Файл: 1. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования определение, задачи. Основные понятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Физическая культура как учебная дисциплина высшего
профессионального образования: определение, задачи. Основные понятия
и разделы физической культуры: физическое воспитание, спорт,
физическая рекреация, физическая подготовка.
Физическая культура - совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация.
Задачи физического воспитания в Вузах:
• воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
• сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
• всесторонняя физическая подготовка студентов;
• профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
• приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к
• работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
• совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
• воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, на развитие разносторонних физических способностей человека, а также воспитание морально-волевых качеств. В физическом воспитании выделяют следующие разделы: 1) обучение двигательным навыкам; 2) воспитание физических качеств.
Средства физического воспитания:
✓ Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования
✓ Гигиенические условия – чистота тела и одежды, чистота мест занятий, чистота воздуха, правильный режим труда и отдыха, питание, соблюдение всех гигиенических требований.

✓ Естественные факторы природы - оздоровительная сила физических природных факторов.
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Она базируется на использовании физических упражнений и направлена на достижение наивысшего результата.
Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:
✓ система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
✓ унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами
✓ регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности,
Физическая рекреация - организация свободного времени (отдыха, досуга) при помощи физических упражнений. Формы физической рекреации: рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Аспекты физической рекреации:
1. биологический – восстановление функций организма человека после профессионального труда;
2. социологический – интеграция людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурны ценностей;
3. психологический – формирование эмоционального состояния, чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, снижение стрессовой напряженности;
4. эстетический – ответная реакция на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.


Физическая подготовка – развитие и совершенствование двигательных и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
Выделяют общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка - Достижение высокой работоспособности, слаженности в деятельности отдельных органов и систем. Средствами ОФП являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм. К их числу относятся передвижения умеренной интенсивности (бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля), подвижные и спортивные игры, спортивно-вспомогательная гимнастика, упражнения с отягощение.
Специальная физическая подготовка - направлена на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, координации, выносливости и т.д.
2. История современных летних Олимпийских игр: Международный
Олимпийский Комитет (МОК), первые Олимпийские игры, первый
Олимпийский чемпион России. XXII летние Олимпийские игры.
Летние Олимпийские игры — это крупнейшие международные соревнования по летним и всесезонным видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под руководством Международного олимпийского комитета. Игры начали проводить с 1896 года. Возрождение олимпийского движения в современности связано с именем барона Пьера де
Кубертена.
Международный олимпийский комитет— международная организация, созданная для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. Штаб-квартира комитета находится в Швейцарии. МОК основан по инициативе барона Пьера де Кубертена 23 июня 1894 года в Париже с целью возрождения и организации Олимпийских игр
Официальные языки — английский и французский. Девиз — «Быстрее, выше, сильнее» (был изменен 20 июля 2021 года на «Быстрее, выше, сильнее
— вместе».
МОК определяет порядок и правила включения какого-либо вида спорта в программу Олимпийских игр, отмечает вклад в развитие олимпийского движения награждением Олимпийским орденом или дипломом и т. п. Он поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.
МОК несёт ответственность за юридическую защиту олимпийского символа, флага и девиза. Ему принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же

время функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не
МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.
Спонсируется МОК только частными организациями.
Национальные олимпийские комитеты всех признанных ООН государств имеют и признание МОК. Каждый из национальных олимпийских комитетов подчиняется своим континентальным олимпийским ассоциациям.
Олимпийский комитет Российской Федерации создан в 1989, признан МОК в
1993. Он является правопреемником Олимпийского комитета СССР, который был признан МОК в 1951 году
Первые олимпийские игры современности - проходили с 25 марта по 3 апреля 1896 года в Афинах, Греция. В соревнованиях принял участие
241 спортсмен из 14 стран, причём женщины не допускались. Всего было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах спорта.
Эти Игры сильно отличались от современных — не было многих традиций, таких как Олимпийский огонь и вручение золотых медалей.
Виды спорта

Борьба

Велоспорт

Лёгкая атлетика

Плавание

Спортивная гимнастика

Стрельба

Теннис

Тяжёлая атлетика

Фехтование
Россия не участвовала в этих играх(отсутствие средств)
Первым русским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-
Коломенкин, победивший в специальной программе фигурного катания на коньках. Причем стал чемпионом Летних Олимпийских игр, участвуя в зимнем виде спорта. В Лондоне 1908 году на IV Олимпийских игр Родом он из Воронежской области. Тайна двойной фамилии: Он был госслужащим, и поэтому не могу участвовать в соревнованиях. Поэтому ему пришлось сменить фамилию.
XXII Летние Олимпийские игры1980 года проходили в Москве, столице СССР, с 19 июля по 3 августа 1980 года. Это были первые в истории
Олимпийские игры на территории Восточной Европы, а также первые
Олимпийские игры, проведённые в социалистической стране. Игры также известны тем, что более 60 стран бойкотировали Олимпиаду в связи с вводом в 1979 году советских войск в Афганистан. Талисманом московской
Олимпиады стал Олимпийский Мишка.
Соревнования проводили по 23 олимпийским видам спорта.


Академическая гребля

Баскетбол

Бокс

Борьба

Велоспорт

Водное поло

Волейбол

Гандбол

Гребля на байдарках и каноэ

Дзюдо

Конный спорт

Лёгкая атлетика


Парусный спорт

Плавание

Прыжки в воду

Современное пятиборье

Спортивная гимнастика

Стрельба из лука

Стрельба

Тяжёлая атлетика

Фехтование

Футбол

Хоккей на траве
За время Летних Олимпийских игр 1980 советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебрянных и 46 бронзовых медалей, всего — 195.
3. История зимних Олимпийских игр: первые зимние Олимпийские игры.
XXII зимние Олимпийские игры.
1-ые Зимние Олимпийские игры состоялись в 1924-ом году во французском
городе Шамони. Строго говоря, это были вовсе не игры. Официально мероприятие, проходившее во французском городе Шамони, называлось так:
«Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады».
В Играх 1924 года приняло участие 293 спортсмена из 16 стран, которые состязались в 9 видах спорта и разыграли 16 комплектов наград.
Виды спорта

Бобслей

Кёрлинг

Конькобежный спорт

Лыжное двоеборье

Лыжные гонки

Прыжки с трамплина

Соревнования военных патрулей

Фигурное катание

Хоккей
Россия не участвовала.
Зимние Олимпийские игры 2014
В городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года.
Талисманами Зимних Олимпийских игр 2014 года были выбраны Белый
Мишка, Леопард и Зайка.


Эстафета олимпийского огня «Сочи 2014» является самой продолжительной и масштабной в истории зимних Олимпийских игр. Стартовала она 7 октября
2013 года и завершилась в день открытия Олимпиады 7 февраля 2014 года.
Он даже побывал в космосе.
Виды спорта

Биатлон

Бобслей

Горнолыжный спорт

Кёрлинг

Конькобежны й спорт

Лыжное двоеборье

Лыжные гонки

Прыжки с трамплина

Санный спорт

Скелетон

Сноуборд

Фигурное катание

Фристайл

Хоккей

Шорт-трек
На Олимпийских играх в Сочи представлены 88 стран.
Наша сборная завоевала 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.
Вопрос 4. Физические упражнения.
Физическое упражнение - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной активности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося человека.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
• Содержание – совокупность процессов, сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме.
• Форма – внешняя и внутренняя организация и согласованность процессов:
Внутренняя форма - взаимосвязь и согласованность физиологических процессов обеспечивающих основные функции при выполнении упражнения
Внешняя форма - представлена видимой стороной двигательного действия
– техникой выполнения упражнения.
• Основа техники – совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач
• Основное звено техники – наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи

• Детали техники – второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма
• По типу мышечного сокращения
1)Динамисечкие(изотонические) - при которых мышцы напрягаются и расслабляются, т.е. изменяется их длина и происходят изменения в соседних суставах.
Выполняются в аэробных условиях.Создаются условия для хорошего кровоснабжения мышц. Увеличивают транспорт кислорода. Повышают тонус.(наклоны, выпады, приседания и тд)
2)Статические(изометрические) -развивается напряжение мышц без изменения длины и движений в суставах. Выполняются в анаэробных условиях. Временно затрудняют мышечный кровоток и ограничивают транспорт кислорода. Повышают силу мышц.(шпагат, планка, упражнение мостик)
3)Комбинированные(выпады с поворотами)
• По структуре движений
Циклические – в основе упражнения лежит повторение одного и того же цикла, все элементы цикла повторяются в одной и той же последовательност и (плавание, бег)
Ациклические – не содержат цикла, а представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение(гимнастика,метание и т.д.)
• По типу энергообеспечения мышечной деятельности
Аэробные – образование АТФ в мышце происходит в присутствии кислорода
Анаэробные – образование АТФ в мышце происходит без участия кислорода.
Смешанные (аэробно-анаэробные)
• По анатомическому принципу
Для мышц плечевого пояс, плеча, предплечья и кисти,
Для мышц таза, бедра, голени и стопы
Для мышц шеи, спины, грудной клетки, брюшного пресса
• По воздействию на развитие отдельных качеств
Скоростные


Силовые
Координационные
На выносливость
Гибкость
Эстетические
Волевые
• По проявлению двигательных навыков и умений
Акробатические
Гимнастические
Игровые
Беговые
Прыжковые
Метательные
• По интенсивности
Максимальной интенсивности
Субмаксимальной интенсивности
Большой интенсивности
Средней интенсивности
Умеренной интенсивности
• По целевой направленности их использования
Общеразвивающие
Профессионально-прикладные
Спортивные
Лечебные
Профилактические
Вопрос 5. Спортивная тренировка. Мёртвая точка и второе дыхание.
Спортивная тренировка - процесс спортивного совершенствования и подготовки спортсменов к достижению высоких и наивысших спортивных результатов.
•Задачи спортивной тренировки:
1.физическая подготовка
2.спортивно-техническая(совершенствование двигательных и физических качеств)
3.тактическая подготовка(совершенствование тактических способностей,знаний и способов ведения борьбы)
4.психологическая подготовка(уравновешивание нервных процессов,
совершенствование тактических способностей, совершенствование волевых и физических условий)
•Принципы спортивной тренировки:
1.принцип возрастающей нагрузки
2.принцип непрерывности подготовки
3.принцип периодизации и цикличности
4.принцип наглядности,доступности, прочности
5.принцип систематичности
6.принцип сознательности
•Периоды подготовки спортсменов:
1.Тренировачный(подготовительный,базовый) подготовительный период напарвлен на ускорение процессов вырабатывания и повышения устойчивости организма к воздействию продуктов обмена базовый период направлен на повышение общей и специальной работоспособности, устойчивости к воздействию продуктов обмена, развитию основных физ. качеств и навыков и тд
2.Предсоревновательный включает мероприятия по совершенствованию технических навыков, спец.выносливости и работоспособности, псих. подготовки, создание энергетических депо
3.Соревновательный максимальная реализация спортивных достижений, поддержание пика суперкомпенсации, ускорение процессов постнагрузочного восстановления
Предстартовое состояние - реакция спортсмена, которая сопровождается усилением и мобилизацией всех вегетативных функций, наступающая перед началом соревнований.
•повышение активности симпатического отдела вегетативной нс и уровня адреналина повышение ЧСС и АД, ЧД расширение коронарных сосудов усиление распада гликогена в печени и в скелетных мышцах, окисление жиров
•Боевая готовность: оптимальное повышение возбудимости мозга увеличение подвижности нервных процессов умеренное повышение обмена веществ умеренное повышение функциональной активности ссс и дыхательной
•Предстартовая лихорадка: чрезмерно сильные процессы возбуждения ЦНС значительно возрастание ЧСС и АД повышене температуры очень выскокий уровень глюкозы в крови