Файл: Практическое задание 2, Модуль Психология детей дошкольного возраста слушатель Сазонова Елена Валерьевна Преподаватель Чугайнова Оксана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620) new
Дисциплина: Психолого-педагогические основы дошкольного образования
Практическое задание 2, Модуль 2. Психология детей дошкольного возраста
Выполнил:
слушатель Сазонова Елена Валерьевна
Преподаватель:
Чугайнова Оксана Геннадьевна
г. Москва - 2023
Особенности психического развития детей
Особенности развития детей в различные возрастные периоды | |||
Период новорожденности | Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст |
Признаки возрастного этапа: неспособность выделять себя и других, характерны рефлексы врожденного автоматизма. | Признаки возрастного этапа: комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого; психические процессы и качества складываются у ребенка под влиянием условий жизни, воспитания и обучения; возникают элементарные формы восприятия и мышления. | Признаки возрастного этапа: овладение телом, координированность движений и действий, прямохождение; зачатки самосознания, возникновение воображения; развитие Я-концепции, самооценки; развитие притязания на признание со стороны взрослых; половая идентификация; усвоение языка. | Признаки возрастного этапа: качественное и функциональное совершенствование головного мозга, всех органов и систем организма; формирование самосознания, самооценки; активное овладение собственным телом, половая идентификация (осознание пола и ведение себя соответственно ролям, как мужчина и женщина); развитие поведенческих форм, эмоционально-волевой сферы; изменение структуры эмоциональных процессов, увеличение их состава (преобладают вегетативные, моторные реакции, познавательные процессы – воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). Изменение мотивационной сферы (поощрение, получение награды, наказание, обещание). Возникновение первого схематичного детского мировоззрения. Комплексы готовности к школьному обучению: коммуникативная, когнитивная, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность личностная готовность. Бурное развитие речи. |
Социальная ситуация развития: биологическая зависимость от матери. | Социальная ситуация развития: объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих; появление первой социальной потребности – потребности в общении. | Социальная ситуация развития: ослабевание слитности существования ребенка с жизнью и деятельностью взрослого, происходит его отделение; актуализируется потребность в любви (дети постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери). Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Социальное развитие ребенка идет через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом (с посредником (старшим), с соучастником усвоения норм (ровесником) и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. | Социальная ситуация развития: отсоединение ребенка от взрослого; расширяется круг общения. Период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Испытывает потребность в любви и одобрении. |
Характеристика ведущей деятельности: эмоциональное общение со взрослым (мамой). | Характеристика ведущей деятельности: эмоциональное общение со взрослыми (родители, родственники и т.д.). | Характеристика ведущей деятельности: предметная деятельность; разделение линий психического развития мальчиков и девочек (мальчики – предметно-орудийная деятельность, девочки – коммуникативная деятельность). Зачатки игровой деятельности, соревнование в достижении; развитие рефлексии на свои достижения и достижения другого. Развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование). Воспроизведение общественных отношений и трудовых функций; изображение действий конкретных взрослых (мамы, воспитательницы, няни, врача, парикмахера). | Характеристика ведущей деятельности: игровая деятельность. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых (сюжетная игра). В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра (ролевая идентификация). В старшем дошкольном возрасте – игра по правилам. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. Усложнение продуктивных видов. |
Кризисные проявления: процесс рождения, физическое отделение от матери, приспособление к новым условиям | Кризисные проявления: не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности; становление ходьбы, наличие скрытого периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли; стремление ребенка общаться со взрослыми и отсутствие каких-либо средств для реализации этого вида деятельности. | Кризисные проявления: Негативизм. Ребёнок не хочет что-то делать только потому, что это ему предложил кто-то из взрослых. Упрямство. Ребенок настаивает на чём-либо не потому, что это ему хочется, а потому, что он это потребовал. Строптивость. Ребёнок против норм воспитания, установленных для него. Стремление настоять на своём. Своеволие. Ребенок всё хочет делать сам, отказывается от помощи. Протест-буря. Ребёнок будто находится в состоянии войны с окружающими, в конфликте. Обесценивание. Ребёнок старается обесценить игрушку, другие предметы, взрослых и сверстников. В лексиконе появляются ругательные слова. В семье с единственным ребенком – деспотизм. Взрослые должны делать то, что хочет ребёнок. В семье с несколькими детьми – ревность. Кризис протекает остро при неблагополучных условиях воспитания ребенка. Причины кризиса развития в раннем детстве лежат в области отношений ребенка и взрослого. Новообразованием кризисного периода является автономия. | Кризисные проявления: проявления упрямства, капризов; кривлянье, манерность, непослушание, низкая самооценка, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив — чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью. Ребенок становится не управляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. утрата детской непосредственности. Проблема готовности детей к школьному обучению; утрата детской непосредственности; трудности при воспитании у ребенка необходимых гигиенических и эстетических навыков. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Последний основной симптом кризиса 7 лет — это симптом «горькой конфеты». Стремясь оберегать свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть, что ему плохо. |
Особенности доречевого и речевого развития: громкий плач. | Особенности доречевого и речевого развития: гуление, подражание ритму произносимых звуков, лепет, возникновение речевой реакции, усвоение речи приобретает активный характер; появление первого слова. | Особенности доречевого и речевого развития: ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. К 3 годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Стадия односоставных, двусоставных и полных предложений; усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым, особенно интенсивно развивается фонематический слух. | Особенности доречевого и речевого развития: развитие звуковой речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения, у него развивается фонематический слух; растет словарный запас, присутствуют все части речи: существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные слова; развивается грамматический строй речи; появляется осознание словесного состава речи; речь выполняет различные функции: коммуникативную, планирующую, знаковую, экспрессивную. Овладение речью как средством общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. |
Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития: реакция удовольствия и неудовольствия, появляется реакция на звук, фиксирует взгляд. | Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития: формирование потребности в общении, в том числе – вербальном; переход к собственно предметным действиям, формирование так называемого практического, или сенсомоторного интеллекта; экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции); возникает зрительное и слуховое сосредоточение, инициативные движения глаз - перевод взора с одного предмета на другой без всякой внешней причины. Ребенок развивается чрезвычайно быстро, проходя за короткое время путь от беспомощного новорожденного до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких. | Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития: первые представления о себе; развитие речи и наглядно-действенного мышления; налаживание межличностных контактов. Усвоение элементарных норм поведения; развитие инициативности, эмоциональной реакции на непосредственные переживания и желания. Желания неустойчивы и быстро переходящи, (еще отсутствует соподчинение мотивов). Большой диапазон страхов из-за расширения рамок жизненного опыта. Доминирование восприятия над другими психическими функциями (восприятие является аффективно окрашенным). Выраженная подражательность; появляется чувство доверия к людям; поведение зависит от внешних обстоятельств. Ощущение себя источником своей воли - важный момент в развитии самопостижения ребенка. | Характеристика познавательной, эмоциональной сфер развития: формируется сильная познавательная потребность, стремление чему-то научиться, ребенок хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру; стремление к общественно-значимой деятельности (готовность к школе); зарождается эмпатия (сопереживание); освоение этических норм; отсутствуют сильные аффективные состояния, их эмоциональность более «спокойная». Период интенсивного сенсорного развития ребенка. Преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия. Развитие ориентировки в пространстве и времени, формирование и совершенствование мыслительных действий. Усвоение логических форм мышления. Развитие целенаправленности действий, рефлексивного мышления, произвольности в эмоциональной сфере, воображения. |