Файл: Методическое пособие Студия ВиЭль СанктПетербург 2021 год введение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сменяйте руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти.
3. 3. 2. «Игра на рояле».
Покажите ребёнку последовательность движений пальцев и пред- ложите повторить.
Для 4-5 лет: пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2.
С 6 лет: 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1.
3. 3. 3. Штриховка.
Дайте ребёнку лист с образцом рисунка (из методического набо- ра) и карандаш/фломастер. Предложите ребёнку заштриховать нарисованные фигуры, стараясь не выходить за их границы.
3. 3. 4. Проведение линий (сбивание кеглей).
Дайте ребёнку лист с образцом рисунка и карандаш/фломастер, предложите ребёнку продолжить начатый на образце рисунок, стараясь проводить линии как можно ровнее:
• провести линию по обозначенным пунктирным линиям «Попасть мячиком в кеглю»;
• самостоятельно нарисовать линии, соединяющие мяч и кегли.
3. 3. 5. Письменная проба для обследования темпа движений.
Дайте ребёнку чистый лист бумаги и карандаш/фломастер, объяс- ните задание.
Задание выполняется за фиксированное время в три приема:
1) в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в произвольном темпе;
2) в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в максимальном темпе;
3) в течение 15 секунд ребёнку необходимо чертить на бумаге линии в строчку в произвольном темпе.
Результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.
Отмечается:
• способность восприятия ритма;
• способность воспроизведения ритма в движениях;
• способность ретенции ритма - сохранение его в памяти;
• способность к ритмическому творчеству - ритмическая активность.
3. 4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки
22
Инструкция
«Давай поздороваемся».
Предложите ребёнку протянуть руку для приветствия (поздоро- ваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.
Отмечается наличие лишних движений:
• сжимание кисти противоположной руки;
• приподнимание плеч;
• сокращение мышц лица;
• открывание рта;
• другие.
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
4. 1. Исследование подвижности губ
Инструкция
Покажите и попросите ребёнка выполнить перечисленные ниже движения:
4. 1. 1. Вытянуть губы вперед и округлить.
4. 1. 2. Отвести их уголки в стороны.
4. 1. 3. Поднять верхнюю губу.
4. 1. 4. Опустить нижнюю губу.
4. 1. 5. Облизнуть губы.
4. 1. 6. Усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ.
4. 1. 7. Надуть щеки – втянуть их.
При анализе состояния артикуляционной моторики за основу берутся следующие параметры:
• Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
• Объем движений: полный, неполный.
• Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
• Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
• Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).
• Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
• Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.
23
4. 2. Исследование подвижности языка
Инструкция
4. 2. 1. Сделать язык сначала узким, а потом широким.
4. 2. 2. Поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним.
4. 2. 3. Подвигать языком, как “маятником”.
При анализе за основу берутся следующие параметры:
• Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
• Объем движений: полный, неполный.
• Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
• Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
• Наличие сопутствующих и насильственных движений (указать какие).
• Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
• Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.
4. 3. Исследование подвижности нижней челюсти
Инструкция
4. 3. 1. Опустить челюсть.
4. 3. 2. Выдвинуть челюсть вперед.
4. 3. 3. Установите, нет ли контрактуры нижней челюсти.
Контрактура нижней челюсти — это сведение челюстей, обусловлен- ное патологическими изменениями и нарушениями эластических свойств мягких тканей челюстно-лицевой области, функционально связанных c височно-нижнечелюcтным суставом то есть такое состояние, при кото- ром конечность (в данном случае челюсть) не может быть полностью со- гнута или разогнута в одном или нескольких суставах.
4. 4. Исследование подвижности мягкого нёба
Инструкция
Предложите ребёнку произнести звук “а-а-а”.
Определите наличие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки.
24
5. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ РЕЧИ
5. 1. Исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений
Инструкция
Попросите ребёнка выполнить перечисленные ниже движения.
5. 1. 1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.
5. 1. 2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зу- бов/резцов/, затем поднять кончик языка к верхним зубам /рез- цам/ и положить на нижнюю губу.
5. 1. 3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы полу- чилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот.
5. 1. 4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
5. 1. 5. Широко раскрыть рот, затем прикрыть рот наполовину, затем пол- ностью закрыть его.
Отмечается:
• замена одного движения другим;
• поиск артикуляции;
• «застревание» на одном движении;
• инертность движения;
• недифференцированность движений;
• нарушение плавности движений;
• напряженность языка;
• подергивание языка.
5. 2. Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов
1 2 3 4 5 6
Инструкция
Произнесите звуковой ряд и попросите ребёнка повторить его несколько раз (3-4 раза) (последовательность звуков изменяется).
5. 2. 1. А-И-У, У-И-А,
5. 2. 2. О-И-А, А-О-И,
25
5. 2. 3. Ы-О-Э, Э-Ы-О,
5. 2. 4. У-О-А, О-А-У.
Отмечается:
• неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
• неумение переключения с одной фонемы на другую;
• неумение переключения с одного звукового ряда на другой.
5. 3. Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов
Инструкция
Попросите ребёнка повторить слоговый ряд.
5. 3. 1. КА-ПА-ТА, ПА-КА-ТА,
5. 3. 2. ПЛА-ПЛО-ПЛУ,
5. 3. 3. РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ,
5. 3. 4. СИЛА-ВЗМА-ЗДРА.
Отмечается:
• неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
• неумение переключения с одной фонемы на другую;
• неумение переключения с одного звукового ряда на другой.
5. 4. Исследование динамической организации при чтении стихотворений
Инструкция
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите повторить его.
5. 4. 1. Агния Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
5. 4. 2. Агния Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка;
Со скамейки слезть не смог
26
Весь до ниточки промок.
5. 4. 3. Агния Барто «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Отмечается:
• неумение переключения с одной артикуляционной позы на другую;
• неумение переключения с одной фонемы на другую;
• неумение переключения с одного звукового ряда на другой.
6. ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Инструкция
Попросите ребёнка выполнить/ выразить мимикой лица перечисленные ниже действия.
6. 1. Исследование движений мышц лба
6. 1. 1. Нахмурить брови.
6. 1. 2. Поднять брови.
6. 1. 3. Наморщить лоб.
6. 2. Исследование движений мышц глаз
6. 2. 1. Легко сомкнуть веки.
6. 2. 2. Плотно сомкнуть веки.
6. 2. 3. Закрыть правый глаз, а затем левый.
6. 2. 4. Подмигнуть.
6. 3. Исследование движений мышц щек
6. 3. 1. Надуть левую щеку.
6. 3. 2. Надуть правую щеку.
6. 3. 3. Надуть обе щеки одновременно.
6. 4. Исследование мимических поз
6. 4. 1. Удивление.
6. 4. 2. Радость.
6. 4. 3. Испуг.
6. 4. 4. Грусть.
27
6. 4. 5. Сердитое лицо.
6. 5. Исследование символического праксиса
6. 5. 1. Свист.
6. 5. 2. Поцелуй.
6. 5. 3. Улыбка.
6. 5. 4. Оскал.
6. 5. 5. Плевок.
6. 5. 6. Цоканье.
Отмечается:
• наличие содружественных движений;
• подергивание щек;
• не выполнение движений;
• нечёткость мимической картины;
• ограниченность объема движений;
• симметричность носогубных складок;
• наличие гиперкинезов;
• наличие саливации.
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
7. 1. Исследование губ
Выявите аномалии или деформации в строении губ ребёнка.
Отмечается:
• в пределах нормы;
• узкие;
• мясистые;
• ахейлия (отсутствие губ);
• синхейлия (срастание боковых отделов губ);
• брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы);
• утолщение и укорочение уздечки верхней губы.
7. 2. Исследование зубного ряда
Выявите аномалии и деформации зубного ряда.
Отмечается:
28
• в норме;
• гигантские (с несоразмерно большими коронками) зубы;
• мезио-дистальное смещение (вне челюстной дуги);
• адентия (отсутствие одного или несколько зубов);
• сверхкомплектные зубы;
• деформированные зубы;
• кривые зубы;
• мелкие (с несоразмерно маленькими коронками) зубы;
• редкие зубы;
• шиповидные зубы;
• уродливые зубы;
• вестибулярное отклонение (смещение зубов кнаружи от зубного ряда);
• оральный наклон (смещение зубов кнутри от зубного ряда);
• супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоско- сти смыкания зубных рядов);
• инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба);
• тремы;
• диастемы;
• поворот зуба вокруг продольной оси;
• скученное расположение зубов.
7. 3. Исследование прикуса
Выявите аномалии и деформации прикуса.
Отмечается:
• в норме;
• прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть);
• прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть);
• открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов);
• открытый боковой прикус;
• трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов);
• прямой прикус;
• плавающий прикус;
• глубокий прикус.
29
7. 4. Исследование языка
Выявите аномалии и деформации языка.
Отмечается:
• в норме;
• узкий язык;
• мясистый язык;
• анкилоглоссия (короткая подъязычная связка);
• микроглоссия (маленький язык);
• макроглоссия (большой язык);
• глоссотомия (частичное или полное удаление языка);
• глоссоптоз (аномалия развития).
7. 5. Исследование твёрдого и мягкого нёба
Выявите аномалии и деформации твердого и мягкого нёба.
Отмечается:
• в норме;
• твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное;
• мягкое нёбо: короткое, врождённое изолированное недоразвитие.
7. 6. Исследование нижней челюсти
Выявите аномалии и деформации нижней челюсти.
Отмечается:
• в норме;
• деформирована;
• микрогнатия (малые размеры верхней челюсти);
• макрогнатия (большие размеры верхней челюсти);
• микрогения (малые размеры нижней челюсти);
• макрогения (большие размеры нижней челюсти).
8. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
8. 1. Исследование состояния физиологического слуха
Проводите исследование слуха шёпотной речью.
Произносите слова, отвернувшись, или закрыв экраном рот и, предложите
30
ребёнку повторить услышанные слова.
Рекомендуется проводить обследование на расстоянии 5-6 метров.
Для обследования используются две группы слов:
I группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров. К данной группе относятся слова, в состав которых входят гласные У, О, из согласных – М, Н, В, Р.
Например: ворон, двор, море, номер, нора.
II группа обладает высокой частотной характеристикой и слыш- на в среднем на расстоянии 20 метров. В данную группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – А, И, Э.
Например: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть.
Если у ребёнка физиологический слух нарушен, то необходима кон- сультация у специалиста с целью определения в соответствующее уч- реждение для проведения адекватной коррекционной работы.
8. 2. Исследование дифференциации неречевых звуков
Инструкция
Включите ребёнку звук и попросите ответить на вопросы.
• Что гудит? (машина).
• Что проехало? (трамвай).
• Кто смеется? (девочка).
• Угадай, что звучит? (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
Отмечается умение ребёнка дифференцировать неречевые звуки.
8.3. Исследование слуховой памяти и понимание речи
Инструкция
Попросите ребёнка выполнить различные поручения в заданной последовательности.
• Дай мне машинку, а на столе возьми шарик.
• Поставь собачку на стол, а девочку/мальчика посади на стул и подойди ко мне.
Отмечается состояние слуховой памяти и понимание речи.
31
Рекомендуется проводить обследование на расстоянии 5-6 метров.
Для обследования используются две группы слов:
I группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 метров. К данной группе относятся слова, в состав которых входят гласные У, О, из согласных – М, Н, В, Р.
Например: ворон, двор, море, номер, нора.
II группа обладает высокой частотной характеристикой и слыш- на в среднем на расстоянии 20 метров. В данную группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – А, И, Э.
Например: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть.
Если у ребёнка физиологический слух нарушен, то необходима кон- сультация у специалиста с целью определения в соответствующее уч- реждение для проведения адекватной коррекционной работы.
8. 2. Исследование дифференциации неречевых звуков
Инструкция
Включите ребёнку звук и попросите ответить на вопросы.
• Что гудит? (машина).
• Что проехало? (трамвай).
• Кто смеется? (девочка).
• Угадай, что звучит? (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
Отмечается умение ребёнка дифференцировать неречевые звуки.
8.3. Исследование слуховой памяти и понимание речи
Инструкция
Попросите ребёнка выполнить различные поручения в заданной последовательности.
• Дай мне машинку, а на столе возьми шарик.
• Поставь собачку на стол, а девочку/мальчика посади на стул и подойди ко мне.
Отмечается состояние слуховой памяти и понимание речи.
31
8. 4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками
Инструкция
Попросите ребёнка повторить слоги, слова.
8. 4. 1. БА – ПА, ДА – ТА, КА – ГА – КА, СА – СЯ, ЖА – ША, СА – ЗА.
Отмечаются ошибки в повторении слоговых рядов (отмечается наличие и вид ошибки).
8. 4. 2. Мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза.
Отмечаются ошибки в повторении слоговых рядов (отмечается наличие и вид ошибки).
8. 4. 3. Семь машин на шоссе.
Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференци- ровать звуки [С] и [Ш].
8. 4. 4. Пастушок быстро шел / Коля забил гол.
Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференци- ровать звуки [К] и [Г].
8. 4. 5. Висел железный замок.
Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференци- ровать звуки [З] и [Ж].
8. 4. 6. Ручное зеркало упало.
Отмечаются ошибки в повторении слов и умение дифференци- ровать звуки [Л] и [Р].
8. 5. Исследование фонематического анализа и синтеза
Инструкция
Попросите ребёнка выполнить следующие задания. Все задания вы- полняются ребёнком на слух (кроме 8.5.5.).
8. 5. 1. Определить, есть ли звук С в словах: самолет, лампа, миска, салфет- ка.
В окошке «примечания» отмечаются слова, в которых ребёнок не смог выделить наличие/отсутствие звука [С].
8. 5. 2. Определить место звука С и количество звуков в словах: сок, оса, нос.
Отмечаются слова, в которых ребёнок не смог определить коли- чество звуков в слове и место звука [С] в словах.
32