Файл: Теоретические основы формирования коммуникативных навыков.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[26] Общение с ними позволяет расширить социальный опыт детей с нарушением интеллекта, способствует появлению чувства товарищества, взаимопомощи, доброжелательности в общении. К тому же, такое общение является основой для успешной социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с аномально развивающимися школьниками не принесет вреда. Наоборот, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу» [28, с. 126-137].
Для преодоления этих трудностей, необходимо использовать комплекс упражнений, включающий в себя различные методы и формы работы, такие как беседа, игра, сказкотерапия, прогулки, экскурсии, тренинги и т.д.
Коммуникативные умения школьников с интеллектуальными нарушениями отрабатываются сначала со знакомым педагогом, со сверстниками, а затем в общественных местах с незнакомыми людьми.
Умение быть внимательным к сообщениям педагога и товарищей, умение начать разговор, слушать и слышать партнера, понимать сказанное, вникать в суть услышанного, умение донести до партнера свою мысль так, чтоб его услышали и поняли, умение концентрировать внимание своего собеседника, заинтересовывать, давать собеседнику адекватную обратную связь, умение выразить намерение, просьбу, полнота сообщения, стабильность процесса принятия информации, (т.е. умение принимать и передавать информацию) отрабатывается через групповые дискуссии, обсуждение различных ситуаций, беседы, тренировочные упражнения, анализ посредством простых упражнений, усложнение задания, формулирование целей эффективного слушания и передачи информации.
Умение совместно планировать предстоящую деятельность, ориентироваться на партнера, не создавать или правильно выходить из конфликтных ситуаций, принимать комплименты и выслушивать критику, правильно задавать и отвечать на вопросы, вести переговоры со знакомыми и незнакомыми людьми, вести разговор по телефону, желание согласовывать собственные коммуникативные действия с потребностями партнеров и требованиями коммуникативных ситуаций, преодоление эмоциональных барьеров в межличностном общении развиваются на экскурсиях, через работу со сказкой, литературным произведением, самопроверку и групповое тестирование, в процессе театрализованных игр
, ролевого проигрывания.
Правила упражнений задаются таким образом, что для достижения определенной цели школьники должны доносить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, куда идти, как выполнять то или иное действие.
Упражнения, игры могут проводиться в парах, по кругу, одновременно всей группой, либо одни выполняют, а другие наблюдают, анализируют, делают выводы (приложениеА).
При выполнении упражнений подростки оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Однако, к упражнениям, требующим длительной концентрации и серьезных усилий, дети данной категории относятся без энтузиазма, и к их выполнению быстро пропадает интерес.
В работе используется иллюстративный материал с изображением ситуаций из жизни, опорные карточки с образцами начала фраз, пиктограммы, подбор песен, пословиц.
Важное значение для развития коммуникативных умений и навыков имеют экскурсии на природу и в общественные места (в магазин, аптеку, на почту и т.д.), а также привлечение детей к участию в школьных и домашних делах, посильному приготовлению пищи, семейных праздниках.
На экскурсиях в общественные места (почту, магазин, больницу, кинотеатр, музей и т.д.) отрабатывается умение вести переговоры со служащими этих заведений. Но перед посещением этих мест похожие ситуации отрабатываются в группе.
Прогулки, экскурсии приучают детей к взаимопомощи, вниманию друг к другу, организованности, очень полезны для развития коммуникативных навыков.
Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении [29].
Чтобы подростки с легкой степенью умственной отсталости не испытывали трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых они постигают навыки коммуникативного воздействия на собеседника.
Таким образом, процесс общения и развития коммуникативных умений и навыков при аномальном развитии учащегося характеризуется качественным своеобразием в зависимости от структуры и глубины дефекта. Причинами трудностей развития коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями выступают низкий уровень речевого развития, особенности эмоционально-волевой сферы и особенности поведения. Однако, не смотря на специфические особенности и трудности речевого развития и общения, у данных школьников с нарушениями интеллекта имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей, будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Выводы по главе1:
Проанализировав литературу, можно утверждать, что важность изучения развития коммуникативных умений и навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями.
Необходимо справиться со школьной программой. Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного трудноустранимого нарушения, как недостаточность интеллекта. Поэтому детей с нарушением интеллекта направляют в специализированные школы в целях адаптации с данным нарушением к жизни. В нашей работе мы рассматриваем способы психолого – педагогической помощи детям, посещающим коррекционное учреждение.
Дети с нарушением интеллекта сталкиваются с проблемами общения с взрослыми и со сверстниками, поскольку общение требует вербализации. Так как детей смущает их дефект, они стараются избежать контакта. При таком обстоятельстве дела необходимо большое внимание уделить личностным особенностям, то есть оценить готовность каждого ребенка к контактам и взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Поскольку нарушение интеллекта дает отпечаток на личностное поведение при общении. Отклонение от нормы у таких школьников проявляется, на уроках, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Например, некоторые дети, намного быстрее своих, нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают не впопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища
Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.
Изучив психолого-методическую и коррекционно-педагогическую литературу, можно говорить о том, что нарушение интеллекта требует особого внимания с рождения. Необходимо своевременно выявить детей с нарушением интеллекта и разрабатывать занятия для развития элементарных коммуникативных навыков. Работать над личностными особенностями, формировать адекватный эмоциональный мир. Все это совокупное развитие поможет преодолеть коммуникативные трудности.
Проблема коррекции общения у детей с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-психолого-педагогической проблемой, то есть преодолевать коммуникативные трудности, необходимо комплексно, проводить не только уроки всех предметов, логопедические занятия и развитие речи, а также систематически проводить занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у школьников, уделять большое внимание речи ребенка между сверстниками. В диалоге ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, а значит, он учится общаться с ними.
Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 92-95.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] :учебник для
высших учебных заведений / Г. М. Андреева — М. :Аспект Пресс, 2018. — 376 с
3.Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. И. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2017.- 32 с.
4. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учебное пособие [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева, и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М. :Академия, 2017. – 480 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии, 2017. – 384 с.
6. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 2020. - 192 c.
7. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся [Текст] / Е.В. Архипова. – М.: Юрайт, 2017. – 202 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2017. – 432 с.
9. Захарова, Г.Е. Игра – основное средство развития общения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Е. Захарова // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. – С. 139-141.
10. Калугина, А. А. Реализация ситуативного подхода при формировании коммуникативных навыков младшего школьника [Текст] / А. А. Калугина // Сборник статей по материалам LXVI студенческой международной научно-практической конференции, 2018. – С. 76-81.
11. Киселева, Ю. А. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников [Текст] / Ю. А. Киселева, Т. Н. Морозова // Материалы Международной научной конференции молодых ученых, 2017. – С. 326-327.
12. Пархоменко, М. А. Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / М. А. Пархоменко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. – Т. 8. - № 6-2. – С. 309-312.
13. Петушенко, Р. С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе [Текст] / Р. С. Петушенко // Специальное образование, 2017. – С. 165-169.
14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии, 2017. – 384 с.
15. Сибгатулина, Г. Ю. Игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий [Текст] / Г. Ю. Сибгатулина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2017. – No 3 – С. 228-230.
16. Хорошевская Н.А. Использование игровых приемов в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 262-264.
17. Коммуникативная игра, как средство оптимизации межличностных отношений в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью. Юнусова С.А. В сборнике: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ сборник статей XXII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 205-207.
18. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Ингайбекова Т.А. Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 213
19. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Тройнич А.Д. В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИСКУССТВО И ПРИЗВАНИЕ Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. 2018. С. 78-85.
20. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Мамкина И.Н. Проблемы педагогики. 2017. № 4 (27). С. 46-53
Для преодоления этих трудностей, необходимо использовать комплекс упражнений, включающий в себя различные методы и формы работы, такие как беседа, игра, сказкотерапия, прогулки, экскурсии, тренинги и т.д.
Коммуникативные умения школьников с интеллектуальными нарушениями отрабатываются сначала со знакомым педагогом, со сверстниками, а затем в общественных местах с незнакомыми людьми.
Умение быть внимательным к сообщениям педагога и товарищей, умение начать разговор, слушать и слышать партнера, понимать сказанное, вникать в суть услышанного, умение донести до партнера свою мысль так, чтоб его услышали и поняли, умение концентрировать внимание своего собеседника, заинтересовывать, давать собеседнику адекватную обратную связь, умение выразить намерение, просьбу, полнота сообщения, стабильность процесса принятия информации, (т.е. умение принимать и передавать информацию) отрабатывается через групповые дискуссии, обсуждение различных ситуаций, беседы, тренировочные упражнения, анализ посредством простых упражнений, усложнение задания, формулирование целей эффективного слушания и передачи информации.
Умение совместно планировать предстоящую деятельность, ориентироваться на партнера, не создавать или правильно выходить из конфликтных ситуаций, принимать комплименты и выслушивать критику, правильно задавать и отвечать на вопросы, вести переговоры со знакомыми и незнакомыми людьми, вести разговор по телефону, желание согласовывать собственные коммуникативные действия с потребностями партнеров и требованиями коммуникативных ситуаций, преодоление эмоциональных барьеров в межличностном общении развиваются на экскурсиях, через работу со сказкой, литературным произведением, самопроверку и групповое тестирование, в процессе театрализованных игр
, ролевого проигрывания.
Правила упражнений задаются таким образом, что для достижения определенной цели школьники должны доносить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, куда идти, как выполнять то или иное действие.
Упражнения, игры могут проводиться в парах, по кругу, одновременно всей группой, либо одни выполняют, а другие наблюдают, анализируют, делают выводы (приложениеА).
При выполнении упражнений подростки оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес к упражнению стимулируется с помощью занимательной формы заданий, небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Однако, к упражнениям, требующим длительной концентрации и серьезных усилий, дети данной категории относятся без энтузиазма, и к их выполнению быстро пропадает интерес.
В работе используется иллюстративный материал с изображением ситуаций из жизни, опорные карточки с образцами начала фраз, пиктограммы, подбор песен, пословиц.
Важное значение для развития коммуникативных умений и навыков имеют экскурсии на природу и в общественные места (в магазин, аптеку, на почту и т.д.), а также привлечение детей к участию в школьных и домашних делах, посильному приготовлению пищи, семейных праздниках.
На экскурсиях в общественные места (почту, магазин, больницу, кинотеатр, музей и т.д.) отрабатывается умение вести переговоры со служащими этих заведений. Но перед посещением этих мест похожие ситуации отрабатываются в группе.
Прогулки, экскурсии приучают детей к взаимопомощи, вниманию друг к другу, организованности, очень полезны для развития коммуникативных навыков.
Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении [29].
Чтобы подростки с легкой степенью умственной отсталости не испытывали трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых они постигают навыки коммуникативного воздействия на собеседника.
Таким образом, процесс общения и развития коммуникативных умений и навыков при аномальном развитии учащегося характеризуется качественным своеобразием в зависимости от структуры и глубины дефекта. Причинами трудностей развития коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями выступают низкий уровень речевого развития, особенности эмоционально-волевой сферы и особенности поведения. Однако, не смотря на специфические особенности и трудности речевого развития и общения, у данных школьников с нарушениями интеллекта имеются потенциальные возможности для развития коммуникативно-речевой сферы, а правильно организованный психолого-педагогический процесс, учитывающий психофизические и речевые особенности детей, будет способствовать более успешному овладению навыками коммуникации.
Выводы по главе1:
Проанализировав литературу, можно утверждать, что важность изучения развития коммуникативных умений и навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями.
Необходимо справиться со школьной программой. Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного трудноустранимого нарушения, как недостаточность интеллекта. Поэтому детей с нарушением интеллекта направляют в специализированные школы в целях адаптации с данным нарушением к жизни. В нашей работе мы рассматриваем способы психолого – педагогической помощи детям, посещающим коррекционное учреждение.
Дети с нарушением интеллекта сталкиваются с проблемами общения с взрослыми и со сверстниками, поскольку общение требует вербализации. Так как детей смущает их дефект, они стараются избежать контакта. При таком обстоятельстве дела необходимо большое внимание уделить личностным особенностям, то есть оценить готовность каждого ребенка к контактам и взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Поскольку нарушение интеллекта дает отпечаток на личностное поведение при общении. Отклонение от нормы у таких школьников проявляется, на уроках, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Например, некоторые дети, намного быстрее своих, нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, на вопросы не отвечают или отвечают не впопад, задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища
Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.
Изучив психолого-методическую и коррекционно-педагогическую литературу, можно говорить о том, что нарушение интеллекта требует особого внимания с рождения. Необходимо своевременно выявить детей с нарушением интеллекта и разрабатывать занятия для развития элементарных коммуникативных навыков. Работать над личностными особенностями, формировать адекватный эмоциональный мир. Все это совокупное развитие поможет преодолеть коммуникативные трудности.
Проблема коррекции общения у детей с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-психолого-педагогической проблемой, то есть преодолевать коммуникативные трудности, необходимо комплексно, проводить не только уроки всех предметов, логопедические занятия и развитие речи, а также систематически проводить занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у школьников, уделять большое внимание речи ребенка между сверстниками. В диалоге ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, а значит, он учится общаться с ними.
Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 92-95.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] :учебник для
высших учебных заведений / Г. М. Андреева — М. :Аспект Пресс, 2018. — 376 с
3.Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. И. Иванов. – М. : Чистые пруды, 2017.- 32 с.
4. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учебное пособие [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева, и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М. :Академия, 2017. – 480 с.
5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии, 2017. – 384 с.
6. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 2020. - 192 c.
7. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся [Текст] / Е.В. Архипова. – М.: Юрайт, 2017. – 202 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2017. – 432 с.
9. Захарова, Г.Е. Игра – основное средство развития общения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Е. Захарова // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2017. – С. 139-141.
10. Калугина, А. А. Реализация ситуативного подхода при формировании коммуникативных навыков младшего школьника [Текст] / А. А. Калугина // Сборник статей по материалам LXVI студенческой международной научно-практической конференции, 2018. – С. 76-81.
11. Киселева, Ю. А. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников [Текст] / Ю. А. Киселева, Т. Н. Морозова // Материалы Международной научной конференции молодых ученых, 2017. – С. 326-327.
12. Пархоменко, М. А. Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / М. А. Пархоменко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. – Т. 8. - № 6-2. – С. 309-312.
13. Петушенко, Р. С. Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью с помощью применения метода групповой работы на уроках в школе [Текст] / Р. С. Петушенко // Специальное образование, 2017. – С. 165-169.
14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Институт практической психологии, 2017. – 384 с.
15. Сибгатулина, Г. Ю. Игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий [Текст] / Г. Ю. Сибгатулина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. – 2017. – No 3 – С. 228-230.
16. Хорошевская Н.А. Использование игровых приемов в формировании коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 262-264.
17. Коммуникативная игра, как средство оптимизации межличностных отношений в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью. Юнусова С.А. В сборнике: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ, СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ сборник статей XXII Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 205-207.
18. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Ингайбекова Т.А. Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 213
19. СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Тройнич А.Д. В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИСКУССТВО И ПРИЗВАНИЕ Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. 2018. С. 78-85.
20. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Мамкина И.Н. Проблемы педагогики. 2017. № 4 (27). С. 46-53