Файл: Глава I. Особенности обучения младших школьников математике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение…………………………………………………………………...

3

Глава I. Особенности обучения младших школьников математике………………………………………………………………..


5

1.1. Анализ содержания начального курса математики………...………

5

1.2. Требования к современному уроку математики в соответствии с ФГОС НОО 2021 года………………

10

Выводы ………………….………………………………………………...

14

Глава II. Методические особенности использования приемов смыслового чтения на уроках математики в начальной школе…..


15

2.1. Выбор приемов смыслового чтения для уроков математики в начальной школе………………………………………………………...


15

2.2. Изучение раздела «Математическая информация» с использованием приемов смыслового чтения…………………………...


18

Выводы ………………….………………………………………………...

22

Заключение………………………………………………………………..

23

Библиографический список…………………………………………….

25

Введение
Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.


Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Объект исследования - обучение младших школьников математике.

Предмет исследования - использование приемов смыслового чтения при обучении младших школьников математике.

Цель исследования - выявить особенности использования приемов смыслового чтения при обучении младших школьников математике.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать содержание начального курса математики в аспекте проблемы исследования.

  2. Изучить требования к современному уроку математики, соответствующего ФГОС НОО.

  3. Изучить приемы смыслового чтения и отобрать такие, которые возможно использовать на уроках математики в начальной школе.

  4. Выявить возможности использования приемов смыслового чтения при изучении раздела «Математическая информация».


Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: теоретические (изучение особенностей обучения младших школьников математике, анализ), эмпирические (разработка заданий).
Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (четыре параграфа), заключения, библиографического списка и приложения.


Глава I. Особенности обучения младших школьников математике


    1. Анализ содержания начального курса математики.


Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию миру, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования учебных универсальных действий. Учебные универсальные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.



Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действия необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. [Ахатов]

Основными целями начального обучения математике являются:

- математическое развитие младших школьников;

- формирование системы начальных математических знаний;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа курса математики в начальных классах является органической частью курса математики в среднем звене. В настоящее время существует несколько программ обучения математики в начальной школе. Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные программы в системе обучения на сегодняшний день.

Математика (УМК «Школа России»), автор Моро М.И. и др.

Примерная рабочая программа по математике для обучающихся 1-4

классов разработана на основе обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом

преемственности с обучением предмету в основной школе, традиций и

перспективных направлений развития российского образования. [примерная рабочая программа]

Основными целями обучения и воспитания на уроках математики

являются следующие:

  1. Формирование начальных математических знаний.

  2. Обеспечение условий для становления функциональной математической грамотности.

  3. Математическое развитие обучающегося.

  4. Формирование интереса к учебно-познавательной деятельности.

Как мы видим, эти цели достаточно объемные и сложны на первый взгляд. Но, по словам автора учебника, их решение происходит на протяжении всех четырёх лет начальной школы и передается в средних и старших классах. Именно это обуславливает концентрический принцип построения курса: «основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат у изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения».

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».


Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).

Ниже представлена таблица, отражающая анализ учебных пособий по программе «Школа России».


1. Название учебника (учебного пособия). Авторы, издание.

УМК «Школа России», математика. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Издание «Просвещение».




2. Соответствие учебного материала в учебнике (пособии) действующей программе. Для какого класса школы соответствует учебник (учебное пособие)?

Материал соответствует содержанию ФГОС НОО. Учебники для 1-4 классов, в двух частях.

3. Соответствие содержания учебника (учебного пособия) целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного развития математической науки.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

· Математическое развитие младших школьников.

· Освоение начальных математических знаний.

· Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

– развитие пространственного воображения;

– развитие математической речи;

– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

– развитие познавательных способностей;

– воспитание стремления к расширению математических знаний;

– формирование критичности мышления;

– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

4. Каким образом представлена теоретическая часть материала (четкость, доступность, простота материала)?

Теоретическая часть материала представлена в учебнике доступно и просто.
1 кл. 1ч.





2 кл. 1ч.


5. Каким образом построена структура практического материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития внимательности и сообразительности.

С теоритическим материалом связываются вопросы практического характера. Структура практического материала построена последовательно.

Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которых учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой. Таким образом, учебник является одновременно и сборником упражнений.

2 кл. 1ч.

3 кл. 1ч.


6. Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?

В учебнике есть задания для развития творческого начала (задания исследовательского и репродуктивного характера).

3 к. 1ч.



1 кл. 1ч.

7. Возможности учебного материала для проведения коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности, общению детей друг с другом, с учителем.

Учебный материал содержит проведение коррекционной работы, развитие словестной речи и побуждение к речевой активности.

8. Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения, таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию?

В учебнике есть такие формы наглядности как: иллюстрации, таблицы, схемы, обозначения. Иллюстрации полностью соответствуют содержанию.



1 кл. 1 ч.


4 кл. 1 ч.


9. Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся?

Учебник обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся с помощью специально отведенных заданий для самостоятельной работы.

10. Насколько обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?

Хорошо обеспечена вариативность учебных заданий для развития ЗУН учащихся.

11. Как учебник (пособие) обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к выполнению заданий?

Учебник обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним с помощью интересно изложенного материала в учебнике, с помощью иллюстраций и схем.

12. Как реализуется связь учебного материала с интересами учащихся, повышается их мотивацию к изучению предмета?

Изучаемый материал будет полезен детям в будущей и именно поэтому у детей появляется заинтересованность к предмету.

13. Как в учебнике (пособии) реализуются связи с другими учебными предметами?

В учебнике изложены материалы которые содержат знания по другим предметам: окружающий мир, технология.



4 кл. 1ч.



2 кл. 2 ч.

14. Каково воспитательное значение учебного материала.

Учебный материал воспитывает любовь к изучаемому предмету.



Математика (Непрерывный курс математики «Учусь учится») автор Петерсон Л.Г. и др.

Целью программы является всестороннее раскрытие личность ребенка, формирование универсальных навыков. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности. [петерсон]

Особенностями программы:

- требования к особенностям мыслительного процесса ребенка;

- способность к самооценке у ребенка;

- ребенок должен работать в проблемных ситуациях;

- самостоятельный поиск и усвоение информации ребенком.

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон. Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной

картины мира. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС НОО, и умение учиться в целом. [петерсон деят метод]

Также нами был проведен анализ учебных пособий по курсу математики «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон.


п.1.1. написан плохо. Он должен содержать анализ не только программ, но и учебников математики. Нужно описывать какие задания предлагаются учащимся в каждом из разделов. Можно приводить примеры заданий. Главное должны быть ссылки на источники из списка литературы. А у Вас вообще нет ссылок. Это очень плохо. Параграф надо дополнить, доработать и оформить в соответствии с указанием ссылок.

1.2. Требования к современному уроку математики в соответствии с ФГОС НОО 2021 года
Педагогам необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. сформулировано плохо
     Технология деятельностного метода обучения – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной самостоятельной учебно-познавательной исследовательской деятельности. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях ССЫЛКА..