Файл: Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания (фрагмент работы 1877 г.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
________________Философия_________________
Группа _Пм22М511в_
Студент
Д.С. Рыжов
МОСКВА 2023
Вл. С. Соловьев. Философские начала цельного знания
(фрагмент работы 1877 г.)
Вопросы:
1. Какую дополнительную нагрузку получает слово «теософия» у Соловьева? Чем оно отличается от слова «философия»?
2. Какому из двух вариантов понимания философии отдает предпочтение автор?
3. Каково место понятия «мир» в рассуждениях Соловьева о главной задаче философии?
4. Что говорит автор о диалектике и ее месте в философском мышлении?
Ответы:
-
Свободная теософия является цельным знанием - высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой цельной истине.
Слово «философия», как известно, не имеет одного точно определенного значения, но употребляется во многих весьма между собой различных смыслах. Слово «философия» означает стремление к духовной цельности человеческого существа – в таком смысле оно первоначально и употреблялось. Но разумеется, этот этимологический аргумент сам по себе не имеет важности, так как слово, взятое из мертвого языка, может впоследствии получить значение, независимое от его этимологии. -
Ко второму варианту понимания философии как преимущественно делу жизни, а потом уже и школы. Она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение, находясь во внутреннем взаимодействии с сферами творчества и практической деятельности, хотя и различаясь от них. -
Мир - это всеединство в потенции, т. е. он лишь содержит в себе всеединство как идею, как божественный элемент.
Мир (феноменальная действительность) в понимании автора - это предмет философии, то, что требуется объяснить, задача для разрешения, загадка, которую нужно разгадать. -
«Диалектика есть один из трех основных философских методов; два
других суть анализ и синтез. Так как я употребляю эти термины в несколькоином значении, чем какое им обыкновенно приписывается, то я должен датьздесь их общее определение. Под диалектикой я разумею такое мышление,которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретноесодержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться вобщем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), нозаключаться только потенциально, то акт диалектического мышлениясостоит именно в переведении этого потенциального содержания вактуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно илисемя, последовательно развивающееся в идеальный организм.
Под анализом я разумею такое мышление, которое от данного
конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам.
Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух
различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних
отношений приводит к их высшему единству.
Из этих трех диалектика есть по преимуществу метод органическойлогики, анализ – органической метафизики, а синтез – органической этики. О двух последних мы скажем больше на своем месте, а теперь еще несколько слов о диалектическом методе.»
Из этого вывод следующий: под диалектикой автор подразумевает такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание, так же можно сказать, что автор считает диалектику одним из трех основных философских методов (анализ и синтез).
С точки зрения автора, мышление признается только одним из видов или образов проявления сущего, диалектика не может покрывать собою всего философского познания, и основанная на ней логика не может быть всей философией: она есть только первая, самая общая и отвлеченная часть ее, ее остов, который получает тело, жизнь и движение только в следующих частях философской системы – метафизике и этике.