Файл: Реферат по дисциплине (Макроэкономика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ эффективности основных направлений антиинфляционной политики:

Денежная политика, используемая Центральным банком России, была и остается одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с инфляцией в России. С 2014 года Центральный банк увеличил процентные ставки с 5,5% до 17% в 2014 году, что привело к снижению инфляции с 11,4% в 2014 году до 3,7% в 2018 году. Однако, высокие процентные ставки также имели отрицательное влияние на экономический рост и инвестиции, поэтому Центральный банк снижал ставки после снижения инфляции до 4,3% в 2019 году.

В апреле 2023 года Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,50% годовых. Текущие темпы прироста цен увеличились с конца 2022 года, но остаются умеренными, в том числе в части устойчивых компонентов. Инфляционные ожидания населения снизились. При этом они сохраняются на повышенном уровне, как и ценовые ожидания предприятий. Экономическая активность растет быстрее, чем предполагалось в февральском прогнозе Банка России. Это отражает как увеличение внутреннего спроса, так и продолжающиеся процессы адаптации российской экономики. Ускорение исполнения бюджетных расходов, ухудшение условий внешней торговли и состояние рынка труда по-прежнему формируют проинфляционные риски. В целом баланс рисков для инфляции существенно не изменился с предыдущего заседания Совета директоров Банка России.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. В условиях постепенного увеличения текущего инфляционного давления Банк России на ближайших заседаниях будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 4,5–6,5% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Годовая инфляция существенно снизилась под влиянием эффекта высокой базы, составив 3,5% в марте (после 11,0% в феврале) и 2,5% по оценке на 24 апреля. Текущие темпы прироста цен увеличились с конца 2022 года и составляют около 4% в пересчете на год. Устойчивые показатели текущего роста цен, по оценкам Банка России, пока преимущественно формируются ниже 4% в пересчете на год.


Увеличение текущих темпов прироста цен сдерживалось рядом факторов. С одной стороны, это продолжающаяся адаптация российской экономики к внешним торговым и финансовым ограничениям. С другой стороны, это высокий уровень запасов по ряду товарных групп и в целом умеренная динамика потребительского спроса. На этом фоне произошедшее с конца 2022 года ослабление рубля пока слабо проявилось в динамике цен.

Инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий сохраняются на повышенном уровне, демонстрируя разнонаправленную динамику. В апреле инфляционные ожидания населения снизились, тогда как ценовые ожидания предприятий выросли. При этом усилилась неоднородность тенденций в динамике ценовых ожиданий предприятий в отраслевом разрезе: с начала 2023 года значимое снижение ценовых ожиданий в сельском хозяйстве сопровождалось их увеличением в розничной и оптовой торговле. Инфляционные ожидания профессиональных аналитиков на среднесрочную перспективу заякорены вблизи 4%.

В ближайшие месяцы показатель годовой инфляции продолжит временно оставаться ниже 4% под влиянием эффекта высокой базы прошлого года. В то же время, по прогнозу Банка России, во второй половине 2023 года он начнет постепенно расти по мере выхода из его расчета низких значений месячных приростов цен лета 2022 года и увеличения с умеренных уровней устойчивого инфляционного давления. В базовом сценарии с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 4,5–6,5% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Денежно-кредитные условия оставались в целом нейтральными. С момента предыдущего заседания Совета директоров Банка России по ключевой ставке доходности краткосрочных ОФЗ несколько снизились. Доходности средне- и долгосрочных ОФЗ существенно не изменились. Кредитные и депозитные ставки находились вблизи уровней, сложившихся к началу 2023 года.

Кредитная активность в целом оставалась высокой, особенно в ипотечном и корпоративном сегментах. Ускорились темпы роста необеспеченного потребительского кредитования. При этом сохранялся приток средств населения на текущие счета и депозиты в банках. В целом улучшение потребительских настроений, оживление потребительского кредитования сигнализируют о начале постепенного снижения склонности населения к сбережению с повышенных значений.

Экономическая активность растет быстрее, чем предполагалось в февральском прогнозе Банка России. Это отражает как увеличение внутреннего спроса, так и продолжающиеся процессы адаптации российской экономики. Расширение внутреннего спроса способствует улучшению деловых настроений, несмотря на сохраняющиеся сложности со стороны внешних условий.



В то же время на текущем этапе возможности расширения производства в российской экономике в значительной мере ограничены состоянием рынка труда. Безработица вновь обновила исторический минимум. На фоне последствий частичной мобилизации и продолжающегося роста спроса предприятий на труд во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы. В этих условиях рост производительности труда может отставать от роста реальных заработных плат.

В условиях перестройки экономики продолжается изменение структуры совокупного спроса. Потребительский спрос продолжает восстанавливаться, но пока остается умеренным. При этом в целом продолжает возрастать вклад бюджетной политики в расширение совокупного спроса, в том числе за счет расширения государственных инвестиций.

С учетом новых данных по динамике экономической активности и продолжающейся структурной перестройки российской экономики в базовом сценарии Банк России прогнозирует, что темп прироста ВВП в 2023 году составит 0,5–2,0% и 0,5–2,5% в 2024 году. Это означает, что к концу 2024 года российская экономика достигнет уровня конца 2021 года. В 2025 году ВВП продолжит расти темпом 1,5–2,5%.

Инфляционные риски. На среднесрочном горизонте баланс рисков существенно не изменился и по-прежнему смещен в сторону проинфляционных.

Значимые проинфляционные риски связаны с влиянием геополитической напряженности на условия внешней торговли. Так, усиление внешних торговых и финансовых ограничений может дополнительно ослабить спрос на товары российского экспорта и иметь проинфляционное влияние через динамику валютного курса. Кроме того, усложнение производственных и логистических цепочек или финансовых расчетов в результате внешних ограничений может привести как к удорожанию импорта, так и к усилению ограничений на стороне предложения в российской экономике. Значимые краткосрочные проинфляционные эффекты может также иметь ухудшение перспектив роста мировой экономики на фоне нестабильности на финансовых рынках развитых стран.

В базовом сценарии Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом. (Приложение 1)

В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут и может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году и ее поддержания вблизи 4% в дальнейшем.


Сохраняются проинфляционные риски со стороны рынка труда. Значительная нехватка рабочей силы в отдельных отраслях может привести к отставанию роста производительности труда от роста реальных заработных плат.

Риском также являются высокие и незаякоренные инфляционные ожидания, особенно чувствительные к курсовым колебаниям. В этих условиях продолжающийся рост наиболее ликвидных активов в структуре сбережений населения может создать предпосылки для более быстрой активизации потребительского спроса в будущем.

Дезинфляционным риском для базового сценария является сохранение высокой склонности населения к сбережению в условиях общей неопределенности, а также длительности привыкания населения к новой структуре предложения на потребительских рынках. Рост премии за риск в доходностях облигаций и кредитных ставках может дополнительно ужесточить денежно-кредитные условия, сдерживая кредитную активность в экономике. Дезинфляционное влияние может оказать и более быстрая адаптация экономики, сопровождающаяся в том числе активным восстановлением импорта.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. В условиях постепенного увеличения текущего инфляционного давления Банк России на ближайших заседаниях будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее.

Фискальная политика, особенно налоговая политика, имеет менее прямое воздействие на инфляцию, чем денежная политика. В России повышение НДС с 18% до 20% в 2019 году повлияло на рост цен на товары и услуги, но общая инфляция оставалась на уровне 4,3%. При этом, государственные расходы могут стимулировать экономический рост и инвестиции, что может снизить инфляцию в долгосрочной перспективе.

Регулирование цен может быть эффективным средством борьбы с инфляцией, но также может привести к негативным последствиям. В России регулирование цен на жилье и коммунальные услуги является традиционным инструментом борьбы с инфляцией. Однако, это также приводит к искажению рынка, ограничивает инвестиции и снижает качество услуг.

Развитие конкуренции на рынке может стимулировать снижение цен и сдерживание инфляции. В России конкуренция на рынке была ограничена из-за доминирования крупных компаний во многих отраслях, ограничений в доступе к рынку для новых игроков, и нарушениями правил конкуренции. Реформы, направленные на увеличение конкуренции, могут привести к более эффективной борьбе с инфляцией в долгосрочной перспективе.


Снижение зависимости экономики от импорта также может помочь сдерживать инфляцию. В России санкции и кризис на мировых рынках в 2014 году привели к уменьшению импорта и повышению доли производства внутри страны. Это снизило валютный риск и повысило устойчивость экономики к внешним факторам, что помогло снизить инфляцию.

Также следует отметить, что основным источником инфляции в России являются повышение цен на продукты питания и неалкогольные напитки, а также на жилье и коммунальные услуги. Поэтому, направления антиинфляционной политики должны быть нацелены на снижение инфляционного давления в этих отраслях.

В целом, антиинфляционная политика России является многомерной и включает в себя различные инструменты, такие как денежная и фискальная политика, регулирование цен, стимулирование конкуренции, снижение зависимости от импорта и др. Каждый из этих инструментов имеет свои преимущества и недостатки, и их эффективность зависит от условий национальной экономики и специфики проблем инфляции.

Заключение


Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что наиболее серьезную угрозу для экономики представляет гиперинфляция, которая несет в себе разрушительные последствия вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, в результате идет массовое переключение на торгово-посредническую, деятельность, фирмам становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, а это, в свою очередь, ведет к усилению инфляционного давления. В итоге начинается общее сворачивание производства, при котором нормальные экономические отношения попросту разрушаются. В этих условиях неизвестно, какую цену необходимо назначить на товары, поэтому нарушаются и кредитные отношения. Заниженная реализация приводит к снижению налоговых поступлений, в результате растут дефицит бюджета и государственный долг и деньги фактически перестают выполнять свои функции. В конце концов наступает кризис в финансово-денежной сфере, при котором как производство, так и обмен попросту останавливается. И в итоге может наступить не только экономический, но и социальный хаос.

Следовательно, только действенная антиинфляционная политика может помочь снизить темпы роста инфляции и преодолеть все последствия инфляции. Инфляция — это закономерное и естественное явление, но, когда начинается гиперинфляция, это явление превращается в бедствие. И только своевременная и качественная антиинфляционная политика государства сможет помочь.