Файл: Исследовательская работа взаимосвязь эмоционального и психологического состояния ребенка дошкольного возраста и повышенная тревожность их родителей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из 31 страха представленных в методики у детей наблюдается от 8 до 16 страхов. Где, у 4 девочек и 3 мальчиков уровень страхов соответствуют норме и у 6 девочек и 7 мальчиков уровень страхов сверх нормы.

Выявлено наличие следующих страхов у исследуемой группы детей:

  • Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ: 50%;

  • страшных снов: 55%;

  • волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных): 50%;

  • чужих людей: 55%;

  • перед тем как заснуть: 55%;

  • врачей: 30%;

  • темноты: 100%;

  • уколов: 20%;

  • страх одиночества: 75 %;

  • наказания: 30%;

  • неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом): 40%.

Полученные нами данные представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Показатели основных страхов у дошкольников по результатам методики А.И. Захарова (в процентах)
На рисунке 1, наглядно показаны основные страхи, таким образом:

  • страх темноты в группе продемонстрировали 20 детей,

  • страх сказочных персонажей у 10 детей;

  • страх страшных снов у 11 детей;

  • страх одиночества у 15 детей.

Исходя из полученных данных (см. Приложение А, табл. 3 и 4) можно выделить основные группы страхов, которым подвержены исследуемые дошкольники:

1. Сказочные персонажи;

2. Темнота, страшные сны;

3. Социально-опосредованные страхи.

В данной выборке детей преобладают страхи темноты и сказочных персонажей – это характерно для данного возраста. Присутствует социальные страхи, они могут быть также переданы путем психологического заражения от родителя.

Рассмотрим результаты методики «Выбери нужное лицо». Нами были получены данные (см. Приложение Б).

По результатам качественного анализа выявлено, что большее число отрицательных ответов у дошкольников на рисунки – 3, 6, 8, 10, 12 (см. Приложение Г).

По результатам количественного анализа данной методики выявлены уровни тревожности:

  • высокий уровень тревожности у 15 детей;

  • средний уровень тревожности у 4 детей;

  • низкий уровень тревожности у 1 дошкольника.

Полученные данные изображены графически на рисунке 2.


Рисунок 2. Процентное соотношение результатов тревожности среди дошкольников по методике «Выбери нужное лицо»
Таким образом, на рисунке 2 видно, что процентное соотношение распределилось так: высокий результат по шкале тревожность у дошкольников составил 75%, средний результат 20%, низкие результаты по данной методике показали 5% дошкольников.


На основании данных методик мы делаем вывод, о том, что у большинства дошкольников преобладает высокий уровень тревожности.

Дети имеют большое количество страхов, их страхи представляют основную детскую группу: страх темноты, страх потеряться, боязнь снов и сказочных персонажей. Однако при этом, в эти страхи включена детская тревожность, побуждающая мыслить ребенка о том, что в неизвестности заключена опасность, которая на самом деле его тревожит. Источником такой опасности, может быть семья, воспитание, обстановка в семье. В виду этого нами была поставлена гипотеза о взаимосвязи родительское тревожности и тревожности ребенка.

Рассмотрим уровень тревожности родительской группы. Далее была проведена диагностика уровня тревожности по шкале Спилбергера-Ханина. Нами были получены сырые баллы (см. Приложение В).

Распределение показателей тревожности в экспериментальной группе представлено на рисунке 3.



Рисунок 3. Личностная и ситуативная тревожность родителей
На рисунке 3 наглядно изображено, что в родительской группе у большинства испытуемых преобладает тревожность как черта личности (у 60%), тревога, относящаяся к ситуации беспокойства, или стресса в значимых показателях по тесту проявляется лишь у 10% испытуемых. Общий уровень тревоги, как ситуативной, так и личностной в группе составляет 70%.

Родители воспринимают окружающий мир как заключающий в себе угрозу или опасность, внешние стимулы расцениваются как опасные.

Испытуемым характерно чувство страха, обеспокоенности. Эти знания о мире, и стимулы они передают своему ребенку: «мир опасен», «себя необходимо оберегать», «необходимо контролировать».

Таким образом, по результатам описательной статистики в группе дошкольников уровень тревожности составляет 75%, а в родительской группе 70%.
3. Анализ и интерпретация результатов исследования
В начале исследования, нами была поставлена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем тревожности родителей и уровнем тревожности их детей. Нами был реализован математический анализ данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, на предмет анализа закона распределения.

Критические значения для n=40

λ0.05

λ0.01

1.36

1.63


Результат: λэмп = 0

Полученное эмпирическое значение λэмп (0) находится в зоне незначимости. В соответствии с этим, нами в дальнейшем будет использован непараметрический критерий корреляции Спирмена.

Нами был реализован математический анализ данных с помощью корреляционного критерия Спирмена (таблица 2).

Мы рассматриваем значения по уровню значимости p≤0.05.
Таблица 2. Результаты корреляционного анализа между показателями тревожности у детей и их родителей




Личностная тревожность родителя

Ситуативная тревожность родителя

Количество страхов дошкольников

0,318251

0,687505

Индекс тревожности дошкольников

-0,035250

0,289879


Исходя из полученных данных представленных в таблице 2, нами была обнаружена взаимосвязь между шкалой ситуативная тревожность родителей и страхов дошкольников (rs=0,688).

Статистически значимых связей между личностной и ситуативной тревожностью родителей и индексом тревожности дошкольников не выявлено.

Вывод: на основании исследования была подтверждена гипотеза о том, что тревожность ребенка взаимосвязана с тревожностью родителя.

Так, тревожность дошкольников в действительности взаимосвязана с ситуативной тревогой родителей.

Исследование показывает наличие родительской тревожности как фактора, который оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка. При этом, личностная тревога родителей не является значимым показателем для формирования тревожности у ребенка. Мы предполагаем, что такие выводы исследования образовались в виду того, что качества личности в дошкольном возрасте еще не образуются в характеристики, в виду этого, «качества личности» родителей, такие как тревожность, оказывают лишь косвенное влияние на формирование ребенка. Чаще дошкольник ориентируются на эмоциональные реакции, невербальные показатели, т.е. ситуативные характеристики в коммуникации с родителями.

В соответствии с этим, ситуативная тревожность родителя становится сигналом о тревоге для ребенка.
ВЫВОДЫ

Нами было реализовано эмпирическое исследование взаимосвязи показателей тревожности у дошкольников и их родителей. Исследование проводилось на базе МАДОУ № 32 города Екатеринбурга, среди 20 дошкольников, и их родителей, в количество 20 человек. Общая выборка 40 человек.


Анализ тревожности у дошкольников и их родителей был реализован с помощью методического материала:

1) Методика «Опасения и страхи у детей» А.И. Захарова;

2) Методика «Выбери нужное лицо» (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.);

3) Тест Спилбергера-Ханина на эмоциональную и личностную тревожность.

На основании корреляционного анализа, мы пришли к заключению о том, что тревожность ребенка взаимосвязаны с ситуативной тревожностью родителей. Исследование показывает наличие у родителей ситуативной тревожности как фактора, который оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. – Дис. … к.п.н. – Ставрополь, 2003. – 211 c.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления психических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 112 с.

  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2015. – 150 с.

  4. Практикум по психологии состояний / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2014. – 480 с.

  5. Иларионова И.В. «Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет»//вестник Вятского государственного университета. – 2014. – № 2.

  6. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2013. – 198 с.

  7. Мазурова Н.В. Трофимова Ю.А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12. – № 3.

  8. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука. – 2015. – №2.

  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МСПИ, 2016. – 304 с.

  10. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова. – М.: Академия, 2016. – 264 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты первичной диагностики страхов, методика Захарова А.И. «Опасения и страхи у детей»
Таблица 1. Результаты методики «Опасения и страхи у детей» 1-19 вопрос




Таблица 2. Результаты методики «Опасения и страхи у детей» 20-31 вопрос



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Индекс тревожности у дошкольников по результатам методики «Выбери нужное лицо», авторы Тэммл Р., Дорки М., Амен В.

№ испыт-го

ИТ, %

Уровень тревожности



50

высокий



64

высокий



29

средний



71

высокий



36

средний



57

высокий



64

высокий



57

высокий



89

высокий



36

средний



50

высокий



21

средний



50

высокий



57

высокий



64

высокий



57

высокий



50

высокий



71

высокий



57

высокий



14

низкий



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Результаты баллов по методике Спилбергера-Ханина в группе родителей

Экспериментальная группа

Личностная тревога

Ситуативная тревога



45

48



41

47



51

40



36

44



51

31



45

42



45

41



50

40



60

35



55

7



48

14



46

4



47

7



36

9



42

6



51

5



19

20



25

16



18

24



22

17



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рисунки для методики «Выбери нужное лицо», авторы Тэммл Р., Дорки М., Амен В.


Рис. 1. Игра ребенка с младшими детьми. Ребенок в данной ситуации играет с двумя малышами.


Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем. Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.