Файл: Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
16. О правилах наличных расчетов: Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У (ред. от 31.03.2022)
19. Алексеева Г. И. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник. – М.: КноРус, 2021. – 412 c.
36. Фридман А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – М.: Инфра-М, 2019. – 264 c.
37. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности – М.: Юрайт, 2020. – 432 c.
Классификация дебиторской задолженности предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 2 – Классификация дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность в учете важно правильно классифицировать. В целях управления активами предприятия принято выделять краткосрочную (погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после ее возникновения) и долгосрочную (контрагент погасит такую задолженность не менее чем через год). Это в укрупненном виде. На практике же при ведении учета дебиторской задолженности ее нередко объединяют в подгруппы согласно планируемому сроку погашения (к примеру, до месяца, 1-3 месяца и т.д.). Ведь когда у предприятия большие обороты и, следовательно, большое число контрагентов, заемщиков и кредиторов, важно четко представлять, на какой отрезок времени денежные средства «выпадут» из хозяйственного цикла предприятия.
Для целей налогообложения и составления бухгалтерской отчетности важна классификация дебиторской задолженности по критерию «сомнительности». В таком разрезе всю дебиторскую задолженность принято делить на нормальную (срок погашения которой ещё не наступил), а также сомнительную (которая в установленный договором срок не была погашена либо с высокой вероятностью не будет погашена в такой срок).
Кредиторская задолженность отражает масштабы финансовых обязательств компании перед поставщиками, а также перед инвесторами и кредитными учреждениями за привлеченные источники финансирования. Кроме того, компания может иметь обязательства перед персоналом (по оплате труда и прочим основаниям, перед бюджетом и внебюджетными фондами и т. п.).
Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательств, в том числе зачетом, а также списана как невостребованная.
В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.
Кредиторская задолженность предприятия может быть классифицирована по разным признакам:
- по характеру обязательства, из которого возникла задолженность;
- по статусу кредитора, перед которым возникла задолженность;
- по валюте осуществления расчетов
;
- по сроку погашения задолженности и др.
На рисунке 2 показана классификация кредиторской задолженности по видам задолженности и по срокам ее образования.
Рисунок 1 – Классификация кредиторской задолженности
В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.
В учете кредиторскую задолженность также принято классифицировать по ожидаемым срокам погашения. Если задолженность будет погашена в течение 12 месяцев, то ее относят к краткосрочным пассивам. Если же кредиторская задолженность должна быть погашена не менее чем через год, то такая задолженность учитывается в составе долгосрочных пассивов.
Кредиторская задолженность также может быть признана просроченной. В случае если со дня ее возникновения прошло более чем 3 года, при этом кредитор не предпринял надлежащих действий по ее выявлению и взысканию (например, не провел сверку взаиморасчетов), а компания-должник своими действиями не признала кредиторскую задолженность, то такая задолженность должна быть списана и включена в состав внереализационных доходов компании.
Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.
На практике предприятия нередко большее внимание уделяют учету дебиторской задолженности, чем учету кредиторской задолженности. Причина проста: дебиторская задолженность – это актив предприятия, то, что может улучшить его финансовые результаты. Кредиторская задолженность, наоборот, обязательство, поэтому чем дольше его не приходится исполнять, тем лучше для текущей деятельности.
Такой подход в корне неверный. Поскольку, во-первых, наличие слишком больших объемов кредиторской задолженности – это всегда признак финансовых проблем, который не сможет не заметить потенциальный инвестор. Что существенно снижает вероятность получения крупных инвестиций и, следовательно, ограничивает перспективы роста бизнеса.
Во-вторых, недостаток внимания к учету кредиторской задолженности может привести к отсутствию у предприятия
понимания динамики просроченной задолженности, что неизбежно вызовет споры с налоговыми органами при проверке и соответствующие доначисления.
Поэтому, чтобы избежать рисков как инвестиционной, так и налоговой природы, нужно своевременно проводить инвентаризацию и при необходимости списание как дебиторской, так и кредиторской задолженности.
1.2 Формы расчетов с контрагентами предприятия
Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одни предприятия выступают поставщиками товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другие – их покупателями, потребителями, а значит и плательщиками. Для своевременного поступления денежных средств нужна четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями.
Выполнение производственного задания влечет за собой расчеты с персоналом предприятия (рабочими и служащими, с подотчетными лицами), расчеты с бюджетом по отчислениям на государственное социальное страхование, расчеты по пенсионному обеспечению и социальной защите населения, медицинскому страхованию, расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы или оказанные услуги и другие виды расчетов. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Наличные расчеты осуществляются через кассу предприятия. В кассу принимаются платежи, из кассы может быть выплачена заработная плата, выданы авансы подотчетным лицам, произведена оплата поставщикам за товары, работы, услуги. Но следует помнить, что в нашей стране установлен лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами. Лимит расчетов наличными – 100 000 руб., и определяется он в рамках одного договора. Это означает, что не важно, сколько договор действует (день, месяц или год), сколько платежей по нему будет произведено и с какой периодичностью, заплатить наличными средствами по нему можно лишь в пределах 100 000 руб., в соответствии с Указаниями ЦБ от 09.12.2019 № 5348-У [16]. Причем на наличные расчеты в иностранной валюте это правило тоже распространяется.
Лимитируются расчеты между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В сделках с физическими лицами наличные могут использоваться в любых суммах.
Независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности предприятия обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Движение денежных средств на расчетном счете организации состоит из двух основных стадий:
- стадии поступления (зачисления) денежных средств на расчетный счет, в результате чего происходит увеличение суммы денежных средств на расчетном счете организации;
- стадии списания (перечисления) денежных средств с расчетного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на расчетном счете организации.
Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов.
Выбранная форма расчетов обычно фиксируется в договорах между плательщиком и получателем средств. При любой форме расчетов банки выступают посредниками между плательщиками и получателями средств.
Документальное оформление операций по расчетному счету должно проводиться по следующим типам транзакций:
- платежное поручение;
- объявление на взнос наличными;
- чеки;
- аккредитивы;
- инкассо.
Для каждой из данных форм соответствует своя процедура составления документации.
Выбранная форма расчетов обычно фиксируется в договорах между плательщиком и получателем средств. При любой форме расчетов банки выступают посредниками между плательщиками и получателями средств.
Документооборот при расчетах платежными поручениями представлен на рисунке 4.
1
ПОСТАВЩИК
ПОКУПАТЕЛЬ
2