Файл: Принципиальная разница между нюансными и контрастными гармониями состоит в расстоянии между цветовыми тонами, расположенными в цветовом круге.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работы художников-импрессионистов построены на контрастах теплого солнечного света и голубоватых теней. Работы Винсента Ван Гога построена на напряженном сопоставлении ярких контрастных цветов. Вопрос 6. Контраст дополнительных цветовДополнительными называются цвета, если их пигменты при смешивании дают темно-серый, близкий к черному цвет. Свет дополнительных цветов при смешении дает белый. При сопоставлении эти два цвета образуют звучный колористический дуэт. Цвета взаимно подчеркивают друг друга. Каждый из цветов спектра имеет только один дополнительный цвет:фиолетовый-желтый; сине-фиолетовый –желто-оранжевый; синий-оранжевый;сине-зеленый –красно-оранжевый; зеленый –красный; желто-зеленый –красно-фиолетовый.В каждой паре взаимно-дополнительных цветов обязательно присутствуют три основные цвета:желтый;синий;красный.Например, в паре желтый-фиолетовый, желтый –первичный цвет, а фиолетовый –это смесь синего и красного. А в паре зеленый-красный, зеленый –это смесь желтого и синего, красный –чистый первичный цвет.Аналогично тому, как синий, желтый и красный при смешивании на палитре образуют темно серый, пары взаимно-дополнительных цветов, при физическом смешивании дают такой же серый. При использовании дополнительных цветов всегда образуется визуальная гармония.Поэтому применение дополнительных цветов в колористической композиции –наиболее простой способ создать цветовое равновесие.Однако пары дополнительных цветов создают и другие контрастные отношения. Например, пара желтый-фиолетовый, это не только пара взаимно-дополнительных цветов, но и мощный контраст светлого и темного; красно-оранжевый и сине-зеленый, помимо контраста дополнительных цветов представляют контраст теплого и холодного; красный и зеленый равнозначны по степени своей светлоты и в то же время, пара взаимно-дополнительных цветов.Для закрепления понимания того, как дополнительные цвета образуют гармонии, необходимо выполнить ряд упражнений. Построить несколько пятиступенчатых рядов, крайними полюсами в которых будут пары взаимно-дополнительных цветов, а в центре –нейтральный, темно-серый цвет, образованныйпри смешении крайних взаимодополнительных цветов. Два других цвета образуются при смешении нейтрально-серого и одного из полярных цветов. Можно проделать такое упражнение со всеми спектральными парамивзаимно-дополнительных цветов.На основе полученных пятиступенчатых рядов можно построить квадраты 5х5 ступеней на основе сложившихся гармоний, комбинируя сложившиеся цвета между собой и вводя промежуточные значения между ними, если это будет необходимо для тонального выравнивания колористической гармонии.Многие произведения живописи, монументально-декоративного и прикладного искусства имеют в своей колористической основе пары взаимно-
дополнительных цветов, а их смеси органично гармонизируют композицию нейтральными и промежуточными цветами. Природа любит сочетания взаимно-дополнительных цветов. Например, если понаблюдать за кустом шиповника с распускающимися бутонами, можно заметить, что зеленый цвет листьев и молодых ветвей образует гармоническую пару взаимно-дополнительных цветов, а только распускающиеся бутоны часто являют собою смесь красно-серого и серо-зеленого.На полотнах старых мастеров можно увидеть огромное разнообразие живописных оттенков серого. Художники добивались таких эффектов при помощи наложения лессировок взаимно-дополнительных цветов.Внимательно рассмотрите работы малых голландцев, а также Яна Вермеера Дельфтского, Пьеро Делла Франческа, работы Поля Сезанна, Жана-Батиста-Симеона Шардена, Джорджо Моранди.Художники-дивизионисты, такие, как Жорж Сера, Поль Синьяк и Камиль Писсаро добивались эффекта звучания серого иным методом –сопоставляя чистые точки цвета на белом холсте, которые визуально смешивались уже в зрительном аппарате смотрящего на полотно.Вопрос 7. Симультанные контрастыСимультанный контраст–так называется явление зрительного восприятия, при котором, воспринимая определенный цвет, происходит визуальная иллюзия появления взаимно-дополнительного цвета. Важно понимать, что симультанные цвета объективно не существуют, а присутствуют лишь в зрительных ощущениях. Можно провести самостоятельные визуальные опыты, помещая ахроматический предмет или плоский листок бумаги на цветные фоны, меняя цвета и понаблюдать, как, в свою очередь, изменяется ахроматическая часть композиции. На красном –ахроматический элемент будет казаться зеленоватым, на фиолетовом фоне –желтоватым. Но в любом случае это будет строгая закономерность пар взаимно-дополнительных цветов. Проводя подобные эксперименты, следите за тем, чтобы рассматриваемый фрагмент располагался близко к глазам, при этом цветной фон под ахроматическим фрагментом не спорил с соседними хроматическими цветами. То есть нужно сосредоточиться на конкретном сопоставлении хроматического и ахроматического. И чем дольше смотрим на такой фрагмент, тем сильнее проявляется эффект симультанности.Симультанный контрастпроще демонстрировать при помощи ахроматического компонента, однако он проявляется и при сопоставлении двух хроматических цветов. Два сопоставленных цвета приобретают оттенки взаимодополнительного к соседнему цвету. Например, мы смотрим на два, закрашенных чистым цветом и стоящих рядом куба. Один и них зеленый, другой –желтый. Желтый куб приобретет красноватый оттенок, а зеленый –фиолетовый оттенок. Таким образом, каждый из цветов предмета будет пытаться изменить соседний цвет в сторону дополнительного. Таким образом, цветовой строй композиции будет обогащаться новыми оттенками и приобретает подвижность и вибрацию.Симультанный эффектможет быть усилен путем изменения реального цвета по принципу симультанности. Симультанный эффект может быть уничтожен, если действовать противоположным путем –добавить в соседний предмет колорит первого предмета.Но чаще симультанный контраст в дизайне подчеркивается и обыгрывается.
Для того, чтобы понять, как работает симультанность, можно выполнить следующее упражнение. Следует смешать три цвета –один чистый желтый, второй сине-фиолетовый, третий –красно-фиолетовый. Далее продумать и составить два варианта композиции из полос на желтом фоне. В первом случае –полосы должны быть красно-фиолетовые, во втором –сине-фиолетовые. В первом случае мы увидим, что желтый приобретает зеленоватый оттенок, а во втором –теплый, близкий к оранжевому.Понаблюдайте за цветовыми метаморфозами в следующих работах –Винсент Ван Гог «Ирисы», витраж собора в Шартре «Красная мадонна», Эдвард Хоппер «Полуночники».Контрасты цветового распределенияВ случае этого контраста автор композиции оперирует размерами цветовых пятен, подчиняя решение количественным соотношениям: большой-маленький,мало-много. И при этом важно знать, какие цвета и в каком соотношении образуют равновесие. Для создания композиции необходимо чувствовать силу цвета. На нейтрально-сером фоне такое действие будет ощутимее. Цветовые пятна действуют в соответствии с степенью светлоты, и с размером площади локального цвета. Такие закономерности определить можно только опытным путем. Иоганн Вольфганг Гете разработал числовую закономерность светлоты цвета:желтый:9оранжевый:8красный:6фиолетовый:3синий:4зеленый:6Соотношения светлоты пар дополнительных цветов:желтый:фиолетовый=9:3=3:1=3/4:1/4оранжевый:синий=8:4=2:1= 2/3:1/3красный:зеленый=6:6=1:1= 1/2:1/2Для закрепления чувства цветовой гармонии полезно выполнить упражнения, где некая форма (прямоугольник, квадрат, круг) делится в пропорциональном отношении в соответствии с последними цифрами данных. Например, в соотношении желтый-фиолетовый общую площадь следует разделить на четыре части, одну из которых нужно окрасить в желтый, а три оставшиеся –в фиолетовый и далее –в соответствии с вышеприведенными данными.Гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:желтый:3оранжевый:4красный:6фиолетовый:9синий:8зеленый:6или:желтый: оранжевый = 3:4желтый: красный = 3:6желтый: фиолетовый = 3:9желтый: синий = 3:8желтый: красный: синий = 3:6:8оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4:9:6
Можно попробовать поэкспериментировать в соотношениях величин цветовых площадей. На примере пропорционального деления круга можно рассмотреть закономерности цветового распределения. Работа должна быть построена следующим образом –сначала следует разделить весь круг на три равные части, затем каждая из этих трех частей делится в соответствии с числовыми значениями двух дополнительных цветов. Например, в соотношении желтый-фиолетовый, треть круга делится в соответствии со следующими значениями 1/4 : 3/4 Оранжевый-синий –это 1/3 : 2/3, красный-зеленый -1/2 : 1/2.Далее выстраивается еще один круг таких же размеров и в нем в соответствии с полученными пропорциями выстраивается спектральная последовательность цветов –желтый, оранжевый красный, фиолетовый, синий и зеленый.Построенные в соответствии с принципами гармонизации цветовые сектора вызывают чувство спокойствия и устойчивости.Приведенные выше числовые значения действуют только для чистых насыщенных цветов. При изменении насыщенности, меняются и пропорции цветовых пятен. Цветовая насыщенность и размер цветового пятна взаимосвязаны.В случае красного и зеленого при равных количественных соотношениях, образуется ощущение прочной гармонии. При смещении пропорционального равновесия цветовых пятен, возникают иные эмоции –экспрессия, драматизм и пр. Та жеситуация и с другими цветовыми взаимоотношениями. Нужно научиться чувствовать необходимые пропорции цветосочетаний для достижения того или иного эффекта.Как правило, внимание привлекает цвет, находящийся в дефиците. И в пропорциональном соответствии со степенью светлоты цвета, соотношение цветового акцента и фона может быть пропорционально различными.В классических произведениях живописи такой контраст цветового распределения может быть рассмотрен в следующих работах: Рене Магритт «Будущее», Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня», Андрей Рублев «Троица», Рембрандт Ван Рейн «Мужчина с золотым шлемом»Контраст цветового насыщенияЦветовые качества включают понятие чистотыи насыщенности. Контраст цветового насыщения предполагает соотношение чистых беспримесных цветов и блеклых, погашенных. Спектральные цвета, которые получаются путем преломления белого света через прозрачную трехгранную призму являются максимально насыщенными и максимально чистыми. Пигментные цвета также являются цветами максимальнойнасыщенности. Цвета теряют насыщенность в случае высветления или затемнения.Цвета могут потерять насыщенность в нескольких случаях.В первом случаечистый, беспримесный цвет смешивается с белым, черным, серым. При смешении с белым, цвет изменяет свои качества, становясь более холодным, и одновременно цвет становится иным с эмоциональной точки зрения. Например, напряженный фиолетовый при смешении с белым становится спокойно-умиротворяющим лиловым. Желтый при соединении с белым теряет солнечность и теплоту, становясь беспокойным и даже болезненным, и ядовитым. Эти качества цвета всегда умело использовали мастера живописи. В серии работ Дэвида Хокни «Бассейны»словно разлито ощущение радости бытия благодаря верно найденному оттенку сине-голубого. А в работах Антуана Ватто многие из чистых цветов намеренно затемнены, сообщая полотнам
оттенок таинственности театрального закулисья. В полотнах и фресках Джованни Баттиста Тьеполо присутствует ощущение небесной воздушности и невесомости благодаря любимым постельным цветам мастера, в особенности, венецианскому желтому и розовому.Во втором случаечистые цвета могут быть погашены путем добавления дополнительного (в каждом конкретном случае, иного) цвета. Например, если желтый добавить в каком-либо количестве к фиолетовому, получаются множественные интересные по колористическому строю оттенки. В третьем случаеизменение насыщенности происходит при смешении чистого цвета со смесью трех цветов первого порядка. Так же, но в меньшей степени можно изменить чистоту цвета смесью вторичных цветов. И это четвертый способизменения чистоты цвета. Контраст насыщенности действует в зависимости от контекста. Один и тот же цвет может показаться и блеклым, и насыщенным в двух разных случаях. В первом случае, если он будет окружен более насыщенными цветами, а во втором –более погашенными цветами. Полезно выполнить упражнения по цветовым модуляциям с примесями белого, серого, черного. При составлении композиции необходимо знать, что контраст насыщенности проявляется именно в сопоставлении чистых и насыщенных, и усложненных, в той или иной степени приближающихся к ахроматическим. При этом важно, чтобы насыщенные и блеклые цвета относились к одному спектральному цвету –например –яркий насыщенный синий и синий затемненный, открытый спектральный красный и красный, погашенный нейтральным серым. В ином случае, если, например, взять насыщенный зеленый и высветленный красный –это не будет контраст насыщенности, а контраст взаимно-дополнительных цветов. Студентам будет интересно проанализировать произведения живописи с точки зрения использования контраста по насыщенности. Самостоятельный поиск приема –полезное упражнение для закрепления навыков владения контрастом по насыщенности.Вопросы для самопроверки: