Файл: тамбовская духовная семинария тамбовской епархии русской православной церкви.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9.
Естественно наши отцы желали официального провозглашения предыдущих собственников, где это вылилось в ряд событий важнейшего значения. Так, например, прадеды не забывали ранневизантийский договор, где предполагалось иметь Церковь и царя, которого видели в лице Иоанна четвертого, имевшего достояние правителей из Византии и родственный союз. К этому приложилась традиция правопреемства в виде диадем; ну и конечно же повествование о белом шлеме спасения (кидарис), как особом даровании предстоятелю Церкви; а также священные реликвии северо-восточного мира, которые становятся нашей национальной собственностью; почитание и засвидетельствование коронации князя святейшим архиереем и его синодом на Востоке; формирование патриархата (1589 г.) в Русии; беатификация местных чтимых с житьесказанием. Это доказывает, что наша идея об особом избранном народе восторжествовала в умах и сердцах не только представителей власти, но и всего населения, которое так трепетно жило этим, где мы наставляли вере и благочестию вселенского масштаба тех самых данайцев. Автор утверждает, что жизнь наша и восточная аффилированы, что не вызывает сомнения, так как выше описанные тенденции в области переиздания текстов, книг и обрядов еще при жизни патриарха Никона подтверждают это. Ну и, примерно, в конце шестнадцатого века священноначалие греческое предложило великорусскому правительству создавать учебные заведения, открывать книгопечатницы, ссылаясь на то, что западное влияние оставило свой след и было бы продуктивно всем вместе издавать образовательные труды в рамках вселенского значения. Конечно же властвующие лица принимали данную необходимость и в связи с этим происходит наплыв ученых мужей, кстати говоря, некоторые из них так и не распрощались с учениями латинскими, что в последствии будет и отражено10. Вторая половина семнадцатого века наглядно показала причины разногласия в Вселенском православии, а именно, где древность и народность, где постоянство и вековечность превратились в защиту обычаев тем самым извратив вероучение; игнорирование Священных обещаний о неделимости Церкви; взаимоотношения с восточными правоверными предрасположенными к латинянскому учению.
1.3. О происхождении Белокриницкой иерархии
Основанная в одну тысячу восемьсот сорок шестом году в деревне Белая Криница, относящаяся тогда к территориям Австрийской империи, было организовано чиноначалие, которое имело важнейшее явление в раскольнический период того времени. Государственные органы власти при российском царе Николае первом проводили акции по пресечению беглого священства, которое не реализовалось в полной мере, а воссоединение с христианским Собором перенеслось на догий срок. Было вполне ясно, что староверам необходим свой прелат. Из исторических упоминаний в период староверского разделения нам ведомо о владыке Павле из города Коломны родившегося в Новгороде в семнадцатом веке в семье священнослужителя, который один из немногих архиереев явно поддержал позицию раскольников. Это, пожалуй, один из святых, которого почитают до сих пор старообрядцы11. Но как известно о его продолжении возглавлять престол ничего не упомянуто, а правопреемника он так и не оставил после себя, ну ведь церкви без руководителя не свойственно быть. Долгое время без предводителя и востребованности в использовании треб беглыми отцами, которые были подозрительны, не могло долгосрочно оставаться неисправленным, и всякие ожидания и упования не покидали умы отделившихся. Всевозможные старания отыскать главенствующего уже начались с одной тысячи семьсот тридцатого года, но и греческий родоначальник не удовлетворил их просьбу, ввиду их отказа от доктрин христианской церкви. Шли часы, а несбывшиеся желания так и не реализовались. Прошло более двух лет и наконец - то они решились, при сложившихся обстоятельствах, выкрасть себе архиерея под именем Епифаний Руецкий, который за денежные средства приобрел себе главенствующую резолюцию, лишенный чинов, беглый воришка, создатель собственной школы и учеников. О своем выборе вскоре пожалели, так как злостный нарушитель духовных обетов, открыто не разделял учение кержаков, но недовольство долго не продолжалось, так как он был схвачен русскими воеводами. Прошло шестнадцать лет и объявились еще два новоявленных архиерея, а именно, вымышленный Афиноген (Амвросий, иеродиакон) сбежавший из обители Новоиерусалимской в тридцать девятых годах семнадцатого века, впоследствии сбежавшего в Польшу и Анфима немолодой монах с характерными чертами неуступчивости, высокомерности, привередливости12. Лжеигумен, которого назначил Афиноген (уже будучи являясь польским капланом), а в последствии и архипастырем сначала экстерном, а позже официально при всем народе за литургией, что вызывало публичное посмешище, которое обернулось для него смертью, где он был сброшен со скалы. Так же стоит отметить, что все эти псевдопастыри, выше перечисленные, рукополагали людей в разные саны. Спустя некоторое время, сектанты имея возможность безпрепятственно перемещаться территориально, завлекали к себе батюшек - никонианцев, но административные указы касающихся бегающего священноначалия стали камнем преткновения для них. Выдвинутый ультиматум гласил о присоединении к безпоповству,
соглашаясь с воззрениями церковными и соподчиненностью, либо приобщиться к правоверной Церкви с ее субординацией в основе, что представители власти и желали для себя. И скорее всего именно так и произошло бы, если не вскрыта была последняя карта, хранящаяся у раскольников в потаенном рукаве в лице столичного греческого епископа Амвросия. Происходил он из семьи клирика, имел теологическое образование, являлся настоятелем монастыря, а позже получил титул управляющего необъятными землями, черты характера доброжелательные, несребролюбив, опекал сирых и убогих. Место блюстителя он не получил от чего и отчаивался, а финансовое положение желало оставлять лучшего так примерно шесть лет подряд он переживал все эти невзгоды. Но думцы в лице представителей Белокриницкой епархии уговорили его возглавить место архиерея, хоть и ложными методами, и убеждениями, тем самым повлияв через сына его слабообразованного, финансовую составляющую и многообещащих доводов13. И возликовал народ пред новым архипастырем так долго ожидавшего, но смута не могла по всей видимости пройти их стороной. Правление Амвросия вписало в быт сообщества беспокойства и разногласия, побуждающее для инакомыслия на предмет важности данной иерархической лестницы. Наряду с этим возникали и иные причины близких к власти в раздумывании о доброжелательном поступке, омраченном с помощью различных методов. Вдобавок и другая часть электората задавалась вопросом о легитимности руководящих позиций со стороны уставов Церкви. Все эти моменты по перечислению послужили дальнейшему разрушению и обвалу Белокреницкой иерархии, как безысходное явление, спровоцированное обманом и интрижками.
Глава 2. Труды священномученика Ильи Громогласова по семейному и брачному церковному праву
2.1. Канонические определения брака по трудам священномученика Ильи Громогласова
В соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божие. Брак, как закон положен в самом устройстве человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1. 27). Первоначальный брак получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через таинство брака участвует в высокой реальности Святого Духа. Таинство открывает ему путь к спасению, к истинной жизни. Брак свят, «ибо воля Божия есть освящение ваше»,- учит Спаситель. Брак нерасторжим, так как разрушение брака приводит к разрушению полноты человеческого естества. Господь Иисус Христос говорит о нерасторжимости брака («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - Мф 19. 6; см. также: Мф 5. 32; 19. 3-9; Лк 16. 18; 1 Кор 7. 10), делая оговорку: брак может быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов14.
Апостол Павел, придавая браку значение таинства, уподобляет его тайне единства Христа и Церкви. «Жены,- писал он в Послании к Ефесянам,- повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5. 22-25, 31-32). Учение апостола Павла о браке тесно связано с его учением о Церкви. Христианские семьи апостол называет «домашними церквами» (Рим. 16. 4; 1 Кор. 16. 19; Кол 4. 15; Флм. 2). В соответствии с учением Церкви христианский брак есть таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати
15.
Образ брака играет ключевую роль в Священном Писании. Отношения Бога и ветхозаветной Церкви обыкновенно изображаются в образах Брака, Жениха и Невесты, Мужа и Жены (Ис. 49. 18; 54. 1-6; 61. 10; 62. 5; Иез. 16. 8; Ос. 2. 19; 3. 1; и др.). В Новом Завете Христос говорит о Себе как о Женихе (Мф. 9. 15; 22. 2-14; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36; Откр. 19. 7-9; 21. 2). Совершителями чинопоследования таинства Брака являются епископ или пресвитер. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. 51-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Главная цель брака не может находиться вне самого брака, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В браке супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия16.
Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственным, пожизненным браком 2-й и 3-й браки, допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею по снисхождению к человеческой немощи и для ограждения от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианская, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (1 Кор. 7. 12-14). Взаимное восполнение в брачном союзе служит и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Личность и свойства одного супруга восполняются личностью и свойствами другого и тем обусловливают гармоническое раскрытие их духовных сил и способностей17.
Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание,- рождение и воспитание детей. «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда,- согласно святитетелю Григорию Богослову, - брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу». Но и брак, оставшийся без потомства, признается православной Церковью законным. Еще одна цель брака, о которой говорят Священное Писание и св. отцы,- предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «...Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа», - учит апостол Павел (1 Кор. 7. 2).
Естественно наши отцы желали официального провозглашения предыдущих собственников, где это вылилось в ряд событий важнейшего значения. Так, например, прадеды не забывали ранневизантийский договор, где предполагалось иметь Церковь и царя, которого видели в лице Иоанна четвертого, имевшего достояние правителей из Византии и родственный союз. К этому приложилась традиция правопреемства в виде диадем; ну и конечно же повествование о белом шлеме спасения (кидарис), как особом даровании предстоятелю Церкви; а также священные реликвии северо-восточного мира, которые становятся нашей национальной собственностью; почитание и засвидетельствование коронации князя святейшим архиереем и его синодом на Востоке; формирование патриархата (1589 г.) в Русии; беатификация местных чтимых с житьесказанием. Это доказывает, что наша идея об особом избранном народе восторжествовала в умах и сердцах не только представителей власти, но и всего населения, которое так трепетно жило этим, где мы наставляли вере и благочестию вселенского масштаба тех самых данайцев. Автор утверждает, что жизнь наша и восточная аффилированы, что не вызывает сомнения, так как выше описанные тенденции в области переиздания текстов, книг и обрядов еще при жизни патриарха Никона подтверждают это. Ну и, примерно, в конце шестнадцатого века священноначалие греческое предложило великорусскому правительству создавать учебные заведения, открывать книгопечатницы, ссылаясь на то, что западное влияние оставило свой след и было бы продуктивно всем вместе издавать образовательные труды в рамках вселенского значения. Конечно же властвующие лица принимали данную необходимость и в связи с этим происходит наплыв ученых мужей, кстати говоря, некоторые из них так и не распрощались с учениями латинскими, что в последствии будет и отражено10. Вторая половина семнадцатого века наглядно показала причины разногласия в Вселенском православии, а именно, где древность и народность, где постоянство и вековечность превратились в защиту обычаев тем самым извратив вероучение; игнорирование Священных обещаний о неделимости Церкви; взаимоотношения с восточными правоверными предрасположенными к латинянскому учению.
1.3. О происхождении Белокриницкой иерархии
Основанная в одну тысячу восемьсот сорок шестом году в деревне Белая Криница, относящаяся тогда к территориям Австрийской империи, было организовано чиноначалие, которое имело важнейшее явление в раскольнический период того времени. Государственные органы власти при российском царе Николае первом проводили акции по пресечению беглого священства, которое не реализовалось в полной мере, а воссоединение с христианским Собором перенеслось на догий срок. Было вполне ясно, что староверам необходим свой прелат. Из исторических упоминаний в период староверского разделения нам ведомо о владыке Павле из города Коломны родившегося в Новгороде в семнадцатом веке в семье священнослужителя, который один из немногих архиереев явно поддержал позицию раскольников. Это, пожалуй, один из святых, которого почитают до сих пор старообрядцы11. Но как известно о его продолжении возглавлять престол ничего не упомянуто, а правопреемника он так и не оставил после себя, ну ведь церкви без руководителя не свойственно быть. Долгое время без предводителя и востребованности в использовании треб беглыми отцами, которые были подозрительны, не могло долгосрочно оставаться неисправленным, и всякие ожидания и упования не покидали умы отделившихся. Всевозможные старания отыскать главенствующего уже начались с одной тысячи семьсот тридцатого года, но и греческий родоначальник не удовлетворил их просьбу, ввиду их отказа от доктрин христианской церкви. Шли часы, а несбывшиеся желания так и не реализовались. Прошло более двух лет и наконец - то они решились, при сложившихся обстоятельствах, выкрасть себе архиерея под именем Епифаний Руецкий, который за денежные средства приобрел себе главенствующую резолюцию, лишенный чинов, беглый воришка, создатель собственной школы и учеников. О своем выборе вскоре пожалели, так как злостный нарушитель духовных обетов, открыто не разделял учение кержаков, но недовольство долго не продолжалось, так как он был схвачен русскими воеводами. Прошло шестнадцать лет и объявились еще два новоявленных архиерея, а именно, вымышленный Афиноген (Амвросий, иеродиакон) сбежавший из обители Новоиерусалимской в тридцать девятых годах семнадцатого века, впоследствии сбежавшего в Польшу и Анфима немолодой монах с характерными чертами неуступчивости, высокомерности, привередливости12. Лжеигумен, которого назначил Афиноген (уже будучи являясь польским капланом), а в последствии и архипастырем сначала экстерном, а позже официально при всем народе за литургией, что вызывало публичное посмешище, которое обернулось для него смертью, где он был сброшен со скалы. Так же стоит отметить, что все эти псевдопастыри, выше перечисленные, рукополагали людей в разные саны. Спустя некоторое время, сектанты имея возможность безпрепятственно перемещаться территориально, завлекали к себе батюшек - никонианцев, но административные указы касающихся бегающего священноначалия стали камнем преткновения для них. Выдвинутый ультиматум гласил о присоединении к безпоповству,
соглашаясь с воззрениями церковными и соподчиненностью, либо приобщиться к правоверной Церкви с ее субординацией в основе, что представители власти и желали для себя. И скорее всего именно так и произошло бы, если не вскрыта была последняя карта, хранящаяся у раскольников в потаенном рукаве в лице столичного греческого епископа Амвросия. Происходил он из семьи клирика, имел теологическое образование, являлся настоятелем монастыря, а позже получил титул управляющего необъятными землями, черты характера доброжелательные, несребролюбив, опекал сирых и убогих. Место блюстителя он не получил от чего и отчаивался, а финансовое положение желало оставлять лучшего так примерно шесть лет подряд он переживал все эти невзгоды. Но думцы в лице представителей Белокриницкой епархии уговорили его возглавить место архиерея, хоть и ложными методами, и убеждениями, тем самым повлияв через сына его слабообразованного, финансовую составляющую и многообещащих доводов13. И возликовал народ пред новым архипастырем так долго ожидавшего, но смута не могла по всей видимости пройти их стороной. Правление Амвросия вписало в быт сообщества беспокойства и разногласия, побуждающее для инакомыслия на предмет важности данной иерархической лестницы. Наряду с этим возникали и иные причины близких к власти в раздумывании о доброжелательном поступке, омраченном с помощью различных методов. Вдобавок и другая часть электората задавалась вопросом о легитимности руководящих позиций со стороны уставов Церкви. Все эти моменты по перечислению послужили дальнейшему разрушению и обвалу Белокреницкой иерархии, как безысходное явление, спровоцированное обманом и интрижками.
Глава 2. Труды священномученика Ильи Громогласова по семейному и брачному церковному праву
2.1. Канонические определения брака по трудам священномученика Ильи Громогласова
В соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божие. Брак, как закон положен в самом устройстве человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1. 27). Первоначальный брак получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). Свободно принимая то, что дарует ему Бог, человек через таинство брака участвует в высокой реальности Святого Духа. Таинство открывает ему путь к спасению, к истинной жизни. Брак свят, «ибо воля Божия есть освящение ваше»,- учит Спаситель. Брак нерасторжим, так как разрушение брака приводит к разрушению полноты человеческого естества. Господь Иисус Христос говорит о нерасторжимости брака («что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - Мф 19. 6; см. также: Мф 5. 32; 19. 3-9; Лк 16. 18; 1 Кор 7. 10), делая оговорку: брак может быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов14.
Апостол Павел, придавая браку значение таинства, уподобляет его тайне единства Христа и Церкви. «Жены,- писал он в Послании к Ефесянам,- повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5. 22-25, 31-32). Учение апостола Павла о браке тесно связано с его учением о Церкви. Христианские семьи апостол называет «домашними церквами» (Рим. 16. 4; 1 Кор. 16. 19; Кол 4. 15; Флм. 2). В соответствии с учением Церкви христианский брак есть таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати
15.
Образ брака играет ключевую роль в Священном Писании. Отношения Бога и ветхозаветной Церкви обыкновенно изображаются в образах Брака, Жениха и Невесты, Мужа и Жены (Ис. 49. 18; 54. 1-6; 61. 10; 62. 5; Иез. 16. 8; Ос. 2. 19; 3. 1; и др.). В Новом Завете Христос говорит о Себе как о Женихе (Мф. 9. 15; 22. 2-14; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36; Откр. 19. 7-9; 21. 2). Совершителями чинопоследования таинства Брака являются епископ или пресвитер. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. 51-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака... не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Главная цель брака не может находиться вне самого брака, поскольку высшей целью бытия человека является достижение единства с Богом, богоподобия. В браке супруги возвышаются Богом на уровень вышеличного, надындивидуального бытия16.
Отсюда следует, что нравственное достоинство может быть признано за единственным, пожизненным браком 2-й и 3-й браки, допускаемые Церковью для мирян, рассматриваются в качестве некоторого несовершенства в жизни христианина и благословляются ею по снисхождению к человеческой немощи и для ограждения от блуда. Апостол Павел, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианская, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (1 Кор. 7. 12-14). Взаимное восполнение в брачном союзе служит и вспомоществованию во спасении мужа и жены. Личность и свойства одного супруга восполняются личностью и свойствами другого и тем обусловливают гармоническое раскрытие их духовных сил и способностей17.
Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание,- рождение и воспитание детей. «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда,- согласно святитетелю Григорию Богослову, - брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу». Но и брак, оставшийся без потомства, признается православной Церковью законным. Еще одна цель брака, о которой говорят Священное Писание и св. отцы,- предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «...Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа», - учит апостол Павел (1 Кор. 7. 2).