Файл: Практическое задание 2, Модуль Психология детей дошкольного возраста слушатель Сазонова Елена Валерьевна Преподаватель Чугайнова Оксана Геннадьевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620) new

Дисциплина: Психолого-педагогические основы дошкольного образования

Практическое задание 2, Модуль 2. Психология детей дошкольного возраста


Выполнил:

слушатель Сазонова Елена Валерьевна

Преподаватель:

Чугайнова Оксана Геннадьевна

г. Москва - 2023


Особенности психического развития детей

Особенности развития детей в различные возрастные периоды

Период новорожденности

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

 Признаки

возрастного этапа:

неспособность выделять себя и других, характерны рефлексы врожденного автоматизма.

 Признаки

возрастного этапа:

комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого;

психические про­цессы и качества складываются у ребенка под влиянием условий жизни, воспитания и обучения;

возникают элементарные формы восприятия и мышления.

 


 Признаки

возрастного этапа:

овладение телом,

координированность движений и действий, прямохождение;

зачатки самосознания, возникновение воображения;

развитие Я-концепции, самооценки;

развитие притязания на признание со стороны взрослых;

половая идентификация;

усвоение языка.

 


 Признаки

возрастного этапа:

качественное и функциональное совершенствование головного мозга, всех органов и систем организма;

формирование

самосознания,

самооценки;

активное овладение собст­венным телом, половая идентификация (осознание пола и ведение себя соответственно ролям, как мужчина и женщина);

развитие

поведенческих форм, эмоционально-волевой сферы;

изменение структуры эмоциональных процессов, увеличение их состава (преобладают вегетативные, моторные реакции, познавательные процессы – воображение, образное мышление, сложные формы восприятия).

Изменение  мотивационной сферы (поощрение, получение награды, наказание, обещание).

Возникновение первого схематичного детского мировоззрения.

Комплексы готовности к школьному обучению: 
коммуникативная, когнитивная, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность личностная готовность. 

Бурное развитие речи.

Социальная ситуация развития:

биологическая зависимость от матери.

Социальная ситуация развития:

объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих;

появление первой социальной потребности – потребности в общении.

Социальная ситуация развития:

ослабевание слитности существования ребенка с жизнью и деятельностью взрослого, происходит его отделение;

актуализируется потребность в любви (дети постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери).

Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола.

Перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор.

Социальное развитие ребенка идет через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом (с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником) и через взаимо­действие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.

Социальная ситуация развития:

отсоединение ребенка от взрослого;

расширяется круг общения.

Пери­од овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реаль­ные отношения со сверстниками.

Испытывает потребность в любви и одобрении.

 


Характеристика ведущей деятельности:

эмоциональное общение со взрослым (мамой).

Характеристика ведущей деятельности:

эмоциональное общение со взрослыми (родители, родственники и т.д.).

Характеристика ведущей деятельности:

предметная деятельность;

разделение линий психического развития мальчиков и девочек (мальчики – предметно-орудийная деятельность, девочки – коммуникативная деятельность).

Зачатки игровой деятельности, соревнование в достижении; развитие рефлексии на свои достижения и достижения другого.

Развитие про­дуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Воспроизведение обществен­ных отношений и трудовых функций;

изображение действий конкретных взрослых (мамы, воспи­тательницы, няни, врача, парикмахера).

Характеристика ведущей деятельности:

игровая деятельность. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых (сюжетная игра).

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра (ролевая идентификация).

В старшем дошкольном возрасте – игра по правилам.

Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Усложнение продуктивных видов.


Кризисные проявления:

процесс рождения, физическое отделение от матери,
приспособление к новым условиям

Кризисные проявления:

не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности;

становление ходьбы, наличие скрытого периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли;

стремление ребенка общаться со взрослыми и отсутствие каких-либо средств для реализации этого вида деятельности.

Кризисные проявления:

Негативизм. Ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это ему предложил кто-то из взрослых.

Упрямство. Ребенок настаивает на чём-либо не потому, что это ему хочется, а потому, что он это потребовал.

Строптивость. Ребёнок против норм воспитания, установленных для него. Стремление настоять на своём.

Своеволие. Ребенок всё хочет делать сам, отказывается от помощи.

Протест-буря. Ребёнок будто находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте.

Обесценивание. Ребёнок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В лексиконе появляются ругательные слова.

В семье с единственным ребенком – деспотизм. Взрослые должны делать то, что хочет ребёнок.
В семье с несколькими детьми – ревность.

Кризис протекает остро при неблагополучных условиях воспитания ребенка.

Причины кризиса развития в раннем детстве лежат в области отношений ребенка и взрослого. Новообразованием кризисного периода является автономия.

Кризисные проявления:

проявления упрямства, капризов;

кривлянье, манерность, непослушание, низкая самооценка, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив — чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью.

Ребенок становится не управляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. 

утрата детской непосредственности.

Проблема готовности детей к школьному обучению;

утрата детской непосредственности;

трудности при воспитании у ребенка необходимых гигиенических и эстетических навыков.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. 

Последний основной симптом кризиса 7 лет — это симптом «горькой конфеты». Стремясь оберегать свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть, что ему плохо. 

Особенности доречевого и речевого развития:

громкий плач.

Особенности доречевого и речевого развития:

гуление,

подражание ритму произносимых звуков,

лепет,

возникновение речевой реакции, усвоение речи приобретает активный характер;

появление первого слова.

Особенности доречевого и речевого развития:

ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. К 3 годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов.

Стадия односоставных, двусоставных и полных предложений; усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа.

Развитие речи идет по двум лини­ям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собст­венная активная речь ребенка.

Становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого.

Появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым, особенно интенсивно развива­ется фонематический слух.

Особенности доречевого и речевого развития:

развитие звуковой речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух;

растет словарный запас, присутствуют все части речи: существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные слова; развивается грамматический строй речи;

появляется осознание словесного состава речи;

речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную.

Овладение речью как средством общения.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития:

реакция удовольствия и неудовольствия, появляется реакция на звук, фиксирует взгляд.

Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития:

формирование потребности в общении, в том числе – вербальном;

переход к собственно предметным действиям, формирование так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта;

экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции);

воз­никает зрительное и слуховое сосредоточение,

инициативные движения глаз - перевод взо­ра с одного предмета на другой без всякой внешней причины.

Ребенок развивается чрезвычайно быстро, проходя за короткое время путь от беспомощного но­ворожденного до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помо­щи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития:

первые представления о себе; развитие речи и наглядно-действенного мышления;

налаживание межличностных контактов.

Усвоение элементарных норм поведения;

развитие инициативности, эмоциональной реакции на непосредственные переживания и желания.

Желания неустойчивы и быстро переходящи, (еще отсутствует соподчинение мотивов).

Большой диапазон страхов из-за расширения рамок жизненного опыта.

Доминирование восприятия над другими психическими функциями (восприятие является аффективно окрашенным).

Выраженная под­ражательность;

появляется чувство доверия к людям;

поведение зависит от внешних обстоятельств.

Ощущение себя источником своей воли - важный момент в развитии самопостижения ребенка.

 


Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития:

формируется сильная познавательная потребность, стремление чему-то научиться, ребенок хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

овладевая употреблением все большего числа предметов по их функ­циональному назначению и испытывая ценностное отношение к ок­ружающему предметному миру;

стремление к общественно-значимой деятельности (готовность к школе);

зарождается эмпатия (сопереживание);

освоение этических норм; отсутствуют сильные аффективные состояния, их эмоциональность более «спокойная».

Перио­д интенсивного сенсорного развития ребенка.

Преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия.

Развитие ориентировки в пространстве и времени,

формирование и совершенствование мыслительных действий.

Усвоение логических форм мышления.

Развитие целенаправленности действий, рефлексивного мышления, произвольности в эмоциональной сфере, воображения.