Файл: 1. содержание дисциплины "безопасность жизнедеятельности" Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разведка аварийного объекта и зоны заражения, масштабов и границ зоны заражения, уточнение состояния аварийного объекта, определение типа чрезвычайной ситуации (ЧС).
При осуществлении аварийно-спасательных работ оказывается медицинская помощь пораженным, их эвакуируют в медицинские пункты; проводится локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникающих при аварии поражающих факторов. Одновременно в зоне заражения ведутся поисково-спасательные работы путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.
Спасательные работы в зоне заражения проводятся с обязательным использованием средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
При спасении пострадавших на химически опасных объектах учитываются характер, тяжесть поражения, место нахождения пострадавшего и осуществляются деблокирование пострадавших, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, а также в поврежденных блокированных помещениях; экстренное прекращение воздействия опасных химических веществ (ОХВ) на организм путем применения средств индивидуальной защиты и эвакуации из зоны заражения; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; эвакуация пораженных в медицинские пункты и учреждения для оказания врачебной помощи и дальнейшего лечения.
Проводится локализация чрезвычайной ситуации и очага поражения путем прекращения выбросов ОХВ; создания восходящих тепловых потоков в направлении движения облака ОХВ; рассеивания и смещения облака ОХВ газовоздушным потоком; ограничения площади пролива и интенсивности испарения ОХВ; сбора (откачки) ОХВ в резервные емкости; охлаждения пролива ОХВ твердой углекислотой или нейтрализующими веществами; засыпки пролива сыпучими веществами; загущения пролива специальными составами с последующими нейтрализацией и вывозом; выжигания пролива.
56. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Наличие на вооружении современных армий средств, крупные производственные аварии и катастрофы, масштаб ущерба от которых не уступает оружию массового поражения, вынуждает самое серьезное внимание уделять проблемам сохранения жизни и здоровья людей в условиях воздействия средств поражения.
Проблема усугубляется учащением случаев террористических актов с применением оружия массового поражения (чаще всего химического и биологического). Для совершения террористического акта преступники выбирают крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метро, вокзалы, супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, а также системы водоснабжения городов, партии продуктов питания. Поэтому в современных условиях главной задачей гражданской обороны является защита населения с помощью комплекса мероприятий, имеющего своей целью не допустить поражения людей или ослабить воздействие поражающих факторов. Она начинается с подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям при чрезвычайных ситуациях и организуется, а также проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Основные задачи подготовки:
1) обучение населения правилам поведения и основам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;
2) обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) практическое освоение руководящим составом служб гражданской обороны объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных и других неотложных работах и методов их проведения;
4) оповещение населения и информирование о правилах поведения;
5) медицинская профилактика и оказание первой помощи пострадавшим.
Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего состава, специалистов, командно-начальствующего и личного состава формирований осуществляется на занятиях, тренировках комитета по чрезвычайным ситуациям, штабных тренировках, командно-штабных учениях и комплексных учениях.
57. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В РФ действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Ее деятельность базируется на:
1) признании факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
2) соблюдении принципа превентивности безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
3) приоритетепрофилактической работы; комплексном подходе при формировании системы, т. е. учете всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
4) построении системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и пяти уровней (федерального, регионального, территориального, местного, объектового).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, а также на силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС
состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций (Минсельхоза, Росгидромета, Минприроды, соединений гражданской обороны, служб МЧС, Минобороны, Минпромэнерго и т. д.). Система РСЧС функционирует в трех режимах.
1. Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2. Режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогнозов о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении одного из режимов принимают Правительство РФ, МЧС или комиссии по ЧС.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
58. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей по нормативным требованиям безопасности обязательна; создаваемая и эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая новую технику, инженер обязан не только обеспечить ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф, используя новые технологии.
Поскольку повышение экологичности современных технических систем часто достигается применениями экобиозащитной техники, инженер обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Инженер должен понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, включающие получение и переработку сырья, выпуск продукции, утилизацию и захоронение отходов, а в области безопасности - системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.
Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.
Этими знаниями должны владеть специалисты всех отраслей экономики, специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химии и ряда других отраслей промышленного производства, специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности техносферы и экологичности технических объектов, проектов и планов; инженеры - разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основными задачами деятельности таких специалистов должны быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.
59. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона "Об охране окружающей среды" в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (через нее и охрана здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм:
1) нормативы качества окружающей среды.
К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического и биологического): предельно допустимая концентрация вредных веществ, предельно допустимый выброс, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.;
2) экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющие на окружающую среду;
3) органы охраны окружающей среды и санэпидна-дзора имеют право осуществлять экологический контроль и накладывать запреты на осуществление деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объектов, а также привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы. При этом ведется контроль за состоянием атмосферы, гидросферы и почвы вблизи транспортных магистралей и предприятий санитарно-промышленными лабораториями.
Механизм исполнения этих требований выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий при начислении налогов, что является прямым экологическим стимулом в охране окружающей природной среде.
При осуществлении аварийно-спасательных работ оказывается медицинская помощь пораженным, их эвакуируют в медицинские пункты; проводится локализация, подавление или снижение до минимально возможного уровня воздействия возникающих при аварии поражающих факторов. Одновременно в зоне заражения ведутся поисково-спасательные работы путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.
Спасательные работы в зоне заражения проводятся с обязательным использованием средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
При спасении пострадавших на химически опасных объектах учитываются характер, тяжесть поражения, место нахождения пострадавшего и осуществляются деблокирование пострадавших, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, а также в поврежденных блокированных помещениях; экстренное прекращение воздействия опасных химических веществ (ОХВ) на организм путем применения средств индивидуальной защиты и эвакуации из зоны заражения; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; эвакуация пораженных в медицинские пункты и учреждения для оказания врачебной помощи и дальнейшего лечения.
Проводится локализация чрезвычайной ситуации и очага поражения путем прекращения выбросов ОХВ; создания восходящих тепловых потоков в направлении движения облака ОХВ; рассеивания и смещения облака ОХВ газовоздушным потоком; ограничения площади пролива и интенсивности испарения ОХВ; сбора (откачки) ОХВ в резервные емкости; охлаждения пролива ОХВ твердой углекислотой или нейтрализующими веществами; засыпки пролива сыпучими веществами; загущения пролива специальными составами с последующими нейтрализацией и вывозом; выжигания пролива.
56. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Наличие на вооружении современных армий средств, крупные производственные аварии и катастрофы, масштаб ущерба от которых не уступает оружию массового поражения, вынуждает самое серьезное внимание уделять проблемам сохранения жизни и здоровья людей в условиях воздействия средств поражения.
Проблема усугубляется учащением случаев террористических актов с применением оружия массового поражения (чаще всего химического и биологического). Для совершения террористического акта преступники выбирают крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метро, вокзалы, супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, а также системы водоснабжения городов, партии продуктов питания. Поэтому в современных условиях главной задачей гражданской обороны является защита населения с помощью комплекса мероприятий, имеющего своей целью не допустить поражения людей или ослабить воздействие поражающих факторов. Она начинается с подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям при чрезвычайных ситуациях и организуется, а также проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Основные задачи подготовки:
1) обучение населения правилам поведения и основам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;
2) обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) практическое освоение руководящим составом служб гражданской обороны объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных и других неотложных работах и методов их проведения;
4) оповещение населения и информирование о правилах поведения;
5) медицинская профилактика и оказание первой помощи пострадавшим.
Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего состава, специалистов, командно-начальствующего и личного состава формирований осуществляется на занятиях, тренировках комитета по чрезвычайным ситуациям, штабных тренировках, командно-штабных учениях и комплексных учениях.
57. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В РФ действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Ее деятельность базируется на:
1) признании факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
2) соблюдении принципа превентивности безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
3) приоритетепрофилактической работы; комплексном подходе при формировании системы, т. е. учете всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
4) построении системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и пяти уровней (федерального, регионального, территориального, местного, объектового).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля, а также на силы и средства ликвидации последствий ЧС. Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС
состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций (Минсельхоза, Росгидромета, Минприроды, соединений гражданской обороны, служб МЧС, Минобороны, Минпромэнерго и т. д.). Система РСЧС функционирует в трех режимах.
1. Режим повседневной деятельности - функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.
2. Режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении обстановки и получении прогнозов о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.
3. Чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.
Решение о введении одного из режимов принимают Правительство РФ, МЧС или комиссии по ЧС.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
58. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Подготовка инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей по нормативным требованиям безопасности обязательна; создаваемая и эксплуатируемая техника и технология являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая новую технику, инженер обязан не только обеспечить ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности в техносфере. С этой целью инженер при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф, используя новые технологии.
Поскольку повышение экологичности современных технических систем часто достигается применениями экобиозащитной техники, инженер обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты, особенно в области своей профессиональной деятельности. Инженер должен понимать, что в области охраны природы наибольшим защитным эффектом обладают малоотходные технологии и производственные циклы, включающие получение и переработку сырья, выпуск продукции, утилизацию и захоронение отходов, а в области безопасности - системы с высокой надежностью, безлюдные технологии и системы с дистанционным управлением.
Решение задач БЖД при проектировании и эксплуатации технических систем невозможно без знания инженером уровней допустимых воздействий негативных факторов на человека и природную среду, а также знания негативных последствий, возникающих при нарушении этих нормативных требований.
Этими знаниями должны владеть специалисты всех отраслей экономики, специалисты в области энергетики, транспорта, металлургии, химии и ряда других отраслей промышленного производства, специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу окружающей среды в регионах, эксперты по оценке безопасности техносферы и экологичности технических объектов, проектов и планов; инженеры - разработчики экобиозащитных систем и защитных средств. Основными задачами деятельности таких специалистов должны быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖД на промышленном и региональном уровнях.
59. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона "Об охране окружающей среды" в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (через нее и охрана здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм:
1) нормативы качества окружающей среды.
К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического и биологического): предельно допустимая концентрация вредных веществ, предельно допустимый выброс, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.;
2) экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющие на окружающую среду;
3) органы охраны окружающей среды и санэпидна-дзора имеют право осуществлять экологический контроль и накладывать запреты на осуществление деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объектов, а также привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения. Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы. При этом ведется контроль за состоянием атмосферы, гидросферы и почвы вблизи транспортных магистралей и предприятий санитарно-промышленными лабораториями.
Механизм исполнения этих требований выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий при начислении налогов, что является прямым экологическим стимулом в охране окружающей природной среде.