Файл: Диагностические возможности методик изучения эмоций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опросник «Басса- Дарки». Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является Опросник Басса- Дарки.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных реакций:

- Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другого лица.

- Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

- Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

- Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

- Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы). - Чувство вины- выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Тест «Цветовой дневник настроения» Целью данной методики является отслеживание эмоциональных переживаний у подростков. А также анализ причин возникновения причин возникновения этих переживаний. Дневник предлагается заполнять по следующей схеме: Дни недели Что переживал? Почему? Как справился? Кому рассказал? пн вт ср чт пт сб вс

2.2 Результаты исследования

В исследовании принимало участие 20 человек- учащиеся в возрасте 13 и 15 лет школы №1. Участники были разбиты на две группы- в первую группу входили подростки 13 лет, во второю – 15 лет. Целью исследования являлось определение уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных неблагополучий. В ходе исследования нами были использованы следующие методики:


  • цветовой дневник настроения:

  • Опросник Баса- Дарки;

  • Тест Кеттела;

  • Проективная методика «Несуществующее животное».

В ходе предварительного наблюдения нами были замечены следующие проявления: В первой группе подростков в возрасте 13 лет наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем во второй. В группе подростков 15 лет прослеживалась сдержанность в проявлении своих эмоций. Предварительная беседа с подростками показала, что как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем необходимо отметить, что подростки 13 лет не владеют достаточным запасом терминов обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания значительно расширяется. Подростки достаточно хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств присущих человеку.

Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Для этой цели использовалась методика «Цветовой дневник настроения» и в той и другой группе. Методика цветовой дневник настроения (описание методик см. в предыдущей части работы). В ходе исследования мы получили следующие результаты:

В группе подростков 13 лет преобладает раздражение ( 7 чел), т.е. в большинстве случаев ( настроение оценивалось каждый день в течение недели) подросток испытывал раздражение, причем указывались такие причины как:

  • непонимание родителей- 4 чел;

  • напряженные отношения со сверстниками – 2 чел.;

  • ссоры с близкими людьми) сестра, брат) – 1 чел.

  • чувство радости -4чел.;

  • чувство напряжения – 6 чел.

В группе подростков 15 лет были получены следующие данные:

  • хорошее веселое настроение- 8 чел.;

  • спокойствие – 2 чел.,

  • чувство гнева, раздражительности – 2 чел.

Как видно из результатов, в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный. Подростки находятся в напряжении и особенно это касается взаимоотношений с окружающими. Более старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.

Для боле глубоко исследования был проведен тест Кеттела, в большей степени нас интересовали шкалы

  • «Эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»; «Уверенность в себе – тревожность»;

  • «Расслабленность – напряженность».


Результаты исследования следующие:

Подростки 13 лет:

  • Эмоциональная устойчивость 2 чел.;

  • Эмоциональная неустойчивость 8 чел.;

  • Уверенность в себе 2 чел.;

  • Тревожность 8 чел.;

  • Расслабленность 3 чел.;

  • Напряженность 7 чел.

Подростки 15 лет:

  • Эмоциональная устойчивость 6 чел.;

  • Эмоциональная неустойчивость 4 чел.;

  • Уверенность в себе 7 чел.;

  • Тревожность 3 чел.;

  • Расслабленность 8 чел.;

  • Напряженность 2 чел.

В ходе исследования также выяснилось, что подростки младшей группы более склонны к частой смене настроения, переменчивости интересов, быстрой утомляемости, раздражительности. Подростки старшей группы более выдержаны, эмоциональны зрелы и оптимистично настроены. Также отмечены проявления постоянства интересов.

Опросник Баса- Дарки был применен для оценки уровня агрессивных проявлений у подростков той и другой группы. Здесь в основном нас интересовали такие шкалы как «негативизм», обида», «раздражение», «подозрительность», «чувство вины», т.е те аспекты, которые могут сыграть свою роль в возникновении агрессии и которые могут явиться деструктивными тенденциями эмоционального развития личности подростка. В ходе исследования были получены следующие результаты:

Подростки 13 лет:

  • Проявления физической агрессии 5 чел.;

  • Косвенная агрессия 5 чел.;

  • Раздражение 7 чел.;

  • Негативизм 6 чел.;

  • Обида 6 чел.;

  • Подозрительность 6 чел.;

  • Вербальная агрессия 9 чел.;

  • Чувство вины 4.

Подростки 15 лет

  • Проявления физической агрессии 1 чел.;

  • Косвенная агрессия 1 чел.;

  • Раздражение 5 чел.;

  • Негативизм 3 чел.;

  • Обида 4 чел.;

  • Подозрительность 4 чел.;

  • Вербальная агрессия 3 чел.;

  • Чувство вины 2 чел.

Как видно из результатов, опять же подросткам 13 лет свойственно более негативное выражение своих эмоций и чувств. Пятнадцатилетние подростки испытывают чувство негативизма и раздражительности в меньшей степени и возможно это происходит за счет того, что к более старшему подростковому возрасту формируются регуляторные функции. Подростки становится более спокойнее и рассудительнее. Соответственно налаживаются отношения с окружающими, общий эмоциональный фон становится более благоприятным.


В заключении мною была использована Методика «Несуществующее животное», где также интересовала проблема оценки эмоционального развития подростка. Данная методика является проективной, направлена на выявления личностных особенностей человека. В первую очередь оценивалась цветовая гамма, выбранная подростком. Примечательно что в группе тринадцатилетних подростков при рисовании животного использовались черные, коричневые и синие цвета. Причем изображения самих животных было угрожающим, с признаками агрессии. Сила, нажима, штриховки свидетельствуют о состоянии тревоги и напряженности у подростков.

Итак, в ходе проведенного исследования я получила следующие результаты: среди обследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Основной причиной возникновения негативн6ых переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями.

Как я оцениваю диагностические возможности методик изучения эмоций:

В настоящее время методики для измерения эмоционального состояния, сталкиваются со многими трудностями. Различные методики недостаточно согласуются друг с другом, и нет внятных оснований для того, чтобы утверждать, что люди способны адекватно оценить свои способности в области понимания эмоций и управления ими. Если взять подростков, то мы понимаем, что эмоции могут меняться в течении короткого промежутка времени и довольно таки часто. В частности, эмпирические исследования позволили разработать достаточно надежные шкалы с приемлемой критериальной валидностью. Однако эти шкалы пересекаются с методиками, измеряющими личностные черты, но всё же эти методики, которые я применила в своей работе, более эффективны по сравнению с другими и используются много лет в практике, а если их используют не один год-это значит, что они работают.

Заключение

Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека. У подростков по сравнению с младшим школьным возрастом, характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Подростки в большей степени способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В то же время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не мене подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими.


Наряду с этим у подростков возрасте отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения на ребенка. Проблема эмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах таких авторов как Анохин П.К,. Грецов А.Г., Дерманова И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др.

В ходе проведенного исследования я получила следующие данные: среди обследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение обиду и т.п. Младшие подростки чаще раздражаются, испытывают чувство гнева, в то время как старшие подростки стараются сдерживать и управлять своими эмоциями. Основной причиной возникновения негативн6ых переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями.

Использованная литература:

  1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.

  2. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.

  3. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.

  4. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / . - М.: Academia, 2018. – 256 с.

  5. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.

  6. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2017. - 319 c.

  7. Мутафьян, О. А. Кардиомиопатии у детей и подростков / О.А. Мутафьян. - М.: Диалект, 2019. - 272 c.

  8. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.

  9. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.

  10. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

Научные журналы: