Файл: Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии сэра Николаса Бэкона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

yevseyv@mail.ru

Бэкон Веруламский (1561-1626 гг.), известный более как «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» был чрезвычайно многогранной личностью1.

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Лондоне в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, хранителя большой печати Англии – сэра Николаса Бэкона. Анна Кук, супруга Николаса и мать Фрэнсиса происходила из семьи сэра Антони Кука – воспитателя короля Эдуарда VI, была весьма образованной женщиной, которая владела древнегреческим языком и латынью: переводила на английский язык теологические трактаты и проповеди. Фрэнсис рос слабым и болезненным ребенком, но рано у юноши обнаружились необыкновенные умственные способности и любознательность. Королева Елизавета I пришла в восторг, увидев впервые мальчика. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Кембриджский колледж, где еще существовала схоластическая система образования. Проучившись около трех лет в колледже, Ф. Бэкон покидает его, унося с собой сохранившуюся на всю жизнь скептицизм к философии Аристотеля, по его мнению, пригодной лишь «для изощренных диспутов», но «бесплодной» в отношении всего, что могло бы служить пользе человеческой жизни.

После окончания университета, Фрэнсис Бэкон отправился в путешествие во Францию и поселился в Париже. Он был зачислен в состав английской миссии, выполнял ряд дипломатических поручений; эта работа позволила юному Ф. Бэкону познакомиться с политической, придворной и религиозной жизнью и других стран континента – итальянских княжеств, Германии, Испании, Польши, Дании и Швеции, результатом чего явились составленные им заметки «О состоянии Европы»2. После смерти отца в 1579 году юный дипломат возвращается в Англию, где ему оставалось уповать лишь на свой талант и свои силы, т. к. не смотря на высокое социальное положение, Николас Бэкон богатого наследства Фрэнсису не оставил. Ф. Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инн, где в течение нескольких лет изучает юриспруденцию и философию, через несколько лет он становится старшиной юридической корпорации: пишет ряд трактатов по праву и занимается судебной практикой. Королева Елизавета I приблизила его ко двору, назначив экстраординарным советником. Но эта должность его не вдохновляла, ибо она не была обеспечена жалованьем. В 1593 году Ф. Бэкон избирается в палату общин от Мидлсекского графства, где вскоре


приобретает славу выдающегося оратора. На некоторое время он даже возглавляет оппозицию, когда палата общин пытается отстаивать свое право определять размер субсидий короне независимо от лордов.

Между тем доброе расположение к Ф. Бэкону ее величества не простиралось далее милостивых бесед и консультаций по правовым и другим государственным вопросам. Ф. Бэкон нуждался в сильном покровителе: он го нашел, это был любимец королевы Роберт Девере, граф Эссекса, но даже граф Эссекса ничего не смог сделать для продвижения Ф. Бэкона. В качестве компенсации Роберт Девере подарил Фрэнсису Бэкону свое поместье в Твикнем-парк, в десяти милях от Лондона.

Первое произведение, принесшее Фрэнсису Бэкону уникальную известность, вышло в свет в 1597 году. Сборник кратких очерков, или эссе, содержащих размышления на моральные и политические темы получил название «Опыты или наставления». За год до смерти Фрэнсис Бэкон признается, что из всех его сочинений «Опыты и наставления» получили наибольшее распространение, «Они принадлежат к лучшим плодам, которые божьей милостью могло принести мое перо». В этом удивительном произведении Ф. Бэкон излагал свои взгляды на вопросы нравственности и политики: восстав против словесной мудрости и, вместо метафизических отвлеченных начал, советует всем современным (для него) политикам исходить из опыта, наблюдать людей и жизнь и руководиться этим знанием для того, чтобы научить людей стать добрыми, а не навязывать им непонятных принципов и не проповедовать выдуманную нравственность. Еще при жизни автора «Опыты и наставления» выдержали девять изданий. Слава писателя превзошла славу юриста и оратора И правительство стало относиться к нему благосклоннее. После неудавшегося сватовства ему наконец-то удалось приобрести положительное отношение и доверие королевы: Ф. Бэкон считался другом ее фаворита графа Эссекса, поэтому она часто приезжала к нему за советом. Пылкий и целеустремленный, высокомерный и уверенный в себе Роберт Девере, герой испанской войны, потерял былое доверие королевы и был отстранен от занимаемых должностей, и поднял против нее демонстративный бунт. Ф. Бэкон выступил на стороне королевского суда в качестве обвинителя. В итоге графа Эссекса казнили, но вскоре скончалась и сама «обиженная» королева Елизавета и на престол вступил ее племянник Яков I, началось царствование династии Стюартов. Ф. Бэкон пользуется его благосклонностью: в день коронации короля его жалуют званием рыцаря. Вскоре после смерти старшего брата, ему достается и все богатое наследство его отца. 25 июня 1607 года его назначают штатным адвокатом. В палате общин Ф. Бэкон был лучшим оратором: с величайшей ловкостью он поддерживал мысль о соединении двух королевств. Еще через пять лет Бэкон получил должность генерал-атторнея – высшего юрисконсульта короны. Вместе с ростом политической карьеры Фрэнсиса Бэкона, растет и Бэкон-философ:

выпускается ряд работ, одна из знаменитейших – трактат «О значении и успехе знания, божественного и человеческого» (1605). В 1614 году разъяренный требованием прекратить сбор всех не утвержденных палатой налогов, Яков I распускает парламент и в течение почти семи лет правит страной единолично, опираясь лишь на группу своих фаворитов. В этот период начинается новое служебное возвышение Бэкона. В 1616 году он назначается членом Тайного совета, на следующий год – хранителем большой печати, в 1618 году – лордом – верховным канцлером и пэром Англии. Король явно благоволит к Ф. Бэкону, и, уезжая в Шотландию, поручает ему на время своего отсутствия управление государством. В этом же году Ф. Бэкон получил титул барона Веруламского (Верулам – название разрушенного римского городка, который Бэкон затеял вновь построить в древнем стиле).

 В 1621 году по инициативе Якова I, остро нуждавшегося в субсидиях, собрался новый парламент. Депутаты высказали свое недовольство ростом монополий, с

раздачей и деятельностью, которых было связано множество злоупотреблений.

Парламент привлек к судебной ответственности наиболее ненавистных

предпринимателей-монополистов. Комитет нижней палаты, ревизовавший дела

государственной канцелярии, предъявил обвинение во взяточничестве лорду-канцлеру, и он предстал перед судом на котором признал свою вину и отказался от защиты. Ф. Бэкона приговорили к уплате 40 тысяч фунтов штрафа, заключению в Тауэр, лишению права занимать какие-либо государственные должности, заседать в парламенте и быть при дворе. Через два дня он был освобожден из заключения, а вскоре освобожден и от штрафа. Ему было разрешено являться ко двору, и в следующем парламенте он уже мог занять свое место в палате лордов. Но его карьера государственного деятеля была загублена «Возвышение требует порой унижения, а честь достается бесчестием. На высоком месте нелегко устоять, но нет и пути назад, кроме падения или, по крайней, мере заката – а это печальное зрелище», – писал Бэкон в эссе «О высокой должности». Справедливость этих слов подтвердила и судьба их автора. Таков был Бэкон-философ, философ-политик. Кроме влияние на философию Нового времени, для нас интересна другая проблема – проблема его политических взглядов и ее связь с практикой достижения принципов как Ф. Бэкона, так и его современников.

Среди многих талантов Фрэнсиса Бэкона занимало и признание его как историка. Эта сторона деятельности бывшего лорда-канцлера не получила широкого освещения, хотя следует признать, что существуют работы, которые уделяют внимание данному аспекту. Это, например, статья В. М. Кареева «К вопросу о взглядах Фрэнсиса Бэкона на английскую историю» и статья В. В. Лукоянова «К вопросу о взглядах Бэкона на историю как науку». Эти весьма значимые труды русских ученых, которые позволяют нам наиболее детально изучить взгляды Бэкона на исторический процесс, а, особенно, что важно для нас,
обратить внимание на политический сюжет, который отражен, например, в опорном источнике для В. М. Кареева – «История правления Генриха VII». Предлагаем оценить этот наиболее важный для нас источник. Вероятно, Ф. Бэкон приступил к непосредственной работе над «Историей» не раньше 22 июля 1621 года, после выхода из Тауэра, куда он, низвергнутый с высот политического могущества, был заключен по обвинению во взяточничестве; уже в конце октября рукопись была представлена королю. В марте следующего года труд напечатали в одной из лондонских типографий3. Анализируя «Историю Генриха VII», мы можем исследовать все мировоззрение Ф. Бэкона, в частности его сопряженность социально-политической концепции и взглядов на исторической развитие. Особую канву для нас составляет его политическая мысль. Бэкон интересен как творец этой мысли в Европе (прежде всего в Англии) на рубеже между средними веками и новым временем. Почему для нас интересен и Бэкон-историк? Бэкон пытается поставить историю на службу вполне конкретным практическим задачам. В «Истории Генриха VII» он ищет подтверждение своей политической концепции, заключающейся в существовании компромисса между королем и парламентом, которую Бэкон в качестве лорда-канцлера проводил на службе у короля Якова I. Таким образом, его отношение к тюдоровской политике характеризуют его взгляды4.

Другим не менее важным источником является книга «Опыты или наставления нравственные и политические», похожая по названию и структуре с книгой М. Монтеня. В этом труде Ф. Бекон с психолого-педагогических и социальных позиций анализирует вопрос об истине, о единой религии, о политическом владычестве. Для Ф. Бэкона и как ученого и как государственного деятеля характерно обостренное восприятие его современности, ясное понимание насущных социальных нужд и задач его времени. Для политика зеркалом служит действительное понятие вещей и время, в которое он живет5.

Популяризируя свои идеи, Бэкон написал книгу об утопическом государстве «Новая Атлантида». В этом произведении Ф. Бэкон описывает удивительные для его времени научно-технические достижения, преобразующие жизнь человека здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных и т.д. Несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Ф. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь «вторичных причин», за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог.
В фантастической для того времени картине, начертанной Бэконом, нет, тем не менее, ничего утопического, за исключением разве мечты о пресловутом «вечном двигателе»; картина будущих открытий дана со строгим учетом реальных технических возможностей. Позитивное отношение к современному экономическому строю вообще весьма характерно для взглядов Бэкона и ряда его современников: Ф. Бэкон выступает за увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее «справедливой» и безболезненной колонизации; непосредственный участник экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых и промышленных компаний; его сочувствие вызывает личность честного дельца, инициативного предпринимателя; Бэкон дает немало рекомендаций относительно наиболее «предпочтительных», гуманных способов личного обогащения и т.д. Противоядие против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков Бэкон усматривает не только и не столько в гибкой и тонкой политике (которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные способы, рекомендуемые Бэконом, – мудрое экономическое и налоговое регулирование, но в особенности «открытие торговых путей», «усовершенствование земледелия» и «поощрение мануфактур».

1 Лукоянов, В.В. К вопросу о взглядах Бэкона на историю как науку / В. В. Лукоянов // Проблемы разложения феодализма и генезиса капитализма в Англии: сб. статей. – Горький, 1980. – С. 43.

2 Строгецкий В. М. История культурологической мысли с древности до начала XVII в.: учебное пособие / В. М. Строгецкий. – М. – Берлин, 2014. – С. 239.

3 Карев В. М. К вопросу о взглядах Фрэнсиса Бэкона на английскую историю (История и политика в «Истории Генриха VII») // Средние века1974Вып38.

4 Лукоянов, В.В. К вопросу о взглядах Бэкона на историю как науку / В. В. Лукоянов // Проблемы разложения феодализма и генезиса капитализма в Англии: сб. статей. – Горький, 1980. – С. 45.

5 Ф. Бэкон. Опыты или наставления нравственные и политические.