ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69. Правовой статус и реальное правовое положение личности.
Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст.64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленом Конституцией РФ.
Правовой статус личности в РФ характеризуется следующими основными чертами:
-
права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться поставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности; -
права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается государством, так и самими гражданами; -
права, свободы и обязанности гарантированны в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности; -
права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений; -
права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства; -
права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.
Правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое имеет личность в обществе.
Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.
Правовой статус личности это родовое понятие состоящее из четырех разновидностей: а) правовой статус российского гражданина, б) иностранного гражданина, в) лица без гражданства, г) лица, которому предоставлено убежище.
70. Компетенция естественного права.
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются «природными», «прирожденными», т.е. абсолютными, неизменными.
Естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся за нормами. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественные права выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормах-обычаях, а также в моральных и – что особенно существенно – юридических нормах.
71. Юридическое лицо.
Юридическими лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.
Юридические лица: государство, организации, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные образования, общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды.
Государственные органы являются субъектами права в различных отраслях права в пределах, определяемых актами о компетенции этих органов. Правосубъектность министерств, государственных комитетов все более дифференцируется и делегируется.
Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает по времени и возникает в момент его создания, под которым следует понимать момент его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензий, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении ее срока действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
72. Социальная природа и причины правонарушений, пути и средства борьбы с правонарушениями.
Понять природу и причины правонарушений можно только в социально-историческом аспекте, рассматривая их как порождение определенных общественных явлений, неодинаковых в разных общественных формациях.
Анализируя правонарушения на общесоциальном уровне, как разновидность социальных отклонений, следует использовать различные подходы:
философский подход – расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в праве, с одной стороны, и преследуемых данным субъектом – с другой. Несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями. В конечном счете антисоциальное поведение вызывается неизбежной противоречивостью социального развития.
социологический подход – предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне (изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения). Социологические и криминалистические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение, а именно: оказаться источником конфликтов, вызвать отклонение от тех нраственных ценностей, которые характерны для российского общества в целом, ослабить социальный контроль, что облегчает совершение антиобщественных действий, затруднить реализацию тех законных возможностей, которые отвечают интересам субъекта.
психологический подход – весьма важным для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя. Ведь причины правонарушений заложены не только в аномалиях общественной жизни, но и в несовершенстве самого человека.
Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно.
73. Закон, его виды и особенности как нормативно-правового акта. Право и закон.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов.
Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.
Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.
Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.
Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом.
Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает.
74. Международное право как отрасль права. Соотношение внутригосударственного и международного права.
75. Правосознание: понятие, структура, виды. Классовое и общесоциальное правосознание.
Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:
-
Правовая идеология,
-
Правовая психология.
Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов. Она содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования.
Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы. Включает следующие элементы:
-
общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;
-
психологический уклад, т.е. привычки, традиции, убеждения, свойственные социальным группам общества; -
представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их психического склада; -
чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам; -
способы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций) – влияние, взаимовлияние, подражание, внушение.