Файл: Право и религия исторические и современные проблемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПО ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА



Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: «Право и религия: исторические и современные проблемы»

Выполнил студент 1 курса:

Царьков В.А.

Группа 22«ю/б»

Проверил:

к.ю.н., доцент,

Григорьев Д.В.


Москва 2023

Оглавление


Введение 2

1.1 Определение и признаки религии 4

1.2 Определение и признаки права 5

1.3 Церковь в политической системе общества 8

Глава 2. Исторические проблемы права и религии 13

2.1 Единство греха и преступления 13

2.2 Религиозные доктрины тормозили правовую систему 15

Глава 3. Современные проблемы права и религии 18

3.1 Примат религиозных норм над правовыми в современном мире 18

3.2 Преобладание религии над правом в сознании у граждан в современном мире. 20

3.3 Церковь и политика 22

Список используемой литературы 28


Введение


Актуальность в последнее время роль религии в общественной и политической жизни неуклонно начала расти, и нередки стали новости, когда церковь работает вместе с гос.структурами. в результате чего церковь также оказывает влияние на право в современной России.

Отношения между религией и политическими институтами в истории религии принимали самые разные формы. Среди них – теократия в которой государственная власть и религия неразрывно связаны. В демократических государствах основным соотношением между церковью и государством является концепция светского государства, где одним из основных прав личности является свобода совести. В 20 веке с его авторитарными режимами также появились такие формы взаимоотношений, как распространение атеизма, который стал мировоззрением государства.

Религия и право всегда служили механизмом воздействия на общество, и по большей основе в своей имели общую цель установить порядок в обществе.

Объектом исследования настоящей работы
являются право и религия

Предметом исследования являются функции, признаки права и религии и их роль в политической системе общества.

Целью данной работы является изучить путь взаимоотношения права и религии на протяжении их развития, найти их коллизии и сходства

Основными задачамикурсовойработы являются:

— раскрыть понятие религия и церковь

— проанализировать основные признаки, функции права и религии

— исследовать исторические проблемы взаимодействия права и религии

— рассмотреть право и религия как два социальных регулятора.




Глава 1. Понятие и признаки права и религии

1.1 Определение и признаки религии


Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре.

Научные исследования приводили к пониманию того, что история становления самого человечества много старше религии: последней примерно 35-40 тысяч лет, в то время как история человека уходит вглубь веков -- несколько миллионов лет. Религия - это продукт развивающейся мыслительной деятельности "человека разумного", этап духовного освоения мира, вырастающий из мистико-мифологического сознания как исторически первой формы сознания человечества.

Признаки религии.

1. Исповедание личного духовного начала — Бога— источника бытия всего существующего, в том числе и человека. В монотеистических религиях Бог есть реально существующий Идеал, конечная цель духовных устремлений человека.

2. Вера в духов, добрых и злых, с которыми человек также при определенных условиях может вступать в общение. Иногда в языческих религиях вера в духов доминирует по сравнению с верой в Бога.

3. Человек способен к духовному единению с Богом, которое осуществляется через веру. Под верой подразумевается не просто убеждение в существовании Бога, но особый характер всей жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии.

4. Человек принципиально отличается от всех других творений, что он — существо не просто биологическое, но в прежде всего духовное, личностное. Поэтому во всех религиях содержится более или менее развитое учение о загробном существовании человека.

5. Утверждение приоритета духовных и нравственных ценностей по сравнению с материальными. Чем слабее развит этот принцип в религии, тем она ниже и безнравственнее.

6. Культ как совокупность всех богослужебных обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

Функции Религии:

• Мировоззренческая - религия придает жизни верующих особый смысл и значение;

• Компенсаторная - религия может возместить или компенсировать человеку невыносимые переживания и страхи;

• Коммуникативная - в рамках религии происходит общение между верующими и божественными силами, а также с душами умерших;

• Регулятивная - религия формирует нормы поведения и ценностные установки для верующих;

• Интегративная - религия объединяет людей в единую общность, основанную на общих ценностях и нормах;

• Политическая - религия используется для политических целей, таких как сплочение или разделение людей по религиозным признакам;

• Культурная - религия оказывает влияние на формирование культуры группы-носителя: письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.д.

1.2 Определение и признаки права


Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.); во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством. Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:1) волевой характер 2)общеобязательность 3)нормативность 4) связь с государством 5) формальная определенность 6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона); 2) обстоятельства, связанные с тем, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). Можно выделить следующие подходы к сущности права:

• классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов класса);

• общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях — как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).

Наряду с этими основными можно выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Функции права направлены на воздействие на общественные отношения, что отражает его социальную значимость. Законы создаются с учетом потребностей общества и социальных условий, в которых возникают определенные отношения. В зависимости от наличия социальной потребности, право может призвано закрепить, защитить или регулировать определенные общественные отношения. Например:

• Регулирующая статическая функция права заключается в том, что право влияет на общественные отношения, закрепляя их в различных правовых институтах.

• Регулирующая динамическая функция права выражается в его воздействии на движение и развитие общественных отношений.

• Охранительная функция права осуществляется защитой основных социальных, экономических, политических, культурных и личных отношений и вытеснением явлений, противоречащих обществу.

• Компенсационная и восстановительная функции права направлены на восстановление справедливости в обществе, за счет компенсации ущерба и восстановления нарушенного права.

• Ограничительная функция права предписывает определенное поведение, необходимое для защиты интересов различных социальных групп и предотвращения нарушений прав и свобод других субъектов.

• Экономическая функция права заключается в обеспечении надежности и справедливости экономических отношений.

• Политическая функция права регулирует отношения между политическими силами и определяет формирование и функционирование государственной власти.

• Воспитательная функция права заключается в том, чтобы формировать у участников общественных отношений убежденность в необходимости соблюдения правовых норм.

• Функция социального контроля права опосредованно влияет на поведение людей, стимулируя соблюдение правил и наказывая за нарушения.

• Культурно-историческая функция права заключается в развитии и сохранении духовных ценностей и культурных достижений народа и человечества в целом.

1.3 Церковь в политической системе общества

Церковь имеет историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью.

Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации, которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.1

В каждом обществе, в каждой культуре, процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Процесс сакрализации в исламе пошел по пути формирования теократического государства. В отличие от других религий он не стремился к тому, чтобы осветить религиозным авторитетом существующие общественные отношения, а к тому, чтобы воплотить в жизнь религиозное сообщество, осуществить полное слияние духовного и светского начала.

Сакрализация, личной и общественной жизни на основе христианства, в Западной Европе началась в послеконстантиновскую эпоху и достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на "сакральную платформу", или непосредственно подчинялось сакральной сфере. Как отмечает выдающийся американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин, "главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Архитектура и скульптура Средних веков была "Библией в камне". Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, не целесообразные с чисто утилитарной точки зрения".

Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций, становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации, выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

Первоначально, термин "секуляризация" означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц. Секуляризация, в этом смысле предстает, как юридический акт, в сфере имущественных отношений, отношений собственности. Как известно, в Средневековье как католическая, так и православная церковь, являлись крупными собственниками земельных владений и имуществ. И между церковью и государством периодически возникала борьба за передел собственности. В результате этой борьбы не редко осуществлялся процесс секуляризации собственности церкви, монастырей. Но если, в эпоху феодализма этот процесс носил случайный, спорадический характер, то становление буржуазных отношений, поставило этот процесс на закономерную основу.

Мыслители прошлого расходились в оценке последствий секуляризации, для общества и государства. Так, немецкий социолог П.Бергер, оценивает секуляризацию, как утрату "священного" и угрозу социальному порядку и согласию. По его мнению, религия выполняла важную функцию в обществе, она создавала "священный космос", окружая аурой святости устои жизни, выбрасывая на них "священную завесу" и наделяя безусловным смыслом.2

С точки зрения Т. Парсонса, "развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его "священного образа", превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой".

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах, коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.

В настоящее время ряд государств, через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем, церковь вовлекается в решение социальных проблем общества, путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря, на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях, церковь и государство, во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается, тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.3

Подводя итог по изложенному, функции церкви, направлены на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить, как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей, руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.



Глава 2. Исторические проблемы права и религии

2.1 Единство греха и преступления


Интерес представляет Канон 13 Салонского Собора, который относится к публичному покаянию, налагаемому в церкви VI века за "канонические" грехи духовенства. Собор разделил "канонические" грехи на три категории: отпадение от веры, преступления против жизни и преступления против целомудрия. В зависимости от эпохи и умонастроений авторов раннего Средневековья, писавших о покаянии, определялся разный состав категорий грехов, а также разные сроки и способы покаяния. В IV веке на Западе существовал принцип определения на покаяние: за грехи, ставшие известными всей общине и доказанные или обнаруженные по воле самого кающегося, назначалось публичное покаяние, за тайные грехи и покаяние было тайным. Срок покаяния определялся решением епископа в зависимости от тяжести греха. Канон 13 Салонского Собора иллюстрирует тот факт, что в ранних источниках канонического права Римской католической церкви понятия "грех" и преступление не разграничивались. В Декретах Папы Льва (V век) используется понятие "воздаяние", которое является естественным результатом служения Богу. Чуть более поздний источник канонического права «Древнее галльское собрание» (VI– VII вв.) говорит, что «если кто-нибудь уклониться от соблюдения того, что по внушению свыше было одобрено с общего согласия, <…> и кого Бог пожелал иметь своими преемниками, изведает в будущем, каково приходится «преступникуперед судомбожественным,равнокакибратским». Таким образом, из названного источника вытекает положение о том, что преступник (грешник), совершая преступление (грех) оказывается не только перед человеческим судом, но и перед судом божественным Соответственно, исследуемые понятия по-прежнему остаются взаимозаменяемыми: в самом общем виде все преступления считались грехами, а все грехи – преступлениями.

Следует отметить, что в эпоху раннего Средневековья в христианской Европе духовенство играло важнейшую роль в «светском» судопроизводстве. Система церковных покаяний (наказаний) применялась в основном с целью заботы о человеческих душах, возобновления нравственной жизни и восстановления правильных отношений с Богом. Целью санкций светского суда в период раннего Средневековья являлось не наказание, а удовлетворение чести, примирение и восстановление мира. Подобное отношение к институту наказания демонстрирует значительное влияние религии и нравственности на правовые отношения. В эпоху классического Средневековья.

Теоретическое обоснование категории «преступление» было проведено Пьером Абеляром в его труде «Этика» [2, с. 167] за несколько десятилетий до того, как оно приобрело более детализированную юридическую формулировку у Иоанна Грациана великого основателя науки канонического права.

Пьер Абеляр выдвинул три главных условия, необходимых для подсудности греха церковному суду: 1) это должен быть тяжкий грех. Тяжесть греха определялась исходя из традиционного деления на смертные грехи и мелкие грехи (простительные, легкие). Канонисты XII в. считали, что только смертный грех составляет преступление и при этом не всякий смертный грех, а только тот, который по обстоятельствам своего совершения достаточно тяжек, чтобы заслуживать уголовного

наказания по приказу церковного суда; 2) грех должен проявиться в каком либо внешнем действии. Именно этот тезис был заложен в основу светских

правовых систем на Западе; 3) поступок должен быть вызывающим раздражение церкви. Данная позиция была поддержана и канонистами.

в эпоху классического Средневековья официально разграничиваются (хотя и находятся в постоянном

взаимодействии) и приобретают самостоятельное значение. Церковь не дает на тот момент определение «светским преступлениям», однако она определяет условия, при которых светские преступления,

совершенные представителями духовенства, становятся грехами. С конца XI века из религиозных текстов исчезает понятие «воздаяние» и формулируется концепция «искупления греха». Появляется совершенно новая идея, согласно которой крещеные христиане, умершие с покаянием, могли быть уверены, что их природная склонность к греху уже прощена.

2.2 Религиозные доктрины тормозили правовую систему


Хотя религия возникает позднее первичных форм социальной регуляции (мононорм, обычаев), она быстро проникает во все поры регулятивных механизмов. Это ясно прослеживается на развитии одной из древнейших правовых систем —-индусском праве. Индусская религия, представлявшая собой систему педантично разработанных правил, детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывала определенный образ жизни и поведения, исключала возможность критической оценки обычаев и традиций.

Неразрывное единство религиозных и правовых предписаний характерно для нормативных систем мусульманских государств. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права объясняются прежде всего общим для всех нормативных положений ислама происхождением. Так, основными источниками мусульманского права, как и неюридических норм ислама, признаются Коран и Сунна, "в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле"*. Мусульманское право нередко называют главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии, нацеленным на защиту основных ценностей, среди которых первое место отводится религии.

Шумерские законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости. Под заметным влиянием мифологии развивалась древняя политическая и правовая мысль Китая (так, много внимания небесному происхождению этических и правовых правил поведения уделено "Шуцзин" — "Книге истории", повествующей о событиях XXIV—VIII вв. до н.э.). Как видно из приведенных примеров, в государствах, где влияние религии было особенно сильным, дифференциация социальных регуляторов происходила замедленными темпами. Даже такие характерные для классового общества нормы, как нормы права, оказались тесно вплетенными в единую нормативную систему с преобладающими в ней религиозными постулатами.

Нормативные системы Древней Греции и Древнего Рима также были далеко не свободны от религиозных влияний. Но в этих государствах отсутствовали такие завершенные религиозные доктрины, как в буддизме или исламе (имеется в виду, разумеется, дохристианская эпоха). Например, в Древней Греции не было культовой общности, религия опиралась в основном на культовые мифы. Этим объясняется возникновение на самых ранних стадиях развития государственности атеистического свободомыслия (в трагедиях Эсхила, в эпосе Гомера и т. д.).

В римской религии, испытавшей на себе сильное влияние греческой религии, в образованных кругах почитание богов также отступало перед свободолюбием, сильным воздействием греческой передовой культуры. Религии этих обществ не подавляли личность в такой степени, как буддизм, мусульманство, поэтому личность выступала в них более обособленно и индивидуализированно. В меньшей мере они тормозили дифференциацию социальных норм, их трансформацию. Так, одна из важных категорий греческого права, "дикайон", выражавшая ранее справедливость как моральную категорию, постепенно стала категорией правовой. В праве Афин уже были детально регламентированы права и обязанности полноправных граждан и ограниченных в правах иностранцев.

В Римском государстве на основе равенства свободных была создана одна из совершеннейших форм права классового общества, состоявшего из товаропроизводителей и основанного на частной собственности. Эта система права по мере дальнейшего развития общественных отношений совершенствовалась, пополнялась новыми институтами.

На этих примерах видно, что чем менее общество сковано религиозными доктринами, тем четче отделена правовая система от морали и религии, тем больше возникает условий для индивидуализации личности, ее участия в общем культурном прогрессе.

Глава 3. Современные проблемы права и религии

3.1 Примат религиозных норм над правовыми в современном мире


Правовая система и религия обычно взаимодействуют между собой, способствуя развитию правового сознания и культуры как у личности, так и в обществе, и способствуя уважению нравственности. Соблюдение требований, предусмотренных в религиозных нормах, налагает ограничения на нарушение правовых норм.

Однако, ввиду того, что правовая система и религия имеют как сходные, так и различные черты, поэтому их связь может быть достаточно сложной. Несмотря на то, что у них есть общие цели и задачи, практическая реализация их норм может выявить противоречия и несоответствия. Религиозные требования и требования правовой системы не всегда совпадают, что может привести к коллизиям.

Подобные коллизии появляются повсеместно: в пределах одной страны, региона, всего мира. И если в древности или в средние века религия однозначно доминировала над правом, подчиняла его, то с нового времени страны Европы и Америки прошли через секуляризацию, и религия отошла на второй план. Но не все страны мира двигались по сходному пути. До сих пор некоторые мусульманские страны признают примат религиозных норм над правовыми. Нельзя сказать, что эти общества не знакомы с правом вообще. Однако применение права в этих государствах регулируется преимущественно религиозным мировоззрением. И государство, и общество воспринимает такое положение вещей как нечто естественное. Именно этот критерий - разница в понимании соотношения религии и права является главным источником конфликтов в современном мире, разделяя западную и восточную цивилизации. Время от времени уходя в тень и возвращаясь вновь, проблема противостояния религии и права как в пределах одной конфессии, так и на межконфессиональном уровне, разделила практически всё человечество, подведя к конфликту верующих и неверующих, христиан, мусульман и представителей других конфессий, породила экстремизм, терроризм с одной стороны, и исламофобию, вытеснение любой религии на задворки общественной жизни с другой.

Очевидно, данный критерий лежит в основе серьезных различий между европейской в широком смысле и исламской культурой. Ведь европейское (и западное в целом) общество характеризуется очевидным превалированием правовых ценностей, которое нередко доводится до своего логического предела в условиях господства принципов секуляризма и светского государства. В результате право формально оказывается полностью отделенным от религии и, в значительной степени, даже от нравственных ценностей. Оно измеряется собственными внутренними параметрами и в своей легитимности не может быть оспорено с позиций не только веры, но даже морали. Во всяком случае, правовые нормы и принципы, получившие официальное признание и закрепление, по большей части теряют силу или подвергаются пересмотру лишь в случае своей юридической некорректности, но никак не по причине их противоречия нравственным или религиозным постулатам. Наоборот, эти постулаты, отражающие мнение отдельных, пусть и влиятельных, сегментов общества, уступают перед универсальным регулятором, которым является право. Именно оно считается олицетворением справедливости и разделяемых всем обществом ценностей.

Часто возникают противоречия между законом и религией вместе с моральными убеждениями, и в таких случаях закон имеет приоритет (например, признание однополых браков или возможность выражать негативные мнения о религиозных верованиях). В то же время, в мусульманской культуре существует другое соотношение между законом, религией и моралью. В этой традиции право и закон должны служить для выполнения предписаний шариата, которые являются источником законодательства и определяют границы государственной власти. Более того, в этом контексте не только сообщество мусульман, но и сам шариат выступают как носители суверенитета.

Примером здесь могут служить статьи Каирской декларации прав человека в исламе 1990 г., согласно которым: «Все права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, регулируются исламским шариатом» и «Исламский шариат является единственным источником для толкования или пояснения любых статей настоящей Декларации». Основной низам (фактически - конституция) Саудовской Аравии 1992 г. также рассматривает происхождение власти и регулирует права человека в соответствии с исламским шариатом: «Власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов».

Такое соотношение права и религии позволяет уточнить особенности так называемых религиозных правовых систем. Очевидно, религиозный характер таких систем (например, исламского права) проявляется не только в том, что их основные принципы, институты и нормы

так или иначе связаны с религиозными постулатами и логично вытекают из них. Не менее важно, что данные системы в первую очередь ориентированы на общество, где преобладает религиозное сознание, а в иерархии ценностей и правил поведения центральное место отводится религиозным предписаниям и мотивам.

3.2 Преобладание религии над правом в сознании у граждан в современном мире.


Иногда возникают ситуации, когда некоторые люди не соблюдают законы и не выполняют свои гражданские обязанности. Они могут опираться на свою субъективную интерпретацию религиозных текстов как на основание для такого поведения. Это заставляет сторонников определенного вероучения отказываться от выполнения от получения ими или их детьми надлежащего образования и медицинской помощи. Для примера можно упомянуть многочисленные случаи отказов от переливания крови членам секты Свидетелей Иеговы (организация признана экстремисткой на территории Российской Федерации), даже если на тот момент существовала угроза их жизни. Для решения подобных проблем можно считать необходимым законодательно установить, что в угрожающих жизни пациента случаях

Конечное решение по способу лечения должно принимать врач, а родители должны соглашаться с предложенным методом, который гарантирует спасение их ребенка от возможных негативных последствий, включая смерть. Еще одна распространенная проблема, которая часто возникает в правовой практике, связана с жалобами верующих граждан на присвоение им индивидуального налогового номера, который они связывают с числом дьявола. С введением электронных трудовых книжек эта проблема снова актуальна, и для ее решения необходима разъяснительная работа среди верующих с помощью официально зарегистрированных религиозных объединений и грамотных священнослужителей. Еще одна распространенная проблема - вопрос о взаимодействии между религией и школой, но здесь важно помнить, что ученикам не должна диктоваться какая-либо вера. Базовых знаний о религиях и народах, навязываемые СМИ стереотипы, недооценка проблемы религиозных различий может привести к тому, что молодежь станет легкой добычей экстремистки настроенных деятелей или носителем подобных умонастроений. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы религиоведение преподавалось в государственных общеобразовательных школах, при соблюдении государственных образовательных стандартов. Нужно объяснять молодому поколению особенности религий мира и формировать толерантное мировоззрение. И наконец, наиболее опасное проявление религиозной природы — это религиозный экстремизм, влияние.

которого в наше время заметно во многих районах земного шара. Он несет угрозу национальной безопасности отдельных стран, а также и в целом является глобальной проблемой. Эта проблема должна решаться комплексно. С одной стороны, важность, принимаемых федеральных, региональных законов и подзаконных актов, направленных на борьбу с экстремизмом, неоспорима, но в то же время необходимо проводить образовательную и разъяснительную работу среди населения, будь то в школе, в вузе или религиозном учреждении. Важна роль СМИ в формировании в сознании людей правильного представления об этой угрозе. Ведь, в конце концов, у представителей всех конфессий человеческая жизнь должна цениться превыше всего. Таким образом, делая общий вывод, можно видеть, что право и религия — это разные явления. По нормам религии, она дает надежду на спасение души в «иной» жизни. Закон же относится к физическому существованию, дает юридические средства для разрешения дел. В религии есть вера в высшие и сверхъестественные силы, в законе же подразумевается уважение авторитетов земных — государства и его органов управления. Нарушение норм закона влечет физически ощутимые санкции имущественного и личного характера, а при нарушении религиозных норм происходят нравственные страдания. В современном обществе нормы религии призваны служить нравственной основой жизни людей, призывать их к терпимости и состраданию. Закон официально устанавливает гарантии реализации права граждан на свободу вероисповедания при этом, признавая религиозное разнообразие и основываясь на принципах толерантности.

3.3 Церковь и политика


В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобными организациям, созданным на основе различных политических доктрин и взглядов.

Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали. Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует содружество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам Церкви. Однако Церковь не препятствует участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.

В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действиях инословной и иноверной власти. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.

8 октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций».

В преддверии выборов народных депутатов СССР Священный Синод 27 декабря 1988 года определил «благословить представителям нашей Церкви, в случае их выдвижения и избрания депутатами, эту деятельность, выражая при этом нашу уверенность, что она послужит благу верующих и всего нашего общества». 8 октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента, на расширенном заседании Священного Синода было принято решение предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты.

Неучастие церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций, мало того, такое участие рассматривается как миссией Церкви в обществе. От православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.

Организации православных христиан не должны носить характера тайных обществ, предполагающих исключительное подчинение своим лидерам. В свою очередь для укрепления духовности и направления на праведный путь, члены общества могут обратиться к Церкви для делегирования в свою организацию представителя Православной Церкви, где последний становиться полноправным членом данной организации (например: войсковой священник в казачьих обществах).


Заключение
В процессе нашего исследования были поставлены и решены следующие задачи: раскрыли понятие религия и церковь, проанализировали основные признаки, функции права и религии, исследовали исторические проблемы взаимодействия права и религии, рассмотрели право и религию как два социальных регулятора.

Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания - о богослужении; равным образом, не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правительства с точки зрения их политической целесообразности. Церковь и государство имеют свои отдельные сферы действия, свои особые средства и в принципе независимы друг от друга. Эта независимость, однако, не носит абсолютного характера.

Там, где государство сознает себя как религиозное установление или стремится быть таковым, оно ищет церковного руководства. Хотя в современном мире государство обычно не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами, оно, однако, как правило, осознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм, которые проповедуются Церковью. В этом смысле задачи Церкви и государства могут совпадать. Церковь, в соответствии с "Основами социальной концепции Русской Православной Церкви", "не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право авторитетного решения этого вопроса остается за государством. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям".

Также выяснили принципы образования доктрин божественного и естественного права при помощи философии различных эпох. Таким образом возможно сглаживание противоречий между сторонниками той или иной доктрины права.



Список используемой литературы


  1. Власенко Н. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М: Норма, 2018 г.

  2. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г.

  3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие. М: Дело, 2019 г.

  4. Малько А.В. Теория государства и права: в схемах, определениях и комментариях. М.2019 г.

  5. Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2018 г.

  6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2018 г.

  7. Нерсесянц В.С « Проблемы общей теории государства и права»

  8. Кондратьева А.Н «Соотношение понятий «Грех» и «Преступление» в средневековом каноническом праве западной Европы»



1 Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2018 г.


2 Мартышин О.В. Теория государства и права. М. 2018 г.

3 Радько Т.Н. Теория государства и права. М. 2018 г.