Файл: Государственное регулирование рынка труда российская специфика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика»

на тему: «Государственное регулирование рынка труда: российская специфика»

Выполнил:

ст.гр КТЗ-189

Бобров С.Н.

Проверил:

Волков С.К.

Волгоград – 2023

Введение


Одной из важнейших социально-экономических проблем современности является - проблема рынка труда, занятости и безработицы, проявляющиеся особенно остро в условиях переходной экономики. При формировании рыночных отношений страны, необходима целенаправленная политика, ориентированная на человека и на результаты проводимых реформ. Политика занятости населения в свою очередь, должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют условия занятости, сфера труда, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений.

Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к улучшению рынка труда и его благосостояния. В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. Формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время. Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию.

Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. Актуальность данной темы заключается в том, что занятость - это своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности реформ, о функционировании всей экономической системы. На сегодняшний день государственные методы регулирования рынка труда недостаточно эффективны, потому что органы, занимающиеся регулированием занятости, не могут в законодательном порядке принудить предприятия различных форм собственности брать на работу направляемых им людей. При этом на обучение незанятых граждан и на выплату им пособий по безработице расходуются значительные средства налогоплательщиков.


1.Особенности российского рынка труда


Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда.

С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению "выводиловки" в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и директора советских предприятий руководствовались утвердившимся догматом экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбыванием предприятием различных административных высказываемых на него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. То есть, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.



Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно подготовить, а затем уже целиком продавать физическим юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственника рискнут стать таковыми, лишь имея полную свободу избавления от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения, с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль, а зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы , служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.


2. Государственное регулирование рынка труда в России


Государственное регулирование рынка труда - это и есть особая сфера государственного вмешательства в социально-экономические процессы и средства. Оно обращает внимание на получение рациональных итогов в социально-экономических условиях, касающихся уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемым рабочим местам, а также решение проблем безработицы.


Методы государственного регулирования рынка труда могут быть следующими:

  • организация новых рабочих мест, это возможно лишь путем уменьшения рабочего времени сотрудника;

  • корректировка режима труда и отдыха - предоставляется путем введения максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Использовать данные методы стоит с особой осторожностью, потому что они смогут не только уменьшить уровень безработицы в стране, но и ухудшить эффективность экономики всей страны. Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания, Германия, является пенсионный возраст. Рынок труда как сфера экономической и социально-политической жизни общества требует постоянного регулирования с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости. Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Оно образовалось в первой половине XIX века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых. На сегодняшний день сложилась развитая система государственного регулирования, в которой выделяется три направления.

Установление условий использования труда:

  • детского и женского труда;

  • продолжительности рабочего дня, недели и отпуска;

  • норм гигиены и безопасности труда.

Государство воздействует на условия оплаты труда:

  • установление минимальной заработной платы + надбавки;

  • удержание заработной платы и цен;

  • налогообложение личных доходов;

  • помощь госорганов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).

Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых соглашений, которые устанавливают права и обязанности обеих сторон. В сфере социальной политики на рынке труда важно установить минимальный уровень заработной платы. Государство при этом предоставляет социальную гарантию, которая обеспечивает уменьшение количества бедных.


В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная организация труда) «О минимальной заработной плате» называет:

  • потребности работника и его семьи с учетом общего уровня зарплаты в государстве, социальный: выплат, стоимости жизни, доходов других социальных слоев;

  • уровень производительности и занятости.

Государство использует систему мер изменения рабочей силы и труда в период экономического кризиса, позволяя развивать программы общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличивать сроки обучения молодежи, продолжительность декретных отпусков и соответствующие выплаты, повышать размеры пенсий, стимулировать досрочный выход на пенсию, удлинять период отпусков, сокращать продолжительность рабочей недели, стимулировать частичную и неполную занятость с одновременным сохранением тех же видов и объемов социального страхования, минимальной заработной платы, сроков отпусков и т. д.

Государственное регулирование занятости населения должно основываться на следующих факторах:

  • использование социального партнерства субъектов рынка труда, т. е. организация одинаковых возможностей для всех граждан (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расы и национальности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии) реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

  • поддержка в обеспечении эффективной занятости, недопущение безработицы, формирование новых рабочих мест и условий для организации предпринимательства;

  • добровольность и отсутствие принуждения граждан относительно выбора сферы деятельности и рабочего места;

  • поддержка мероприятий по регулированию занятости населения;

  • содействие трудоспособным гражданам в трудоспособном возрасте, которые нуждаются в социальной защите;

  • гарантия мер предупредительного характера по корректировке занятости населения и использованию рабочих мест;

  • определенная гарантия занятости, т. е. гарантия удержания рабочих мест и профессии, гарантия получения дохода.