Файл: Принципиальная разница между нюансными и контрастными гармониями состоит в расстоянии между цветовыми тонами, расположенными в цветовом круге.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципиальная разница между нюансными и контрастными гармониями состоит в расстоянии между цветовыми тонами, расположенными в цветовом круге. В случае контраста –это максимальное расстояние, если тона, образующие контраст, пометить точками. В нюансном варианте, напротив, все главные тона гармонии расположены в одной четверти цветового круга.В работе с цветом, и в случае построения контрастных закономерностей, в композиции необходимоучитывать правила построения контрастных гармоний. Выделяют семь видов проявлений контраста:1.Контраст цветовых сопоставлений. Наиболее яркий, сильный и выразительный цветовой контраст образуют спектральные –желтый, синий и красный. 2.Контраст светлого и темного.Крайние степени контраста –это черный и белый цвета, однако этот контраст понимается шире –как присутствие белого и черного в конкретных сопоставляемых оттенках композиции. В цветовом круге такую пару –самого светлого и самого темного образуют лимонно-желтый и темно-фиолетовый.3.Контраст холодного и теплого.В цветовом круге полярные оттенки, выражающие крайнюю степень теплого и крайнюю степен холодного это красно-оранжевый и сине-зеленый. В чистом виде эти цвета образуют самый мощный контраст.4.Контраст дополнительных цветов. Применяется для создания контрастных пар, образующих цветовой строй композиции. Эти цвета расположены друг против друга в цветовом круге. Дополнительными являются и красно оранжевый с сине-зеленым (эти цвета образуют мощный контраст теплого и холодного), а также лимонно-желтый и фиолетовый (пара цветов, образующих наиболее сильный в пределах цветового круга контраст светлого и темного).5.Симультанный (одновременный) контраст.Свойство визуального восприятия, заключающееся в том, что при считывании любого цвета, глаз инстинктивно ищет рядом с ним дополнительный цвет и, если он отсутствует, одновременно порождает его в зрительном поле. Симультанные цвета –устойчивая закономерность зрительного восприятия. Реально эти цвета не существуют. Это явление, обогащающее зрительные ощущения от восприятия реальных объектов.6.Контраст по насыщенности.В этом случае используется контраст между чистыми и полнозвучными цветами и цветами, смешанными в равной степенис белым или с черным ахроматическими цветами. Как и любой контраст, контраст по насыщенности работает в сочетаниях и характер цвета меняет свои качества в зависимости от окружения. Один и тот же цвет может оказаться насыщенным при соседстве с более блеклым тоном и утратить это качество в соседстве с более ярким. 7.Контраст по площади цветовых пятен.Такой контраст строится на сопоставлении количественных соотношений плоскостей определенного цвета. При этом следует учитывать свойства цветов, влияющих на ощущение размера. Насыщенность или светлота цветового тона могут существенно изменить визуальное восприятие размера. Эта особенность способна усиливать действие всех других контрастов. Например, при использовании активного оранжевого фона и небольшого изображения сине-зеленого цвета, расположенного на этом фоне, контраст теплого и холодного усиливается.Контраст следует использовать очень продуманно. Контрастные сочетания желательны в фокусном центре и узловых частях композиции. Контрастные элементы, распределенные равномерно, делают композицию невыразительной, нивелируя композиционный строй, нарушая целостность работы.


Вопрос 4. Цвет как тема композицииНаряду с тектоническим строем, объемно-пространственной структурой, цвет является одной из важных закономерностей композиционного построения.Цветовая композиция–составная часть общей композиции объекта дизайна (как архитектуры, так и прикладного искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и цветографической ее составляющими. Цвет является, наряду с ритмом и пропорциональным строем, важнейшим выразительным средством в абстрактной и декоративной композиции. Иногда цвет является главным героем композиции. Достаточно вспомнить произведения: «Желтый звук» Василия Кандинского, «Черный принц» Пауля Клее, «Девушки на Волге» Кузьмы Петрова-Водкина, «Красная мебель» Роберта Фалька. Доминирующий цвет совместно с ритмической организацией и характером композиции в целом, сообщает работе определенное эмоциональное состояние.Цветовые композиции могут быть асимметричнымии симметричными, динамичными и статичными, контрастными и нюансными. На цвет в композиции разнообразных двумерных и трехмерных объектов распространяются те же закономерности пропорционирования, ритмизации, масштабирования, создания контрастных или нюансных, симметричных или асимметричных, динамичных или статичных гармонических структур, что и на объемно-пространственные, пластические или линейно-графические виды композиций.Эмоциональное отношение зрителя к цвету складывался в различные периоды истории по-своему, и соответственно, колористический идеал для каждой эпохи индивидуален. Достаточно вспомнить строгую, сложившуюся гамму беспримесных цветов эпохи Древнего Египтаили звучную и одновременно утонченную гармонию цвета древнерусской иконописи, или же мощную, глубокую гамму эпохи барокко.Есть определенная закономерность –в период образования и становления общества и государственности (любого периода и региона) используются насыщенные и чистые цвета (крито-микенская культура, раннее средневековье, проторенессанс, искусство первых лет после революции 1917года). Для зрелых, сформировавшихся общественных образований характерны сложные, приглушенные, утонченные цветосочетания (позднеантичный Рим, рококо, викторианская Англия). Помимо живописи, такая колористическая тенденция ощущается в моде, цветовой организации интерьера, монументально-декоративном и прикладном искусстве, архитектуре. В любом произведении искусства цвет имеет двойственную направленность. В цвете содержится как объективное составляющее –свет, так и субъективное –глаз зрителя, который может иметь собственные цветовые предпочтения, в зависимости от гендерной или этнической принадлежности, ценностных или вкусовых ориентиров.О том, как складывается образ, проще рассказать на примере с использованием теории «Времена года».Эта теория основана на методе наблюдения за цветовой эволюцией природных явлений в зависимости от времени года. Родоначальники этой теории –американские исследователи цвета К.Джексони Г.Ваттерман, на основании исследования произведений старых мастеров живописи, а также теории Иоганнеса Иттена, рекомендуют образовывать колористические гармонии в соответствии с природным сочетанием красок того или иного сезона.



В течение года цветовой строй природы радикально видоизменяется, однако внутри каждого из сезонов цветовые оттенки образуют удивительно гармоничный строй. И в каждом сезонном цветовом ряду есть определенная доминанта –красный, желтый или синий. Наличие такой доминанты в каждом из времен года обусловлено преобладанием этого цвета в солнечном спектре. Характер доминанты влияет на все остальные цвета. Рассмотрим два из четырех колористических образов.Образ первый.Лето, как может показаться на первый взгляд, должно иметь наиболее интенсивную и многоцветную палитру. Однако яркость цвета уничтожается интенсивностью света –яркое летнее солнце придает ярким летним краскам оттенок дымчатости, поэтому колористическая гамма лета образуется приглушенными, «выгоревшими» цветовыми тонами. Все интенсивные цветочные и фруктовые оттенки приобретают холодное серебристо-голубоватое звучание. Связано это с преобладающим в это время года цветом ярко-голубого неба. Свет, проходя через голубой фильтр, гасит теплые насыщенные цвета.Образ второй.Осень диктует теплую цветовую гамму –оранжевые, охры, пурпур, землистые. В солнечном спектре преобладают красные лучи, соответственно, цветовая доминанта осени –красный. Используя эту теорию, легко добиться образного звучания колорита.Вопрос 5. Контраст цветовых сопоставлений: светлого и темного, холодного и теплогоКонтраст светлого и темного. В жизни и природе постоянно встречаются бинарные оппозиции: день и ночь, зима и лето, добро и зло. Это объективно существующая система, когда одно подчеркивает другое. Для дизайнера наиболее выразительными понятиями, обозначающими свет и тень, являются белый и черный цвета. Между белым и черным расположен целый ахроматический ряд. Эталоном визуального воплощения чистого черногосчитается черный бархат, для белого таким аналогом чистого воплощения является сульфат бария.Нейтральный серый цвет, расположенный в середине ахроматического ряда –наименее выразительный из всего колористического ряда. Однако он приобретает звучание и выразительность под воздействием ярких и контрастных цветов. Находящийся рядом с таким нейтральным серым цвет мгновенно вызывает на сером контрастный взаимно-дополнительный. Это субъективное впечатление. Серый в действительности остается таким же серым. Однако визуально нейтрально серый максимально взаимодействует с окружением. Будучи нейтральным цветом, серый способен объединить в композицию два цвета, которые между собою не составляют гармоническую пару. Серый может быть получен в процессе смешивания черного и белого цветов, а также путем соединения триады основных цветов –красного, желтого и синего в разных пропорциях в сочетании с белым цветом, а также в процессе соединения пары двух взаимно-дополнительных цветов с добавлением белого.В качестве практических упражнений, позволяющих ощутить тональный диапазон, будет полезным построить тональный ряд на двенадцать ступенейс равномерной степенью затемнения. Затем повторить это упражнение с включением хроматического компонента. Например, можно выстроить такой ряд для красного цвета. В этом случае красный цвет утяжеляется черным до красно-черного цвета и высветляется белым до едва различимого красного оттенка. Целью этих упражнений является развитие способности к тональной чувствительности. Еще одно упражнение –выбрать три или пять тонов из ахроматического ряда и создать с помощью выбранных оттенков единую замкнутую композицию.


Желательно проделать это упражнение не менее трех раз, выбирая при этом разные оттенки серого. Это весьма развивает чувство композиции и тонального равновесия. Развивает чувство контраста светлого и темного.В традиционной живописи играфике Япониии Китаяможно встретить большое количество примеров, основанных на контрасте светлого и темного. Возможно, корни этого искусства лежат в каллиграфии, поскольку большинство этих работ выполнены легким и лаконичным движением кисти.Гравюра на дереве и линогравюра, а также офорт также требуют верного сопоставления светлого и темного.Следующее упражнение поможет сформировать навыки поиска необходимого цветового тона. Следует разделить квадрат на 16 равных частей (маленьких квадратов). Желательно повторить в различных вариациях это упражнение три раза, выбирая в качестве отправной точки –желтый или синий, или красный цвет. Так следует начинать упражнение –заполнить одну из клеток любым из этих трех цветов. Задача –заполнить квадрат любыми цветами, равными начальному по светлоте. Таким образом цвета, объединенные равной степенью светлоты или темноты, несмотря на хаотичность цветового решения, обретают гармонию, основанную на тональном обобщении. Можно выполнить вариацию вышеописанного упражнения с применением ахроматических цветов вместе с хроматическими. Этот вариант задания даже более полезен, поскольку позволяет оценить степень светлоты или темноты вне зависимости от хроматического или напротив, ахроматического характера цвета. В цветовом спектре наименее светлым является желтый цвет, а наиболее темным –фиолетовый. В живописи или монументально-декоративном искусстве светлота и затемнение могут быть инструментом выстраивания пространства, превращения двухмерного плоского пространства, в трехмерное –объемное. Если есть задача не развивать глубинность пространства, это в особенности, характерно для декоративно-прикладного искусства, тогда отношения светлости или напротив, затемненности, сближаются. Примером успешного решения задачи первого типа являются любые пейзажные композиции, выполненные в реалистическом ключе, работы Рокуэлла Кента, примером композиции второго типа –работа Паоло Учелло «Ночная охота» или средневековый гобелен, либо кубистическая композиция Жоржа Брака, или живописная работа Фернана Леже.Контраст холодного и теплого. Несмотря на парадоксальную, на первый взгляд, идею цветовой температуры, эксперименты подтвердили реальность ощущений температурной разницы для людей, попадавших в сине-зеленую и красно-оранжевуюкомнату с совершенно одинаковой температурой воздуха. Эмоциональная разница составила 3-4 градуса. Опыты показали, что зелено-синий цвет снижает интенсивность кровообращения, красно-оранжевый цвет, напротив, стимулирует этот процесс. Похожим образом цветвоздействует и на животных. Это явление используется также в общественных интерьерах, где необходимо создать дружественную атмосферу, или напротив, подчеркнуть официальность и строгость.Так же, как желтый и фиолетовый образуют в цветовом круге два полюсаконтраста света и темноты, так и красно-оранжевый с зелено-синим создают два полюса контраста тепло-холодности.В цветовом спектре к теплым цветам принято относитьжелтый, оранжево-желтый, красный, фиолетово-красный. К холодным цветам относятзелено-желтый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый.


Красно-оранжевый и зелено-синий как максимальные цветовые значения тепла и холода, будет всегда самыми теплыми и самыми холодными в любой композиции вне зависимости от контекста. Промежуточные же цвета будут казаться более холодными или более теплыми в зависимости от окружения –от того, вступают ли они в контрастные взаимоотношения с соседними цветами –боле холодными или более теплыми.По своему характеру теплые и холодные цвета проявляют себяв следующих отношениях:теплый-холодный;солнечный-затененный;непрозрачный-прозрачный;возбуждающий-успокаивающий;концентрированный-жидкий;земной-воздушный;приближающий-удаляющий;тяжелый-легкий;сухой-влажный. Перечисленные ассоциативные связи различных вариантов теплого и холодного говорят о множественных возможностях создания визуального образа при использовании этого вида контраста.При изображении протяженных пространств человек неизменно сталкивается с явлением воздушной перспективы, или как его называл Леонардо да Винчи, «сфумато», при котором наблюдается явное увеличение холодности и светлоты тонов по мере удаления предметов в перспективу. Происходит это по причине увеличения разделяющего глаз зрителя и предмет, воздушного слоя. Чем ближе предмет расположен по отношению к зрителю, тем яснее и контрастнее воспринимаются все его элементы.В хорошо срежиссированной композиции всегда присутствует один какой-либо доминирующий контраст. В ином случае, взаимно контрастирующие в равной мере элементы, взаимно уничтожают эффект контраста, и композиция теряет силу и выразительность. Необходимо помнить, что один и тот же цвет, за исключением красно-оранжевого и сине-зеленого, в окружении более холодных цветов будет восприниматься как теплый, а в окружении более теплых, чем он, –как холодный цвет.Для закрепления навыков чувства тепло-холодности полезно выполнить некоторые упражнения: растяжки в пределах одного цвета от более холодного к более теплому (например, от желто-зеленого к желто-оранжевому);выбрать один из цветовых тонов и поместив его в центральную область разделенного на квадраты прямоугольника (выполнить в двух вариантах), заполнить остальные квадраты таким образом, чтобы в одном варианте, он воспринимался в окружении других цветовых тонов, как более теплый, а в другом –как более холодный.Во всех этих упражнениях нельзя использовать контраст светлого и темного. Все применяемые цветовые тона имеют одинаковую степень светлоты. Контраст теплого и холодного –наиболее звучный и музыкальный контраст из семи основных типов цветового контраста. Достаточно представить классический средневековый витраж, где основной контраст строился на противопоставлении небесно-синего и красного, также в композиции присутствовали золотистый и ахроматический белый. Готические своды часто расписывались золотыми звездами на голубом фоне.