Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его основателя за границу).
Вторая половина 1830-х гг. ознаменовалась спадом общественного движения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования. Этинастроения отразились в знаменитых "Философических письмах" П.Я. Чаадаева. Они были проникнуты глубоким пессимизмом, разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее. Главную причину этого Чаадаев видел в оторванности страны от
передового европейского мира. Эта оторванность, по его мнению, имела исторические корни, уходящие во времена принятия христианства. Россия, заимствовав православие у Византии, поставила себя вне европейского развития, движущей силой которого был католицизм.
Письма Чаадаева, при всей ошибочности взглядов их автора, сыграли важную роль в пробуждении русского общества от летаргического оцепенения. Правительство поспешило расправиться с издателем,
а Чаадаев был объявлен сумасшедшим.
Период идейного кризиса переживал в это время и Белинский. Пытаясь найти внутреннюю опору в положениях философии Гегеля, он пытался примириться с русской действительностью. Однако это примирение продолжалось недолго.
На рубеже 1830-1840-х гг. наступает оживление общественной жизни. Постепенно складываются такие идеологические течения, как славянофильство и западничество, начинается распространение социалистических учений.
Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С. Аксаковы, И.Б. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле.
По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть вдеревне носила патриархальный характер.
Естественное развитие России должно протекать постепенно и "неприметно", без социальных конфликтов, ибо между государством и народом исконно существовала гармония (нарушенная в Петровскую эпоху). Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благополучия страны. Вместе с тем славянофилы сознавали необходимость политических перемен, связывавшихся ими с созывом Земского собора (с обязательным
сохранением самодержавия), расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности и отмену телесных наказаний.
Интерес славянофилов к особенностям русской жизни стимулировал изучение в эти годы национальной культуры. Либеральный характер носило и западничество (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Корш, С.М. Соловьев). Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране либеральных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы, западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений. У истоков русской радикальной политической мысли стояли А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ "Дилетантизм в науке", а несколько
позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский труд "Письма об изучении природы", в которых предстает как последовательный материалист и сторонник социалистического строя, воплощавшего единство человеческого бытия и разума.
Годы ссылки оказали заметное влияние на мировоззрение Герцена. В 1840-е гг. по своим убеждениям он был вполне сложившимсядемократом, революционером и социалистом. Человек с такими убеждениями в николаевской России не мог найти применения своим силам,
и в 1847 г., в канун революции во Франции, Герцен уезжает из России. Начало Французской революции воодушевило его, он был полон веры в демократическую Европу, ее победу над реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого поражение революционных сил породило в Герцене глубокий пессимизм.
В 1850-е гг. создается теория "русского социализма". Герцен увязывает будущее человечества с Россией, которая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в этом должна была сыграть община, хранившая в себе начало социалистического общества. Будущий социалистический строй в России должен был установиться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в сочетании с утверждением демократической республики.
На 1840-е гг. приходится расцвет деятельности выдающегося публициста и литературного
критика России Белинского. С 1839 г. он приезжает в Петербург и начинает работать в "Отечественных записках". Важную роль в формировании демократических и материалистических взглядов Белинского сыграло в эти годы его общение с Герценом. Основное условие всех преобразований в России Белинский видел в отмене крепостного права и ликвидации существовавшего сословного и политического строя. "Вопросом вопросов" становится для него идея социализма. В своем знаменитом "Письме к Гоголю", написанном незадолго до смерти, Белинский сформулировал революционно-демократическую программу- минимум на 1840-е гг., включавшую отмену крепостного права, запрет телесных наказаний и элементарное соблюдение законов в стране. Ранняя смерть в 1848 г. оборвала творчество Белинского, которому не было тогда и 40 лет.
Важную роль в формировании и распространении социалистических иреволюционных идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя одного из них, переводчика Министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского). С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором обсуждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были М.Е. Салтыков, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В.А. Милютин и многие другие (в течение
нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.
Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства, возможности и пути социальных преобразований в России. Среди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и Дон, с последующим движением восставших на Москву). После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на пороге создания тайной организации с революционно-демократической программой. Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Буташевич-Петрашевский и Достоевский) были приговорены к смертной казни, в последний момент замененной на каторгу.
Готье так писал про Николая I: «Он любил Россию, но такой любовью, которую она не могла долго забыть».
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей.
И все дела твои и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
***
В ноябре 1825 года во время поездки на югстраны Александр I неожиданно умирает в Таганроге. Поскольку он не оставил наследника мужского пола, на престол должен был вступить следующий по старшинству сын Павла I, Константин, но тот отрёкся от престола в пользу Николая Павловича. Сразу после смерти Александра Николай привел к присяге
Вторая половина 1830-х гг. ознаменовалась спадом общественного движения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило состояние неуверенности и разочарования. Этинастроения отразились в знаменитых "Философических письмах" П.Я. Чаадаева. Они были проникнуты глубоким пессимизмом, разочарованием в прошлом России и неверием в ее будущее. Главную причину этого Чаадаев видел в оторванности страны от
передового европейского мира. Эта оторванность, по его мнению, имела исторические корни, уходящие во времена принятия христианства. Россия, заимствовав православие у Византии, поставила себя вне европейского развития, движущей силой которого был католицизм.
Письма Чаадаева, при всей ошибочности взглядов их автора, сыграли важную роль в пробуждении русского общества от летаргического оцепенения. Правительство поспешило расправиться с издателем,
а Чаадаев был объявлен сумасшедшим.
Период идейного кризиса переживал в это время и Белинский. Пытаясь найти внутреннюю опору в положениях философии Гегеля, он пытался примириться с русской действительностью. Однако это примирение продолжалось недолго.
На рубеже 1830-1840-х гг. наступает оживление общественной жизни. Постепенно складываются такие идеологические течения, как славянофильство и западничество, начинается распространение социалистических учений.
Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С. Аксаковы, И.Б. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) - видели реальные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, исторически сложившемся русле.
По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Особенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопределенно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть вдеревне носила патриархальный характер.
Естественное развитие России должно протекать постепенно и "неприметно", без социальных конфликтов, ибо между государством и народом исконно существовала гармония (нарушенная в Петровскую эпоху). Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благополучия страны. Вместе с тем славянофилы сознавали необходимость политических перемен, связывавшихся ими с созывом Земского собора (с обязательным
сохранением самодержавия), расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности и отмену телесных наказаний.
Интерес славянофилов к особенностям русской жизни стимулировал изучение в эти годы национальной культуры. Либеральный характер носило и западничество (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Корш, С.М. Соловьев). Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более решительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране либеральных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Так же как и славянофилы, западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений. У истоков русской радикальной политической мысли стояли А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ "Дилетантизм в науке", а несколько
позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский труд "Письма об изучении природы", в которых предстает как последовательный материалист и сторонник социалистического строя, воплощавшего единство человеческого бытия и разума.
Годы ссылки оказали заметное влияние на мировоззрение Герцена. В 1840-е гг. по своим убеждениям он был вполне сложившимсядемократом, революционером и социалистом. Человек с такими убеждениями в николаевской России не мог найти применения своим силам,
и в 1847 г., в канун революции во Франции, Герцен уезжает из России. Начало Французской революции воодушевило его, он был полон веры в демократическую Европу, ее победу над реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого поражение революционных сил породило в Герцене глубокий пессимизм.
В 1850-е гг. создается теория "русского социализма". Герцен увязывает будущее человечества с Россией, которая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в этом должна была сыграть община, хранившая в себе начало социалистического общества. Будущий социалистический строй в России должен был установиться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в сочетании с утверждением демократической республики.
На 1840-е гг. приходится расцвет деятельности выдающегося публициста и литературного
критика России Белинского. С 1839 г. он приезжает в Петербург и начинает работать в "Отечественных записках". Важную роль в формировании демократических и материалистических взглядов Белинского сыграло в эти годы его общение с Герценом. Основное условие всех преобразований в России Белинский видел в отмене крепостного права и ликвидации существовавшего сословного и политического строя. "Вопросом вопросов" становится для него идея социализма. В своем знаменитом "Письме к Гоголю", написанном незадолго до смерти, Белинский сформулировал революционно-демократическую программу- минимум на 1840-е гг., включавшую отмену крепостного права, запрет телесных наказаний и элементарное соблюдение законов в стране. Ранняя смерть в 1848 г. оборвала творчество Белинского, которому не было тогда и 40 лет.
Важную роль в формировании и распространении социалистических иреволюционных идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя одного из них, переводчика Министерства иностранных дел М.В. Буташевича-Петрашевского). С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором обсуждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были М.Е. Салтыков, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В.А. Милютин и многие другие (в течение
нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни человек). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.
Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства, возможности и пути социальных преобразований в России. Среди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, обсуждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и Дон, с последующим движением восставших на Москву). После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на пороге создания тайной организации с революционно-демократической программой. Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Буташевич-Петрашевский и Достоевский) были приговорены к смертной казни, в последний момент замененной на каторгу.
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОЛАЯ I
Готье так писал про Николая I: «Он любил Россию, но такой любовью, которую она не могла долго забыть».
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России, Служил лишь суете своей.
И все дела твои и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
***
В ноябре 1825 года во время поездки на югстраны Александр I неожиданно умирает в Таганроге. Поскольку он не оставил наследника мужского пола, на престол должен был вступить следующий по старшинству сын Павла I, Константин, но тот отрёкся от престола в пользу Николая Павловича. Сразу после смерти Александра Николай привел к присяге