Первая: Слепцов и его сын. Перечитывая дневник своего ребёнка, отец неожиданно узнаёт о чувстве, которое сын питал к какой-то девушке: «Мы…переглянулись, моя прелесть, моя радость…» Необычайно трогательно это первое чувство. Однако эта тайна, недосказанность между отцом и сыном доставляет отцу такую же муку, как и смерть.

Вторая сюжетная линия: Слепцов и Иван. Детали помещичьего быта, безумно дорогие и для Слепцова, и для автора мелочи, традиции. Так, в тексте упоминается «Фрегат "Паллада"», знаменитое произведения И.А. Гончарова, воспевавшего когда-то уклад деревенской России. Заметим, Иван - «тучный слуга, недавно сбривший себе усы». Что это: проявление новой моды, окончательно побеждающей патриархальные устои?