Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Комплексная оценка эффективности инновационного проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
Кафедра ИДО №71 "Менеджмент организации"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему «Комплексная оценка эффективности инновационного проекта»


Группа Пд10М21
Студент Демидова М. Н.

Преподаватель Егоркин В. А.
Оценка работы

Д ата

Москва, 2013г.

Содержание



Введение………………………………………………………………..………3

    1. Условия развития инновационной деятельности предприятия……...6

    1. Особенности организационной структуры предприятия……………6

    2. Внешние факторы, влияющие на инновационное развитие предприятия……………………………………………………………….…10

    3. Внутренняя среда инновационного развития предприятия и ее характеристика…………………………………………………………..…...12

  1. Анализ инновационной деятельности предприятия………………....14

    1. Сущность инновационного проекта…………………….……………14

    2. Критерии оценки инновационного проекта…………………..……...16

2.3 Финансирование инновационного проекта……………….…….……17

  1. Оценка эффективности инноваций…………………………………..19

    1. Экономическая эффективность инноваций…………………………19

3.2 Эффективность затрат на инновационную деятельность…………..22

Заключение …………………………………………….……………….…...30

Список литературы ……………………………………….………………..32

Введение

Неотъемлемой стороной инновационного продукта, как товара, является стоимость, то есть его оцененная на рынке потребительская стоимость. Специфика потребительской стоимости инновационного продукта влияет на определение его стоимости и метода ценообразования. Соответственно теории стоимости, величина стоимости товара должна определяться общественно необходимым временем на его создание.


Сложность формирования цен на инновационный продукт связана с тем, что его объектами являются не только материальные, но и идеальные субстанции, которые не находят полного материального воплощения и не отражают стоимости в рамках трудовой теории стоимости, ограниченной материальным производством.

Отечественная и зарубежная научная литература подробно анализирует и рассматривает проблемы, связанные с установлением цен на инновационную продукцию. Данная проблема была исследована многими учеными и была выдвинутая масса теорий относительно ценообразования на нововведения, но так и не найдена оптимальная стратегия установления цен, так как приходится рассматривать ее не только в контексте таких факторов как спрос потребителей, материальные, трудовые затраты и др., но и просто полагаться на удачу.

Осуществление успешной деятельности предприятия тесно связано с эффективным управлением ценообразованием на инновационную продукцию. Подобное обуславливает целесообразность развития существующих принципов и методов организации инновационной деятельности, направленных на укрепление рыночных позиций предприятия.

Постановка и дальнейшая разработка этих проблем определяет актуальность и новизну данного исследования.

Важнейшим условием появления спроса на инновационный продукт является спрос на новую технику вместо старой, которая исчерпала свои технологические возможности. Экономический спад или изменения предельной эффективности капитала, которые приводят к снижению стоимости капиталовложений в стагнирующих областях, вызывают появление технологических нововведений. Другое условие появления спроса на достижения науки и техники - наличие ресурсных ограничений. Технология задает запасы существующих естественных ресурсов, определяя как эффективность, с которой эти ресурсы используются, так и способность находить, добывать, распределять и сохранять их. В этой связи возникает спрос на ресурсосберегающие, безотходные технологии.

Проблема конкурентоспособности национальной продукции без формирования рынка инноваций и информационных технологий не может быть решена, несмотря на наличие на больших предприятиях промышленности значительных свободных мощностей, наращивание в них производства, проведение политики государственного стимулирования спроса через увеличение социальных выплат и предоставление специальных рыночных льгот.

Целью курсового проекта является формирование стратегии реализации инновации и оценка инновационного проекта в целом.



Для достижения указанной цели в проекте предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:

- рассмотреть и определить сущность и содержание понятий «цена», «ценообразование», «инновационная продукция»;

- исследовать сущность и проблемы развития ценообразования на инновационную продукцию;

- определить структуру затрат на инновационный продукт;

- рассмотреть особенности ценообразования на инновационный продукт;

- выделить и структуризировать задачи управления ценообразованием на инновационную продукцию;

- изучить особенности решений при установлении цены;

- исследовать существующие источники информационного обеспечения инновационных процессов;

- изучить риски;

- разработать рекомендации по усовершенствованию ценообразования на инновационную продукцию.

Постановка проблемы и создание методологических основ ценообразования на инновационную продукцию непосредственно связанна с именами отечественных и зарубежных специалистов. Ценовая политика фирмы является важным элементом ее стратегии в борьбе с конкурентами. Вот почему в современных условиях в системе подготовки кадров, которым предстоит работать в сфере экономики, значительное место должно занимать изучение ценообразования. Значительный вклад в изучение и развитие данных вопросов внесли ученые-экономисты, такие как: Биншток Ф. И., Котлер П., Уткин Э. А., Т. Сакайя, Пильцер, Герасименко В.В., Казанцев А.К., Маршалл А., Фатхутдинов Р.А.,Д.И. Кокурин, И.К. Салимжанова, Макконнелл Кемпбэлл Р., Брю Стенли, Завлин П.Н., Санто Б., Друкер П. и др.

Структура курсового проекта состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1.Условия развития инновационной деятельности предприятия

1.1 Особенности организационной структуры предприятия

Решение задач, стоящих перед инновационным предприятием, осуществляется в рамках организационных структур, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих подразделений, направленных на достижение целей инновационного предприятия. Организационная структура инновационного предприятия - это совокупность основных подразделений или отдельных функционеров, специалистов, призванных последовательно решать задачи инновационного предприятия, а также вспомогательных, обслуживающих и управленческих подразделений; система их взаимосвязи и ответственности.


Оргструктура инновационного предприятия формируется под воздействием множества факторов:

- особенности отрасли знаний, науки, техники, производства;

- самостоятельность или место в структуре объединения;

- уровень специализации и степень кооперации;

- сроки решения инновационных проблем;

- располагаемые ресурсы инновационного предприятия;

- технология, автоматизация работ и т.д.

Важнейшими принципами построения и совершенствования структур инновационных предприятий являются:

- первичность целей, функций, задач и вторичность решающих их подразделений;

- рациональное разделение, специализация и кооперация труда;

- иерархичность взаимодействия структурных подразделений с минимальным числом уровней иерархии;

- обеспечение управляемости на каждом иерархическом уровне;

- недопустимость подразделений с двойным подчинением;

- установление оптимальных размеров подразделений;
- способность к быстрой перестройке при изменении целей, задач и т.д.

Всё существующее множество разнообразных оргструктур инновационных предприятий можно свести к нескольким видам, предусматривающим разные варианты распределения ответственности, выполняемых функций и работ, специализации и кооперирования:

- функциональный;

- тематический;

-смешанный вид оргструктур инновационных предприятий.

Функциональный тип структуры представляет собой совокупность полностью специализированных подразделений, выполняющих определённые части работы, соответствующие их профилю и специализации. Распространено там, где выполняются сходные однотипные работы, допускающие разделение на отдельные составляющие. Предназначено для первоочередного решения внутренних задач - создание наиболее благоприятных условий для специализации и профилирования работы специалистов.

Тематический тип структуры характеризуется тем, что здесь подразделения объединяют специалистов различного профиля. Функционируя в условиях почти полной автономии, каждое тематическое подразделение проводит свои работы от начала до конца, и своевременное и качественное их выполнение почти не зависит от деятельности других подразделений. При этом тематическая структура как бы нацелена на конечный результат, т.е. на внешнего потребителя.

В реальной практике наиболее часто используются смешанные варианты структуры, создающие наилучшие возможности для быстрого и качественного выполнения работ. При этом определяется наиболее рациональное соотношение функциональных и тематических подразделений в гибких и динамичных структурах, обеспечивающих возможность горизонтальной координации работ, нацеленных на выполнение поставленных задач и планируемых инноваций.


Рациональная оргструктура должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать основным целям инновационного предприятия;

- ориентироваться на перспективы развития инноваций, изучение спроса на них на рынке;

- обладать гибкостью и способностью адаптироваться к новым целям и задачам;

- способствовать повышению качества разрабатываемых инноваций;

- обеспечивать наиболее рациональное разделение, специализацию и кооперацию труда;

- не допускать дублирования работ;

- использовать наиболее рациональные технологии проведения работ;

Для успешного протекания инновационных процессов и обеспечения ИД необходимо создание сети организаций научно-технической и инновационной сфер и разработка соответствующих классификаций таких организаций.

Предлагается следующая многоаспектная классификация организаций научно-технической и инновационной сферы.

По виду специализации организации делятся на:

- предметные (продуктовые, научно-технологические, ресурсные);

- адресные (используемые научные результаты, обслуживающие отрасли, подотрасли, предприятия).

По виду научной и производственной продукции:

- организации, осуществляющие фундаментальные исследования;

- прикладные исследования (НИР);

- опытно-конструкторские разработки;

- создание опытных образцов;

- производство опытных партий, первых серий.

По виду совершенствующих объектов:

- организации НИОКР, совершенствующие изделия;

- материалы;

- технологии;

- формы организации и управления;

- других объектов.

По характеру деятельности:

- организации, выполняющие НИОКР;

- выполняющие функции обслуживания науки.

По характеру отрасли знаний:

- организации в сфере естественных наук;

- технических наук;

- общественных и гуманитарных наук.

В зависимости от преобладающего типа реализуемых на предприятии инноваций инновационные предприятия (ИП) могут быть разбиты на следующие классы.

1. Инноваторы – лидеры и инноваторы – последователи.

2. ИП, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и ИП, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий и изобретений.

3. ИП, создающие новые потребности, и ИП, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей.

4. ИП, создающие базовые инновации, и ИП, создающие инновации – видоизменения.

5. ИП, создающие инновации для одной отрасли, и ИП, реализующие инновации для всего народного хозяйства.