Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Кубанский государственный университет»
РЕФЕРАТ
Тема: «Философия Беркли»
Выполнила:
Студентка филологического факультета
ПО, 2 курс, группа «А»
Амбарцумян Карина
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения в истории мировой культуры занимает почти весь XVIII в. В этом веке философия обрела небывалую популярность и получила распространение во многих странах — от Северной Америки до России. По своему содержанию философия XVIII в. целиком зависела от метафизики предшествующего столетия. Британская мысль продолжала двигаться в русле классического эмпиризма. Французские философы остроумно сочетали эмпиризм и метафизику. Немецкие мыслители опирались преимущественно на метафизические положения Декарта, Спинозы и Лейбница.
Российские просветители следовали во многом за своими западноевропейскими современниками. Но, не смотря на значительное различие мировоззренческих установок и выводов, всех философов того времени объединяла общая форма мышления — т.н. здравый смысл. Это обычное рассудочное мышление, обращенное на самые разные предметы, стало основой формирования своеобразной культуры эпохи Просвещения. Как когда-то софисты, мыслители этой эпохи первыми отважились самостоятельно рассуждать обо всех явлениях действительности и выставили как всеобщее требование слова Горация: Sapere aude (лат.) — «решись быть мудрым», т.е. имей мужество жить своим умом.
С точки зрения здравого смысла просветителями были подвергнуты рассмотрению и публичной критике разного рода суеверия и предрассудки, укоренившиеся в сознании людей. И хотя философия не была продвинута ими далеко вперед, благодаря широкому распространению философских и научных знаний пробил час совершеннолетия образованного человечества. Оно перестало нуждаться в опекунах не только в обыденной жизни, но и в решении основных моральных, политических, эстетических и религиозных проблем. Таким образом, деятельность просветителей идейно подготовила важнейшее историческое событие XVIII столетия — Великую французскую революцию.
Жизнь и творчество Джорджа Беркли
На британской почве первым значительным мыслителем этого века стал Джордж Беркли (известный в историографии как епископ Беркли; 1685-1753) - англо-ирландский философ, священнослужитель англиканской церкви Ирландии, епископ Клойна с 1734 года.В истории философии наиболее известен как основоположник теории субъективного идеализма («имматериализма»), также известен своей критикой абстракции, важной предпосылкой в его аргументе в пользу имматериализма.
Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия). Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже (колледж св. Троицы) в Дублине. В 1721 г. был назначен придворным проповедником наместника ирландского герцога Грефтона, а вскоре произведён в деканы города Дерри. Получив по завещанию довольно крупное наследство, Беркли сделал предложение основать на Бермудских островах миссионерское учебное заведение для обращения язычников Северной Америки в христианство; план Беркли не только был встречен сочувственно влиятельнейшими представителями английской аристократии, но и нашёл поддержку в парламенте, так что в 1728 г. он оставил своё деканство и с некоторыми единомышленниками отправился в Род-Айленд, чтобы приступить к исполнению своего плана. Дело окончилось, однако, самым неожиданным образом: удалившись на Бермудские острова, миссия была забыта и английским обществом и парламентом и, за недостатком средств, должна была вернуться обратно. Находясь в Америке, Беркли обрел, однако, своего первого ученика и последователя — Сэмюеля Джонсона, впоследствии президента Королевского колледжа, занятия в котором велись по планам, намеченным Беркли в письме к Джонсону, колледжа, послужившего основой будущего Колумбийского университета. Свой труд «Elementa philosophica» (1752) Джонсон посвятил своему учителю. А учеником самого Джонсона был Джонатан Эдвардс — самый влиятельный американский теолог и философ-идеалист первой половины XVIII в., утвердивший в этой стране берклианскую линию в философии. В память о неосуществленных замыслах ирландского философа-миссионера его имя носит американский приморский город, где расположен Калифорнийский университет. В 1704 г. Беркли получил первую ученую степень «бакалавра искусств», в 1707 г. — звание fellow (научного сотрудника) и начал преподавание в колледже. В том же году Беркли завел философский дневник, в котором начал создавать набросок своей будущей философской системы. Дневниковые записи Беркли были впервые обнаружены в 1871 г. А. Фрейзером и опубликованы под названием «Commonplace Book of Occasional Metaphysical Thoughts» («Общая тетрадь для записи различных метафизических мыслей»). Впоследствии Артур Люс, коренным образом переработав эти рукописи, переиздал их под названием «Philosophical Commentaries» («Философские комментарии»). В 1709 г. Беркли опубликовал свое первое крупное сочинение «Опыт новой теории зрения», в 1710 г. — «Трактат о принципах человеческого знания», а в 1713 г. – «
Три разговора между Гиласом и Филонусом». Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Ньюпорте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher , 1732). В 1734 создал свой последний значительный труд – Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (Siris : A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries , 1744). В 1752 он ушел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.
Философия Джорджа Беркли
Джордж Беркли был представителем крайнего номинализма. Утверждал, что абстрактные идеи не существуют, нет ни общих предметов, ни общих идей. То, что мы называем вещами, — это только комплекс ощущений субъекта, то есть комплекс элементов сознания. Так, например, вишня, согласно взглядам Беркли, — это комплекс ощущений формы, веса, вкуса, запаха... «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто нельзя ни видеть, ни пробовать; следовательно, она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости — ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений, воспринимаемых различными чувствами; эти представления объединяются в одну вещь (или имеют одно данное им имя) умом». [34, с. 108].
Он исходил из точки зрения Локка, соглашаясь с ним в том, что единственным источником всех наших знаний является опыт, т.е. наше восприятие и наблюдение. Однако, в отличие от Локка, который считал идеи протяженности, формы, движения, покоя и величины первичными, т.е. принадлежащими самим вещам, а идеи цвета, запаха, вкуса, звука и т.п. вторичными, возникающими из восприятия вещей человеком, Беркли утверждал, что все идеи нашего ума непосредственно принадлежат нам самим и не существуют вне воспринимающих их субъектов.
Мы можем уже из этих рассуждений Дж. Беркли сделать вывод о том, что он выступил против умеренного реализма Фомы Аквинского, а следовательно, и против схоластики; и опирался на односторонне истолкованный сенсуализм Дж. Локка. Дж. Беркли вполне осознанно предпринял попытку для восстановления авторитета религии. Известно его высказывание о том, что он намеренно ограничил возможности человеческого познания, чтобы дать место Богу. Он сосредоточил свое внимание на борьбе с материализмом. Согласно Беркли, несмотря на то, что почти все люди признают, что дома, горы, реки и другие протяженные вещи существуют сами по себе, независимо от их сознания и вызывают у них ощущения, каждый, кто
отважится исследовать этот предрассудок, убедится в его ложности. Ведь все эти предметы, указывает он, мы воспринимаем посредством чувств, а отдельные ощущения и тем более их комплексы, которые люди называют вещами, не могут существовать без того, чтобы их кто-нибудь воспринимал. Но если воспринимаемый объект и его восприятие тождественны, то все воспринимаемое как таковое существует исключительно в воспринимающем субъекте. «Esse — percipi», — формулирует Беркли основное положение своего учения: для вещей существовать — значит быть воспринимаемыми (лат.). Знать и воспринимать в чувствах — это одно и то же. Разум присущ человеку, однако он используется им исключительно для потребностей духовных. Для познания вещей, тел единственным источником являются чувства. Без субъекта нет объекта. Предметом опыта являются только воображения. Мир состоит только из восприятий, а за ними ничего не существует, все, что лежит за пределами сознания индивидуума, Беркли объявляет несуществующим, фикцией.
Поскольку материя не дана нам в опыте, она не воспринимаема тем или иным субъектом, постольку материя — это фикция, она не существует, а отсюда следует сделать вывод, что несостоятельным является и материализм. Беркли откровенно заявлял, что признание материи неизбежно направлено против религии. Все материалистические и атеистические системы исходят из признания материи как субстанции — вечной первоосновы всего сущего. Беркли фальсифицировал понимание материалистами субстанции, материи.
Выступал Джордж Беркли и против материалистических взглядов о качественном многообразии материи, утверждая, что все известные человеку качества являются субъективными. Невозможно, чтобы протяженные вещи существовали вне духа, т.е. воспринимающего их мыслящего субъекта.
На этом основании Беркли утверждает, что материи, т.е. протяженной и немыслящей субстанции вещей не существует. Представление о материи, заявляет он, содержит в себе явное противоречие. Как инертная, лишенная активности субстанция она не может источником движения вещей. Поскольку же материя не чувствует и не мыслит, она не может быть причиной каких бы то ни было идей, даже таких простых, как ощущения. Согласно Беркли, человеческое познание было чрезвычайно запутано гипотезой о двойном существовании чувственных объектов – в сознании и вне его, в материальном мире. Их второе, якобы материальное существование не только излишне, но и не может быть доказано исходя из того, что мы чувствуем. Ведь те, кто признают существование материи, в своем чувственном опыте имеют дело только со многими единичными вещами. На каком же основании они утверждают, что есть единая, не воспринимаемая чувствами материальная субстанция, выступающая первоначалом этих вещей, их необходимых отношений и даже наших идей?
Но если материи нет, то кто воспринимает протяженные вещи тогда, когда их не воспринимает ни одна человеческая душа? Для объяснения этого Беркли прибегает к Богу, которого он трактует как единый всемогущий дух, который своей вечной деятельностью производит все то, что воспринимается нами как реальные вещи. Однако доказать, что та природа, которая оказывает на нас воздействие извне, есть именно дух, а не материя или что-то третье, Беркли не считает возможным. Конечно, Беркли понимал, что его последовательный субъективный идеализм ведет к солипсизму, приверженцы которого считают, что единственной существующей реальностью является сознание воспринимающего субъекта (solus ipse — сам единственный). Для того чтобы избежать обвинений в солипсизме, Беркли допускает непрерывное существование вещей, хотя они и не являются непосредственно воспринимаемыми индивидуальным сознанием.
Солипсизм уводил Дж. Беркли от решения главной задачи его философии — обоснования посредством философских аргументов существования Духа с большой буквы, т. е. Бога как творца всего сущего. Поэтому Дж. Беркли сознательно делает крен от субъективного идеализма к объективному. Отрицая существование материальной субстанции, он пытается обосновать существование духовной субстанции и утверждает, что есть, существует вездесущий дух, который познает и обнимает все вещи и который показывает их нашему взору как установленные им законы природы. Следовательно, вещи постоянно существуют в сознании Духа, Бога. Так он попытался избежать упреков в солипсизме.
Все вещи создаются Богом в момент, когда он повелевает, чтобы они стали доступны восприятию людей по установленным им законам. Он утверждал, что спор между ним и материализмом состоит не в признании или отрицании существования вещей вне ума того или иного человека, а в признании или отрицании абсолютного существования вещей, независимого от их восприятия Богом.
Вл. Татаркевич отмечал, что наряду с солипсизмом трудность для Дж. Беркли создавали такие вопросы: если мы неоднократно открываем глаза и воспринимаем дом, то тем самым творим ли мы этот дом каждый раз заново? Если десять человек смотрят на дом, значит ли это, что существует десять домов?
Здесь же Беркли находит тот же аргумент, что и в случае с солипсизмом. Вещи являются восприятиями, но не только человеческими, но и восприятиями Бога; как восприятия Бога они обладают постоянством и единством, и даже если ни один человек на них не смотрит, смотрит на них Бог и поэтому они существуют непрерывно и вечно.