Файл: Лучше иметь одного многоценного друга, чем многих малоценных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Анахарсис

Мыслитель проповедовал простую и скромную жизнь, размышлял о ценностях дружбы («Лучше иметь одного многоценного друга, чем многих малоценных»), о добре и зле, призывал современников соблюдать законы государства. Ана-харсис видел проявление справедливости в том, чтобы все - и бедные, и богатые - были равны перед законом («Закон - пац-тина: когда попадаются слабые и бедные, их удерживают, а сильные и богатые вырвутся»), призывал политиков очень внимательно относиться к слову и быть сдержанными в суждениях («Беда голове от языка»)





Моде

Моде считал, что главной ценностью любого государства и народа является земля: «Земля есть основа государства, как можно отдавать ее? »



Культегин

«Я поднял к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ,сделал многочисленным многочисленный народ… Я творил добро»

Кюльтегину удалось добиться большого уважения тюркского народа своими деяниями и трудом, которые описываются в следующих строках: «Служил я, спать не ложась, служил я, днем не садясь, проливая красную кровь свою, понуждая струиться свой черный пот, народу тюрков отдавая силу и труд».



Абу Насыр аль-Фараби

труд «Трактат о взглядах жителей доб-родетельного города»

«достигнуть счастья можно лишь через единство народа и взаимную помощь».

«Если хотите узнать будущее страны, покажите мне свою молодежь, и я предскажу вам будущее»



Юсуф Баласагун

Он призывает современников постоянно познавать мир, пополнять

знания и повышать образование («Не думай, как бы ни

был ты велик, что ты всего достиг и все постиг»).

Баласагуни дает мудрые наставления правителю, считая, что идеальная форма управления страной зависит от его нравственной чистоты и моральных качеств («Отсутствие в правителе коварства залог удач и процветанья царства»). Поэт считает, что жизнь преходяща и человек должен оставить после себя добрые слова и поступки («Две доблести в муже не знают предела: хорошее слово и доброе дело»).



Махмуд Кашгари

«Дивани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»)

(«Стремись к добродетели, а приобре.

встречаются в современном тя ее, не будь гордым») не стремиться к обогащению («Вещи, имущество человека - его враги. Скопив богатство, думай, что это низвергся поток воды - словно валун, катит оно своего обладателя вниз.

Все мужи испортились из-за вещей»).

«Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления о добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему!»



Касым хан

«Алам-ара-йи шах Исмаил»: «Приглядевшись, он (Джанибек султан) увидел Касым хана, который ... восседал на Чингисхановом троне, сделанном из чистого золота; и четыре угла этого трона были сделаны в виде льва, леопарда, тигра и дракона. На голове у него была украшенная драгоценными камнями корона Чингисхана стоимостью в семьдесят тысяч туманов... Тысяча двести человек из числа знати сидели вокруг на скамьях». По этому поводу Мухаммед Хайдар Дулати писал следующее: «Касым хан сделался полным власте-лином во всем Дешт-и Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Джучи хана».
сыну Мамашу незадолго до кончины: «Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать, как другие государ-ства. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа!

Если хочешь сохранить единство народа, не устраивай междоусобиц».

ввел свод законов «Касым ханнын каска жолы» («Светлый путь хана Касыма»)



Хакназар и Есим

П.И.Рычков: «Сей Хакназар, учинившись ханом, в великое усилование пришел и владел не только одними ногайцами и Башкириею, но сверх того Казанское, Сибирское и Астраханское царства, Бухарию, Хиву, Ташкент и другие многие города под власть свою покорил и дань с них собирал».



Тауке хан

Я.П. Гавердовский: «Чтоб в каждой народной части с лучшим порядком управлять общественными делами, старики, по совету Тауке хана, выбрали трех старейшин, препоруча им смотре-ние за правосудием биев (или судей) каждого аула, возложа при том на них непосредственную обязанность ответствовать за все могущие случиться в родах беспорядки хану... Для предупреждения споров в паствах Тауке, по добровольному согласию, назначил каждому роду места зимних и летних кочевий, распределил аулы и начальствующих старейшин над оными, ограничил самовластие родоначальников постановлением кратких зако-нов... и повелел затверживать их детям с самого младенчества, дабы через то только могли сохранить их потометву, передавая изустно»
Н.И.Красовский: «Ни до Тауке, ни

после него в Степи не было такого правительства, которое, издав клонившиеся к единству разноплеменного общества уза-конения, сумело бы само подчиниться закону и охранять его, не допуская ни малейшего самоуправства».



Абулхаир

особенно с момента прихода к власти в регионе оренбургского генерал-губернатора и.И. Неплюева, с которым у него сразу не сложились отношения. Именно Абулхаиру принадлежат слова, связанные с тем, что казахи никогда не отрекутся от Урала: «Доколь Яик не высохнет, киргизский (казахский-авт.) народ от него не отлучится», что ярко свидетельствует о том, что он не был согласен с земельной политикой Российской империи.
Возмущенный растущей колониальной политикой царизма Абулхаир с сожалением сказал: «Я - не хан, ... русские хотят поступать с нами, как с кал- своих целей? мыками и башкирами, но мы согласны умереть, чем жить под тяжким гнетом».



Абылай хан

Уалиханов: «Обязанный своему возвышению только личным достоинствам, он умел заслужить уважение народа.. ни один киргизский (казахский - авт.) хан не имел такой неограниченной власти, как Абылай».
«Абулхаир, Абулмамбет ханы скончались, которые предками моими были, родственниками. Как они от сего света отошли, так чредом ханское достоинство досталось мне».
«В Туркестане при гробе нашего мусульманского святого Ходжи Ахмета, по обыкновению нашему прочтя молитву всех трех киргиз-кайсацких (казахских - авт.) орд ханом, в которое звание и действительно возвели».



Толе би

Казыбек би
Айтеке би

ТОЛЕ БИ: «Досына отірік айтпа - сенімін кетер, душпанына сырынды айтпа - тубіне жетер»

(«Не говори другу неправду - потеряешь доверие, врагу не говори о своих секретах - потеряешь все»). Или такие: «Эйел алсан

коріктіге кызыка, тектіні ал» («Если выбираешь жену, то

бери не красивую, а из благородных кровей»).
К: «Мы, казахи, народ, который пасет скот, но ни на кого не напада-ли, уживаясь с соседями в мире и согласии. Чтобы не обеднел наш народ, чтобы на нашу землю не ступала нога врага, мы всегда держали себя в готовности защитить свою родину. Мы - народ, который не позволял врагу унижать себя и никогда не позволял себя оскорблять словами. Мы

- народ, который дорожил дружбой,

отличаясь своим гостеприимством».

Знаменитый Анет баба, почитаемый всем народом, как-то спросил у Казыбек би: «Кому ты в первую очередь должен в этом мире?» На что би, недолго думая, ответил следующими мудрыми словами: «В первую очередь Всевышнему, затем - матери, отцу, народу, родине, учителю».

Айтеке би призывал современников соблюдать общечеловеческие добродетели и проповедовал традиционные нравственные ценности. Однажды Толе и Казыбек бии спросили у Айтеке би: «Кого вы считаете лучшим из числа джи-гитов?», на что он мгновенно ответил: «Самый лучший из джигитов - это тот, который прислушивается к мудрому слову, и тот, который может правильным словом остановить другого человека».



Ы.Алтынсарин

«Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил». Эти слова подчеркивают его искреннюю любовь к своему народу.»



Аль-Хорезми

Ученый Х века, в этой связи пишет: «Хакан- главный царь тюрков.

Хакан-это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому,как персы говорят шахиншах».



Акжан Машани

написал об аль-Фараби следующее: «Он является энциклопедистом раннего Средневековья, знаменитым комментатором




Бартольд Василий Владимирович

«Киргизы. Исторический очерк», «Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии».



И.К.Кирилов

«Из-яснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах», в котором подробно описал казахские и каракалпакские земли:



П.С. Паллас

«Путешествие по разным провинциям Российской империи»
«Они все зажиточные и скота имеют довольно».



А.И. Левшин

«Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»,



П.П. Семенова-Тян-Шанский

«Киргизский край» и «Туркестанский край».