Файл: Пм 01 Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социальнопедагогической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 510

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
В процессе производственной практики ПМ 01 Преподавание по программам
дополнительного образования детей в области социально-педагогической
деятельности студент выполняет следующие виды работ:
Тема 4. Подготовка и проведение пробных занятий по программам
дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности
Разработать, провести, обсудить занятия по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (см. Приложение 1.)
Провести анализ и самоанализ проведенных занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. (см.
Приложение 2)
Тема 5. Оформление документации, обеспечивающей образовательный процесс
по программам дополнительного образования в области социально-педагогической
деятельности
Разработать и оформить конспекты занятий по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности, реализуемых в учреждении (см. Приложения 1, 2)
Провести подбор и обоснование отбора эффективных контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики достигнутых результатов (см. Приложение 3)
Тема 6. Предметно-развивающаяся среда как фактор, обеспечивающий
результативность преподавания по программам дополнительного образования
Проанализировать предметно-развивающую среду базы практики и ее основных особенностей. Осуществить диагностику и мониторинг состояния предметно- развивающей среды для деятельности педагога дополнительного образования (См.
Приложение 4).
Создать проект предметно-развивающей среды для реализации задач программ дополнительного образования в области социально –педагогической деятельности (См.
Приложение 5)
Подготовить методические материалы для реализации проекта предметно- развивающей среды (памятки, буклеты, плакаты, иные информационные материалы)
(См. Приложение 6)
Тема 7. Изучение, обобщение, распространение и использование передового
методического опыта преподавания программ дополнительного образования в
области социально – педагогической деятельности
Изучить передовой методический опыт в области дополнительного образования, в том числе в области социально- педагогической деятельности (См. Приложение 7)
Разработать папку методических материалов по результатам изучения педагогического опыта для использования на занятиях социально – педагогической направленности. В нее можно поместить конспекты занятий, методические разработки, описание образовательных технологий, которые используются педагогами дополнительного образования на занятиях социально – педагогической направленности
(См. Приложение 8)
Тема 8. Осуществление исследовательской и проектной деятельности в области
дополнительного образования
Изучить особенности организации и содержания исследовательской деятельности в системе дополнительного образования


Разработать аппарат исследования по одной из проблем дополнительного образования, в том числе в области социально – педагогической деятельности
Осуществить руководство учебно-исследовательской деятельностью обучающихся по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме базы практики или курсового (выпускного проекта). (См. Приложение 9)
Тема 9. Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация
и обобщение результатов, написание отчета.
Выполнить анализ собственной деятельности в период практики и результатов практики. Оформить отчет по практике, а также приложения к отчету.
По окончании производственной практики по ПМ 01. Преподавание по программам дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности студенты представляют руководителю практики от колледжа следующую документацию:
1. Характеристику о работе студента во время практики.
2. Отчет о выполнении заданий практики.
3. Приложения к отчету о проделанной работе:
Приложение 1. Конспекты зачетных мероприятий
Приложение 2 Самоанализ зачетных занятий по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности.
Приложение 3 Разработки контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики достигнутых результатов занятий
Приложение 4 Анализ предметно-развивающей среды базы практики
Приложение 5 План создания предметно-развивающей среды для реализации задач программ дополнительного образования в области социально –педагогической деятельности
Приложение 6 Разработка методических материалов для реализации проекта предметно-развивающей среды
Приложение 7 Анализ существующего педагогического опыта преподавания по программам дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности
Приложение 8 Перечень и описание методических материалов по результатам изучения педагогического опыта.
Приложение 9 Разработка аппарата исследования в области дополнительного образования

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Примерная структура плана-конспекта занятия в системе ДО
Педагог дополнительного образования_______________
Творческое объединение______________________
Группа______, год обучения__________
Дата: ________
Тема: ______________
Цель: _______________
Задачи:
1. Обучающие
1.
2.
3.
ІІ.
Развивающие
1.
2.
3.
ІІІ.
Воспитательные
1.
2.
3.
Оборудование занятия:
ІІ.
Дидактический материал для воспитанников:
1.
2. п(педагог)
Ход занятия д(дети)
(слова, действия педагога и
Врем

я воспитанников)
П: Д:
I этап. Организационный момент
2 мин.
П: Д:
II этап. Введение в тему занятия
3 мин.
П: Д:
III этап. Объяснение темы занятия
8 мин.
П: Д:
IV этап. Практическая работа
15 мин.
П; Д:
V этап. Физ. минутка (динамическая пауза, проводится при необходимости)
3 мин.
П: Д:
VI этап. Практическая работа
10 мин.
П: Д:
VII этап. Подведение итогов
2 мин.
Подпись педагога дополнительного образования:

Приложение 2
Схема анализа занятий по программам дополнительного образования в области
социально – педагогической деятельности
Анализ занятия -разбор содержания занятия по егосоставляющим (с разных точек зрения) для оценки в целом; один из основных способов изучения и обобщения опыта; одно из условий совершенствования педагогического мастерства.
Общие критерии анализа занятия:
1. Место занятия в программе курса;
2. Реализация поставленных целей и задач в соответствии с разработанным планом;
3. Содержание и методы обучения (последовательность и оптимальное распределение времени; дифференцированный и индивидуальный подход, проблемные методы обучения), их соответствие возрасту детей;
4. Активизация познавательной деятельности детей, проявление их самостоятельности и творческих возможностей; используемые методы, формы и приемы активизации деятельности, внимания детей.
5. Этика отношений педагог-ребенок, общая психологическая атмосфера;
учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
6. Педагогическая культура (культура речи педагога, умение реагировать на возникшую ситуацию);
7. Подведение итогов, формулирование выводов.
После анализа и самоанализа сделайте итоговый вывод.

Приложение 3
Примерные контрольно-измерительные материалы, формы и методы диагностики
достигнутых результатов
Анкета для методиста, анализирующего занятие
Проводится с целью контроля качества преподавания, уровня знаний, умений и навыков детей, состояния образовательного процесса.
1. Достигнуты ли поставленные педагогом задачи? (да, нет, частично) а) обучающие-б) развивающие- в) воспитательные-
2.
Все ли методические требования соблюдены в начале занятия?______________________________________________
3. Насколько уровень изложения теоретического материала (по пятибалльной системе) а) научен -____ б) логичен -____ в) систематичен - ___ г) доступен -____
4. Чем оснащено занятие? а) наглядностью; б) раздаточным материалом; в) техническими средствами обучения.
5.
Какие приемы успешного запоминания использует педагог?______________________________________________
6.
Какие аспекты отражают воспитательную сторону занятия?________________________________________________
7. Оцените степень проявления внимания детей (по пятибалльной системе) а) в начале занятия -___ б) в середине занятия - ___ в) в конце занятия -___
8. Проявляют ли дети активность - ___ а) в процессе изучения нового материала -___

б) при закреплении нового материала - ____
9. Проявляют ли дети самостоятельность в суждениях?
10. Какова дисциплина на занятии? (оценить по пятибалльной системе) а) готовность к занятию -___ б) во время занятий -___ в) во время самостоятельной работы -___
11.
Предложения, советы и замечания педагогу, проводившему занятие_________________________________________________
12. Какие формы работы использовали бы Вы при проведении данного занятия?
II. Анкета для педагога, проводившего занятие
Проводится с целью самоанализа.
1. Общие сведения: а) охарактеризуйте коротко учебную группу: состав, возраст, год обучения, способности детей, ожидаемый результат. б) охарактеризуйте материалы и оборудование, используемые во время учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, ТСО.
2. Тема учебного занятия: а) место в учебном курсе; б) степень сложности для данной группы.
3. Задачи учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.
4. Содержание учебного занятия: а) соответствие содержания занятия его цели; б) развивает ли учебный материал творческие способности детей? Если да, то как? в) созданы ли на занятиях условия для развития устойчивого интереса к обучению? г) формированию каких знаний, умений и навыков содействует материал?
5. Тип учебного занятия: а) какого типа занятие; б) место занятия в учебном курсе; в)способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.
6. Структура учебного занятия:
а) этапы занятия и их последовательность; б) главный этап занятия и его характеристика; в) насколько обеспечена целостность занятия? 7. Методы обучения: а) соответствуют ли применяемые методы целям занятия? б) эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей; в) результативность используемых методов.
8. Система работы педагога: а) умение организовать работу детей; б) правильность определения объема учебного материала для обучающихся; в) поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения); роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы учащихся: а) организованность, активность; б) отношение к педагогу, способность сосредоточиться на конкретном предмете; в) уровень усвоения знаний и умений, умение применять их на практике. 10. Общие результаты учебного занятия: а) выполнен ли запланированный объем? б) реализована ли цель занятия? Если нет, то что явилось причиной? в) общая оценка результата и эффективности занятия.
III. Анкета для учащихся, занимавшихся на данном занятии
Проводится с целью выявления степени интереса учащегося к теме занятия, прочности знаний, умений и навыков ребенка по данной и предыдущим темам.
1. Что больше всего заинтересовало тебя на данном занятии?
2. Смог бы ты дополнить это занятие интересным материалом по теме?
3. Сформулируй несколькими словами основную мысль занятия.
4. Есть ли у тебя вопросы к педагогу по данной теме?
5. Как бы ты провел занятие по данной теме, если был бы на месте педагога? а) оставил бы все без изменений; б) внес бы следующие изменения:________.


Приложение 4
Анализ предметно-развивающей среды базы практики
Критерии оценки предметно-развивающей среды базы практики
Показатели
Название учреждения, адрес
Характеристика основных субъектов социально – педагогической деятельности учреждения
(педагогический коллектив, коллектив обучающихся. родительская общественность)
Наличие и характер пространства для проведения мероприятий различных видов и форм социально – педагогической направленности
Площадь актового зала (при наличии)
Число посадочных мест
Характеристика освещения (направление потока света, количество оконных проемов, гигиеническое состояние окон, наличие осветительных приборов, их тип и количество, наличие штор и их тип)
Характеристика состояния учреждения в целом (эстетичность оформления, соблюдение гигиенических норм, комфортность работы учителя и обучающихся)
Характеристики помещений для рекреации ( количество, характер оборудования )
Технические средства обучения (виды оборудования, количество, место расположения
Другое оборудование, цель его установки
Анализ сайта учреждения (доступность информации, ее полнота, представление достигнутых результатов деятельности и др.)
Стенды и их содержание
Наличие необходимой документации (план работы, план развития, инструкции по технике безопасности, образовательные стандарты, другое)
Комплект литературы (сборники сценариев и т.п.)
Наличие дидактических материалов, контрольно-оценочных средств, наглядных пособий, словарей, справочников, методической литературы
Как представлены результаты деятельности учащихся

Приложение 5
План создания предметно-развивающей среды для реализации задач программ
дополнительного образования в области социально –педагогической деятельности
Направления деятельности
Период
Вовлеченность субъектов педагогического процесса
Вовлеченность родителей и обучающихся
В работе могут указываться: приобретение пособий, инвентаря и пр., обновление и изготовление стендов, разработка дидактического материала, разработка методических материалов и пр., изготовление раздаточного материала, озеленение и пр.
Приложение 6
Примерный перечень методических материалов для реализации проекта
предметно-развивающей среды
1. Методические рекомендации к проведению мероприятия той или иной
формы
2. Анкеты, опросники, тесты для родителей и воспитанников, необходимые
для подготовки и проведения мероприятия
3. Плакаты, листовки, памятки, буклеты и иные информационные
материалы, необходимые для организации и проведения мероприятия.
4. Иное