Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие "преступления против военной службы" отражает ряд специфических признаков рассматриваемой группы преступлений, предусмотренных главой XI УК РФ. Эти преступления совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов и касаются нарушений установленного порядка прохождения военной службы. Такое определение согласуется с содержанием статей 1 и 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Характеристиками военных преступлений являются следующие признаки: родовым объектом, на который они направлены, является установленный законодательством порядок прохождения военной службы, который имеет относительную самостоятельность; специальный субъект преступления – это военнослужащий, а также гражданин, который находится в запасе в период прохождения военных сборов; признание деяния преступным связано с так называемой «военной противоправностью», а именно с прямым предусмотрением соответствующей статьей главы XI УК РФ.14
Для определения преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего прохождение военной службы, необходимо учитывать применение соответствующих нормативных правовых актов, наряду со статьями главы XI УК РФ «Преступления против военной службы». Поскольку трактовка последних имеет общий характер, это может способствовать бланкетному подходу к определению признаков состава преступления. Поэтому важно учитывать и другие нормативно-правовые документы, которые регулируют порядок прохождения военной службы и нарушаются при совершении военных преступлений.
Российский законодатель использовал объектно-субъектный подход для формулирования определения понятия преступлений против военной службы. Аналогичный подход используется для раскрытия понятия рассматриваемой группы преступлений в зарубежных странах. Однако, существуют некоторые различия в правовом регулировании данного вопроса в Российской Федерации и зарубежных странах. Например, в некоторых зарубежных странах нормы о военных преступлениях выносятся как отдельное законодательство. В Соединенных Штатах Америки и Франции также имеются такие нормы.
Вопросы уголовно-правовой ответственности военнослужащих регулируются соответствующими уголовно-правовыми нормами военных кодексов юстиции. В них регулируется также формирование и полномочия военных судов, процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел и другие аспекты. В Германии эти вопросы регулируются Военно-уголовным законом, в то время как в Великобритании они регулируются Актами об армиях, которые касаются воинской дисциплины в сухопутных войсках и военно-морских силах.
В Италии есть два специальных акта, регулирующих военно-воздушные силы: Военно-уголовный кодекс военного времени и Военно-уголовный кодекс мирного времени. Практика создания отдельного военно-уголовного законодательства была характерна и для России на разных исторических этапах15. До революции в России действовал Военный устав о наказании, а в СССР - Закон об уголовной ответственности за военные преступления. Однако, в настоящее время уголовная ответственность за военные преступления в России регулируется общим законодательством.
Глава XI УК РФ содержит уголовно-правовые положения, относящиеся к
Федерации. Это позволяет учесть общие положения уголовной ответственности за совершение преступления, сформулированные в нормах общей части, а также связь уголовного законодательства с общегосударственным военным строительством.
Его направленность на обеспечение боеспособности Вооруженных Сил и других воинских формирований, включая уголовно-правовые средства, также отмечена.
Возможность использования вопроса в условиях военного положения, в боевой обстановке с учетом статуса военнослужащих – субъектов преступлений против военной службы, является одной из особенностей этого понятия. Преступления против военной службы, как отдельный вид преступления, включают в себя все обязательные признаки, такие как общественную опасность, противоправность, виновность и наказуемость, однако каждый из них имеет свою особенность, связанную со структурой общественных отношений в сфере.
В преступлениях против военной службы нарушаются интересы военной безопасности государства, которые направлены на сохранение боеспособности Вооруженных Сил и других воинских формирований, выполнение государственных задач, а также защищенность страны от возможной угрозы. Общественную опасность таких преступлений обусловливает создание или причинение опасности вреда интересам лица, общества и государства, которые подлежат защите по уголовному закону.16
Подрыв боеспособности воинских подразделений любым преступлением против военной службы наносит существенный ущерб боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации и, в свою очередь, угрожает военной безопасности государства. Таким образом, преступления против военной службы являются общественно опасными, поскольку они могут причинять или создавать угрозу существенного вреда интересам военной безопасности государства в области обороноспособности. Эта категория преступлений характеризуется повышенной степенью общественной опасности.
Признаком преступлений против военной службы является их предусмотрение в главе XI УК РФ. Другие преступления, такие как кража или изнасилование, должны быть квалифицированы по статьям других глав УК РФ. Однако, если действие военнослужащего подпадает под признаки, указанные в главе XI УК РФ и одновременно под общую уголовно-правовую норму, которые находятся в равных частях отношений "специальной" и "общей" нормы, оно также будет рассматриваться как преступление против военной службы.
Для оценки действий необходимо руководствоваться нормами главы XI УК РФ. В данном случае нарушение законодательства, регулирующего прохождение военной службы, является признаком противоправности преступления. Поэтому для определения наличия военного преступления всегда нужно выяснить, какие именно нормы законодательства (кроме УК РФ) были нарушены. Виновность заключается в умышленном действии или бездействии и их последствиях, а также в психическом состоянии субъекта.
Содержание вины в военных преступлениях связано с наличием неосторожности и имеет свои особенности. Для каждого конкретного военного преступления предусмотрены определенные виды и размеры наказаний, однако некоторые из них могут быть применены только к военнослужащим. Например, статья 55 УК РФ устанавливает возможность содержания в дисциплинарной воинской части, а статья 51 УК РФ - ограничение по военной службе. Признаки, которые образуют содержание понятия преступления против военной службы, включают наличие всех рассмотренных признаков. Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то деяние не может быть признано преступлением против военной службы.
В научной литературе нет единого мнения относительно классификации преступлений против военной службы. Наиболее распространенной является классификация по объектам уголовно-правовой охраны. Она включает следующие виды преступлений: преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими (статьи 322-336 УК), преступления против порядка прохождения военной службы (статьи 337-339 УК) и преступления против порядка несения специальных видов служб (статьи...).
Существует классификация преступлений в сфере военного законодательства, включающая преступления против порядка использования военных объектов и имущества. Это включает в себя преступления против порядка подготовки и проведения военных действий, преступления против порядка эксплуатации военной техники и преступления против порядка сбережения военного имущества. Однако, данная классификация не является идеальной, поскольку имеет недостатки, так как не до конца выдержан единственный критерий деления этих преступлений в зависимости от объекта, представляющего собой установленный порядок прохождения военной службы.
В рассматриваемой системе выделяется вторая группа элементов, которая не основывается на критерии объекта преступления, а на критерии объективной стороны преступления, выраженной в особом характере действий. Однако, возможно, более удачной является классификация преступлений против военной службы, предложенная В.Л. Маркеловым. Эта классификация включает преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений и преступления против порядка пребывания на военной службе, которые описаны в соответствующих статьях УК РФ.
В свою очередь, классификация В.Л. Маркелова предлагает разделение преступлений, связанных с военной службой, на следующие категории: преступления против порядка пребывания на военной службе (статья 339 УК РФ); преступления против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (статьи 340-345 УК РФ); преступления против порядка сбережения военного имущества (статьи 346-348 УК РФ); преступления против порядка эксплуатации военно-технических средств (статьи 349-352 УК РФ). Использование данной классификации позволяет избежать недочетов в формулировках и построении описания преступлений, связанных с военной службой. В итоге, можно сделать вывод о том, что под преступлениями, связанными с военной службой, понимаются различные нарушения правил и порядков ведения военных операций, а также эксплуатации военной техники и сохранения военного имущества.
Военной службой занимаются не только призывные и контрактные военнослужащие, но и граждане, находящиеся в запасе. Однако, любые противоправные действия или бездействия, совершенные ими с умыслом или по неосторожности, направленные против установленного порядка прохождения военной службы, признаются общественно опасными и караются по главе XI УК РФ.
Глава 2. Специфика и ответственность за преступление против военной службы
2.1. Система составов преступлений против военной службы
Для определения преступления против военной службы необходимо учитывать несколько элементов: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Их наличие позволяет выделить это преступление из числа общеуголовных и более точно определить его признаки и границы уголовной ответственности. Объект в данном случае является показателем общественной опасности преступления, отличающим его от других преступлений. Он также помогает определить общественно опасные деяния, провести разграничение смежных преступлений и различить преступные действия от непреступных. Важно отметить, что объекты преступлений могут иметь свои особенности.
Своеобразность против военной службы заключается в том, что это значит нарушение определенных обязанностей и правил поведения. Военные преступления представляют собой нарушение установленного порядка несения военной службы, которые могут проявляться как в форме действия, так и в форме бездействия. Преступление, предусмотренное статьей 332 УК РФ, может быть совершено только в форме бездействия. Статьи 340-344, 347-352 УК могут предусматривать преступления как в форме действия, так и в форме бездействия.
Нарушения порядка прохождения военной службы, не упомянутые в главе 33 УК РФ, не считаются военными преступлениями. К таким нарушениям можно отнести самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, на период не более двух суток, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - не более десяти суток и т.д. Также действия, которые формально считаются воинскими преступлениями, но подпадают под признаки статьи 14 части 2 УК РФ, не являются военными преступлениями.
Объективная сторона составов преступлений может включать как обязательные, так и факультативные признаки. Один из обязательных признаков, выделяемый большинством ученых, это наличие общественно опасного деяния. Это положение справедливо в особенности для преступлений с формальным составом. Преступления, предусмотренные статьями 333-339, 345, 346 УК РФ, относятся к преступлениям против военной службы и имеют формальный состав. Они признаются оконченными с момента совершения общественно опасного деяния и не требуют дополнительных действий.