Файл: Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-




Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей. Перестройка социально – экономической жизни России повысила требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним, очень значимым и важным критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов.

В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций (Ю.П. Азарова, А.В. Петровский и др.)

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики, были открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в которых особое внимание отводится методическому сопровождению, которое, позволяет повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)

Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы детского сада.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (Теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного образовательного процесса, пришла к выводу, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Следовательно, возникает необходимость в создании собственной модели методической работы, которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.

Поэтому целью своей деятельности, считаю создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня профессиональных компетенций и развития личностных качеств педагогов через создание такой образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

Для достижения цели мной были определены задачи:

  1. формирование мотивации к активному участию в процессе профессионального общения;

  2. развитие инновационного стиля мышления и деятельности

  3. повышение квалификационного уровня педагогов;

  4. повышение профессиональной компетенции педагогов.

Р
выполнение основных управленческих функций: анализ, планирование, организация, контроль
еализация задач происходит по следующим направлениям:



З

А

Д

А

Ч

И



использование системы непрерывного образования и повышения профессионального мастерства педагогов


организация работы методического кабинета


Работа

аттестационной комиссии

Организация текущего и перспективного планирования
Таким образом, в детском саду, была создана модель организации методической работы, которая, на мой взгляд, способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей.


Создание инициативных творческих групп





Система методической работы МКДОУ-детский сад «Муравей»



Совершенствование воспитательно-образовательного процесса

Просветительская работа для родителей в рамках семейного клуба








Взаимодействие с социумом

Система контроля

Организация методического кабинета



Поставила перед собой следующие задачи методической работы:

  1. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива:

  • систематическое изучение достижений педагогической науки

  • обобщение и распространение педагогического опыта

  1. Повышение уровня теоретической и психолого - педагогической подготовки воспитателей.

  2. Организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов.

  3. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

  4. Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно - методических материалов.

  5. Оказание консультативной помощи воспитателям в организации педагогического самообразования.

  6. Повышение общего уровня профессионально - педагогической культуры.

В методической работе придерживаюсь основного принципа - реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей устойчивому развитию системы педагогической и оздоровительной работы с воспитанниками.

Убеждена, что нетрадиционные формы методической работы наиболее приемлемы для педагогического коллектива.

Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы:

теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Теоретические формы работы

Практические формы работы

Коллективные

Индивидуальные

Коллективные

Индивидуальные

1.Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т.д.

2.Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.

3.Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений

4.Педагогический всеобуч для опытных педагогов по обучению опытно-экспериментальной деятельности .

5.Минутки искусства

6.Экспресс-маршруты

1.Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.

2.Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента

3.Индивидуальные беседы-убеждения.

4.Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.


1.Творческие группы

2.Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений

3.Копилка методических идей и педагогических достижений

4.Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)

5.Профессионально-педагогические экскурсии

6.Коллективное составление сборников

7.Творческие встречи

8.Участие в смотрах-конкурсах

9.Взаимопосещения образовательной деятельности


1.Разработка проектов

2.Индивидуальное составление разработок.

3.Наставничество

4.Творческий отчет по результатам учебного года.


Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Задачу старшего воспитателя детского сада вижу в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приёмов повышения квалификации педагогов. Поэтому я считаю, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность с использованием активных методов и приемов обучения, из которых применяю следующие:

- проблемные ситуации (выдвигается проблема и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);

- семинары, творческие занятия (направлены на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов),

- деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения),

- групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно — образовательной работы).

В работе руководствуюсь важнейшими требованиями практической направленности: научности и оптимального сочетания различных форм и методов этой работы.

Пройдя через все формы методической работы организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что — то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая мной в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

Результативность педагогической деятельности зависит от квалификации педагога. Новые программы, новые технологии требуют новых знаний, умений, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации.

Педагоги нашего детского сада повышают квалификацию через различные формы: курсы при Татарском педагогическом колледже, дистанционные курсы при «Институте новых технологий в образовании», при ООО «Издательство «Учитель», наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в ДОУ охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику.

Эффективным методом повышения квалификации является самообразование. Организуя и контролируя работу педагогов по самообразованию, помогаю им выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. Большое место в своей работе отводим самообразованию, посредством участия в различных вебинарах, семинарах, конференциях.

Таким образом, в 2015-2016 учебном году повысился уровень квалификации педагогов.

Учебный год

Высшая кв.категория

Первая кв.категория

Вторая кв.категория

СЗД

Без категории

2013-2014

0

4 (66%)

1 (17%)

0

1 (17%)

2014-2015

0

5 (84%)

0

0

1 (17%)

2015-2016

1(20%)

4 (80%)

0

0

0

В настоящее время в педагогическом коллективе намечена тенденция повышения качества профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют следующие результаты участия в конкурсах различных уровней.

Международный уровень

Всероссийский уровень

Областной и районный уровень

1.Международный конкурс "Национальные традиции" (1, 2 место)

2.Международный конкурс "Новогодняя гирлянда" (1 место)

3.Международный конкурс "Подарок маме своими руками" (1,2 место)

4.Международный конкурс для детей и педагогов "Тайны математики" (участие)

5.Международный конкурс "Праздник своими руками" (1 место)

6. Международный открытый конкурс "Мисс воспитатель зима 2015-2016" (участие)

1.Общероссийский конкурс журнала «Обруч» «Партнерство во благо ребенка (Победитель)

3.Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета-2015» (участник)


1.Конкурс «Золотая медаль» выставки УчСиб-2014 (Малая золотая медаль)

2.Смотр-конкурс методических служб образовательных учреждений района в 2014г. (2 место)

3.Смотр-конкурс методических служб образовательных учреждений района в 2015г. (2 место)

4.Областной конкурс «Лучший заведующий детским садом 2015» (2 место).

5.Районный конкурс педагогического мастерства -2015г. (2 место)


В результате проделанной работы:

-на 20% увеличилось количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию;

- на 14% увеличилось количество педагогов, имеющих первую квалификационную категорию;

- 100% педагогов имеют курсовую подготовку;

- 100% педагогов стали участниками профессиональных конкурсов.

На протяжении последних лет являлась участником конкурсов различных уровней.

Международный уровень

Всеросийский уровень

Областной и районный уровень

-международный интернет-конкурс «Наши добрые дела»;

- международный интернет-конкурс «Осенние поделки с детьми»;


- всероссийский творческий конкурс «Новогоднее творчество 2015»;

- всероссийский конкурс журнала «Обруч» и издательства «Линка-Пресс» «Разноцветие»;

- общероссийский конкурс журнала «Обруч» и издательства «Линка-Пресс» «Мы родители: секреты успеха»;

- общероссийский конкурс для педагогов «Лучшая статья месяца».

-смотр-конкурс методических служб образовательных учреждений района в 2013 году;

-смотр-конкурс методических служб образовательных учреждений района в 2014 году.


Неоднократно публикую свой опыт работы на районных методических объединениях и в сети интернет. По результатам 2013-2014 учебного года была награждена почетной грамотой Татарского района за высокие профессиональные достижения по итогам года.

На этих результатах я не останавливаюсь, совершенствую свое профессиональное мастерство через изучение новейших достижений передовой педагогической науки и практики.

Таким образом, использование современных форм методической работы способствует тому, что педагоги ценят индивидуальность каждого воспитателя, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт. Это дает возможность каждому педагогу реализоваться как личности. Возрастает активность педагогов в методической и самообразовательной работе, происходят изменения в мотивах их деятельности, а также осмысленное освоение теоретических основ содержания современного дошкольного образования.

Перспективу вижу в дальнейшем использовании инновационных форм методической работы и создание «Школы успеха», целью которой станет совершенствование практического мастерства педагогов.

Литература:

1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность

педагога в процессе его профессионального становления

[Текст]: монография. – Красноярск, 2007. - 204 с.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004. –96с.

3.Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика//Народное образование.2010.№6. С.182-188.

4.Шмонина Л.В., Зайцева О.И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011.-215с.

5. Урмина И.А., Данилина Т.А. - Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009
6.Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/637216/