ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце декабря 1979 года, произошло событие, которому суждено остаться в мировой истории ярким подтверждением истины о неизбежности превращения в ад непродуманных благих намерений. Советские войска, выполняя приказ руководства страны, вошли в Афганистан — страну, с которой СССР никогда не воевал и которой оказывал разнообразную помощь на протяжении многих десятилетий. С этого момента началось очень быстрое превращение двух некогда мирных соседей в яростных врагов, отношения которых даже сегодня все еще отягощены неудовлетворенными обидами, взаимными подозрениями и горечью непоправимых ошибок.
Драматургия советско-афганской войны развивалась по законам порочной политической логики, когда каждое последующее решение лишь усугубляет негативные последствия от предыдущих опять-таки ошибочных действий и поступков. Эскалация ошибок очень быстро сформировала мощное и глубокое советско-афганское проблемное поле, оказавшееся политическим болотом, в которое безвозвратно канули все достижения, надежды и иллюзии Москвы и Кабула. Сегодня мы можем только сожалеть об этом. И еще — анализировать драматургию политических ошибок, извлекая из этого уроки для российско-афганских отношений 21 века.
МОБИЛИЗАЦИЯ БЕЗ АКТА
Последний раз масштабные мобилизационные мероприятия в нашей стране проходили в начале Афганской войны 1979-1989 годов. Отмобилизование соединений, предназначенных для ввода в Афганистан, осуществлялось как призыв на сборы приписного состава отдельными распоряжениями Генерального штаба в адрес командующих военных округов. Которые, в свою очередь, передавали их войскам и военным комиссариатам. Никакого государственного акта на отмобилизование не издавалось. В ходе мобилизования выявилось несовершенство и неэффективность советской системы подготовки и накопления резервов. Соединения и части 40-й армии — мотострелковые дивизии типа «В» — были отмобилизованы за 10-12 дней до ввода, а формирование десантно-штурмовой бригады еще только завершалось. Единственным кадровым соединением в составе армии была 103-я воздушно-десантная дивизия. В ходе создания группировки войск было развернуто около 100 соединений, частей и учреждений. Из запаса на укомплектование войск призвано более 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат. 70% из общего числа призванных офицеров в армии не служили вообще (прошли подготовку на военных кафедрах вузов). Подавляющее большинство из них показали полную неподготовленность и неспособность командовать подчиненными подразделениями. Нередко мотострелковые, артиллерийские, саперные взводы, где командирами были офицеры запаса, на маршах и в бою были практически неуправляемыми. Около 20% офицеров,
призванных из запаса, которые готовились при частях из числа сержантов, также не имели практических командных навыков.
РЕАЛЬНАЯ ВОЙНА ВМЕСТО ПРОВЕРКИ.
В первые дни отмобилизования 40-й армии в декабре 1979 года на качество укомплектования подразделений ни военкоматы, ни воинские части никакого внимания не обращали. Все были уверены, что идет обычная проверка, которая закончится, как только части доложат о завершении комплектования. В связи с этим военкоматы стремились быстрее отправить призывные ресурсы, а воинские части — побыстрее укомплектовать подразделения личным составом и доложить по инстанции. Со значительными, а порой и непредвиденными трудностями столкнулись военкоматы и воинские части при поставке и приеме техники из народного хозяйства. Руководители автобаз в массовом количестве поставляли не новые, приписанные к войскам, а старые, имевшие пробег более 500 тыс. км автомобили. Часть из них прибыла без запасных колес, водительского инструмента, шанцевого инструмента и ремонтных комплектов.
Особенно низкое техническое состояние имели наливные автомашины. Из представленных на укомплектование автомобильных батальонов 500 автомобилей были выбраны только 221, а остальные возвращены за негодностью. До 80% поставленных бензозаправщиков из-за отсутствия заправочных пистолетов, счетчиков установленного диаметра оказались непригодными для использования. В конце концов, несмотря на имевшиеся недостатки в отмобилизовании, командованию Туркестанского и Средне-Азиатского военных округов, командирам соединений и частей, военкоматам удалось справиться с поставленными задачами. Существует широко распространённое мнение, что поскольку Министерство обороны СССР, вводя войска в Афганистан, выполняло распоряжение политического руководства страны, то ответственности за гибель наших сыновей в афганской войне военные власти не несут. На самом деле это ложь. Хорошо известно, что военные власти через посредство военкоматов, нарушая Конституцию СССР и Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности", осуществляли фактически не призыв на службу
, а мобилизацию призывников для их участия в гражданской войне афганского народа. Вещи надо называть своими именами - чётко и определённо, а не прикрываться явной ложью о "службе" в воюющем Афганистане и демагогией о каком-то "интернациональном долге", который каким-то непонятным образом появился у наших сыновей перед Афганистаном.
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Угрозы были не пустыми. Советским военным прокурорам в Афганистане приходилось иметь дело с целым букетом преступлений: убийствами, мародерством, изнасилованиями, употреблением наркотиков, дезертирством, нанесением себе увечий, кражами и насилием в отношении местного населения. Виновным выносили суровые приговоры, включая тюремное заключение, отправку в дисциплинарные батальоны в СССР, а в ряде случаев расстрел. Был момент, когда в печально известной тюрьме Пули-Чархи под Кабулом содержалось две сотни советских солдат, обвиняемых в разного рода преступлениях против афганского населения, в том числе убийствах. К концу войны больше двух с половиной тысяч советских солдат отбывали заключение, более двухсот — за умышленное убийство.
ВЫВОД
Власти в Москве неоднократно делали заявления о том, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 году является политической ошибкой. Такая оценка событий 30-летней давности приветствуется в Кабуле и воспринимается как основа для возобновления широкого российско-афганского диалога. Очевидно, что от оценок роковых ошибок 1979 года будут зависеть отношения между двумя странами в будущем. А это значит, что события, случившиеся 30 лет назад, еще рано считать всего лишь историей…