ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБОРОТ НОВЫХ ВИДОВ НАРКОСРЕДСТВ
Яцкина И.А.
231
9.7.
СПЕЦИФИКА СПОСОБА
СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ
ОБОРОТОМ НОВЫХ ВИДОВ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, В
МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
ТАКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Яцкина Инна Александровна, адъюнкт. Место учебы:
Ростовский юридический институт МВД России. E-
mail: inna.yatskina.91@mail.ru
Аннотация: Использование в преступной деятель-
ности возможности коммуникации с помощью сети
Интернет позволяет обеспечить бесконтактный
способ как совершения преступления, так и общения
членов преступных сообществ. Это обстоятельст-
во существенно затрудняет деятельность право-
охранительных органов по выявлению и расследова-
нию преступлений, в том числе связанных со сбы-
том
наркотических
средств.
В
статье
анализируются схемы сбыта наркотиков через сеть
Интернет, которые включают в себя использование
ресурсов социальных сетей, а также электронных
платежных систем. Кроме того, исследуется со-
вершение преступлений, связанных со сбытом нар-
котических средств через так называемую DarkNet,
а также через распределенные реестры, включая
блокчейн.
Ключевые слова: преступление, наркотическое
средство, сбыт наркотических средств, сеть
Интернет, электронная платежная система,
криптовалюта, токен, распределенный реестр,
блокчейн.
SPECIFICITY OF THE METHOD OF COMMITTING CRIMES
RELATED TO THE SALE OF DRUGS
Yatskina Inna Alexandrovna, adjunct. Place of study: Rostov
Law Institute of MIA Russia. E-mail: inna.yatskina.91@mail.ru
Annotation: The development of the Internet has led not
only to positive but also negative consequences, since the
use of this network provides a contactless way to both
commit a crime and communicate with members of crimi-
nal communities. This circumstance significantly compli-
cates the activities of law enforcement agencies to identify
and investigate crimes, including those related to the sale
of illegal drugs. The article analyzes the schemes of drug
sales through the Internet, which include the use of social
network resources, as well as electronic payment sys-
tems. In addition, the committing of crimes related to the
sale of drugs through the so-called DarkNet, as well as
through distributed registries, including blockchain, is be-
ing investigated.
Keywords: crime, drug, sale of drugs, Internet, elec-
tronic payment system, cryptocurrency, token, dis-
tributed register, blockchain.
Совершенствование методики расследования пре- ступлений, связанных с незаконным оборотом новых видов наркотических средств, невозможно без уточне- ния части элементов их криминалистической характе- ристики. Речь, по нашему мнению, в первую очередь должна идти о способе совершения данных преступ- лений.
Как показывает официальная статистика МВД Рос- сии, за период с января по сентябрь 2019 года зареги- стрировано 145169 таких преступлений. При этом в отдельных регионах страны отмечается существенных прирост их числа [1].
Поэтому не случайно, что деятельность, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, рас- сматривается государством в качестве одной из угроз государственной и общественной безопасности [2]. По мнению ряда авторов, опасность такой деятельности усиливается, если она осуществляется посредством сети Интернет, что обусловлено высокой скоростью распространения информации в данной сети, возмож- ностью причинения вреда неограниченному кругу лиц, сокрытия цифровых следов преступления и извлече- ния максимальной финансовой выгоды благодаря бес- контактности [3, с. 65-72].
В целом, развитие сети Интернет имеет для общест- ва не только положительные, но и негативные послед- ствия, которые заключаются, в частности, в изменении структуры наркорынка, когда относительно недорогие синтетические наркотические средства распространя- ются бесконтактным способом через данную сеть [4, с.
62-
64]. Например, растительные курительные смеси, называемые «Spice», сначала в Европе, затем в Рос- сии стали активно распространяться с 2004 года именно через интернет-магазины [5, с. 21-24].
В качестве средства совершения преступления Ин- тернет используется как для распространения инфор- мации о новых видах наркотических средств, включая синтетические, так и для обеспечения оплаты за нар- котические вещества. Кроме того, сеть Интернет по- зволяет обеспечить бесконтактный способ общения членов преступной группы, включая, организаторов, изготовителей, сбытчиков наркотиков и других лиц, что, по замечанию М.В. Александровой, осложняет процесс доказывания причастности данных лиц к со- вершению преступления [6, с. 52].
Это объясняет, почему в 2012 году в Уголовном ко- дексе РФ [7] была установлена ответственность за сбыт наркотических средств через сеть Интернет, ко- торая предусматривает наказание в виде лишения свободы до двенадцати лет.
Схема сбыта наркотиков в данном случае включает, прежде всего, установление контакта их распростра- нителя с потребителями через социальные сети. В этом заключается специфика сбыта наркотических средств через сеть Интернет, которая обеспечивает анонимность участников процесса сбыта.
После оплаты наркотика потребителем распростра- нитель тем же способом через социальные сети или мессенджеры информирует его о месте закладки нар- котика. Тем самым реализуется бесконтактный сбыт наркотических средств, что является особенностью способа совершения данного преступления с исполь- зованием сети Интернет.
Спецификой является также и то, что оплата нарко- тика, как правило, осуществляется через существую- щие в сети электронные платежные системы (напри- мер, «Яндекс.Деньги» и другие). Как отмечают спе- циалисты, для сокрытия доходов преступники нередко используют сложные схемы переводов денег через указанные системы с последующим зачислением их на расчетный счет [8, с. 84 - 88].
Здесь нужно отметить, что предусмотренные законо- дательством меры борьбы с данной схемой сбыта наркотических средств, в частности, ведение единого реестра сетевых ресурсов, содержащих запрещенную в России информацию [9], а также установление огра- ничений для анонимных платежей через электронные
6'2019
Пробелы в российском законодательстве
232 анонимные системы [10] пока недостаточно эффек- тивны.
Дело в том, что сбыт наркотиков в сети осуществля- ется, в том числе, с использованием таких механиз- мов, которые находятся вне правового регулирования, вне контроля государства. Новые технологии элек- тронной коммерции, а также теневые интернет- ресурсы позволяют распространителям наркотических средств обходить соответствующие нормы законода- тельства и использовать данные технологии и ресурсы для совершения преступлений.
Так, особые сложности у правоохранительных орга- нов не только России, но и зарубежных стран в выяв- лении и установлении лиц, причастных к организации сбыта наркотических средств бесконтактным спосо- бом, вызывает использование данными лицами с этой целью ресурсов анонимной интернет-сети DarkNet
(«Темная сеть»).
Особенностью этой сети является то, что сущест- вующие в ней сайты нельзя найти с помощью тради- ционных поисковых систем, например, Yandex или
Rambler.
Кроме того, практически невозможно устано- вить и пользователей DarkNet, поскольку сама органи- зация ее деятельности исключает определение места их нахождения.
Широко известным в этой связи стал сайт с ярким названием «Шелковый путь», который был размещен на Tor Hidden Services Dark Web в феврале 2011 года, а в 2013 году в ходе операции зарубежных правоохра- нителей был ликвидирован. Однако через месяц был запущен новый сайт Silk Road 2.0. После его ликвида- ции, спустя некоторое время, был запущен новый сайт с аналогичным названием.
Как отмечают зарубежные специалисты, хотя на данном сайте было довольно много предложений о продаже запрещенных в разных странах объектов
(речь, в частности, шла о торговле людьми, оружием и т.п.), однако самые востребованные категории товаров были связаны с наркотиками. При этом за два года своего существования «Шелковый путь» принес орга- низаторам двести миллионов долларов прибыли от незаконного сбыта наркотических средств. Например, один из распространителей по фамилии Дуч только за шесть месяцев распространил героин среди более чем
32 тыс.человек. По мнению зарубежных авторов, дея- тельность сайта «Шелковый путь» ярко демонстрирует факт миграции преступности из физического мира в
Интернет [11].
Конечно, данный сайт не является единственным ресурсом, через который распространяются в DarkNet наркотические средства. С целью мониторинга ситуа- ции зарубежные исследователи Оуэн и Сэвидж добро- вольно включили несколько компьютеров в сеть Tor.
Поставив сорок ретрансляторов по требованию сети
Tor, они затем разработали программу, которая авто- матически считывала веб-сайты скрытых сервисов Tor и искала ключевые слова, которые позволили бы классифицировать размещенные в DarkNet сайты. В течение шести месяцев Оуэн и Сэвидж классифици- ровали доступные им, но скрытые для обычных поль- зователей сети Интернет веб-сайты, и, в конечном итоге, обнаружили, что пятнадцать процентов сайтов, размещенных на скрытых сервисах Tor, используются для сбыта наркотиков [11].
При этом распространение наркотиков через DarkNet нередко предполагает их оплату с помощью пиринго- вой платежной системы с использованием криптова- люты биткоин. Как отмечается в этой связи в научной литературе, оплата любого товара криптовалютой в силу особенностей ее обращения практически делает невозможным установление участников транзакции, схемы оплаты наркотиков и, в целом, не оставляет следов. Это обеспечивает высокую степень конспира- ции и исключает выявление главных звеньев преступ- ной цепи [12, с. 84-87].
Криптовалюта определяется в научной литературе как «некоторый набор символов, знаков, содержащий- ся в информационной системе, при этом доступ к ин- формационной системе осуществляется с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интер- нет с использованием специального программного обеспечения» [13, с. 100-127].
Используемые для создания и обращения крипова- люты распределенные реестры, в том числе основан- ные на технологии блокчейн, предполагают децентра- лизованный характер функционирования и отсутствие зависимости от главного сервера. Поэтому участники распределенных реестров видят объект транзакции
(цифровой объект), но не знают, кто является субъек- том сделки, поскольку требование его идентификации отсутствует [14].
С одной стороны, такие реестры в силу отсутствия единого контролирующего центра рассматриваются в качестве безопасных, поскольку их участники не долж- ны полагаться на доверие к конкретному субъекту.
Они свободно передают друг другу цифровые объекты точно так же, как раньше они передавали золотые слитки или фиатные деньги без посредника [15, р. 1].
С другой стороны, возможность анонимного совер- шения транзакций в распределенных реестрах при- влекает, в том числе, и преступные сообщества. Тем более что особенностью данных реестров является и то, что они находятся вне контроля государства.
Таким образом, механизм распределенных реестров, будучи вне государственного регулирования, сам по себе может, по нашему мнению, использоваться для совершения разнообразных преступлений, в том числе для сбыта наркотических средств.
Полагаем, что оплата наркотиков может осуществ- ляться при этом не только криптовалютой, но и токе- нами, которые в качестве цифровых прав признаются в настоящее время объектами гражданских прав (ст.
128 ГК РФ).
В пояснительной записке к соответствующему зако- нопроекту о внесении изменений в ст. 128 ГК РФ [16] в качестве цифрового права (токена) называется сово- купность электронных данных (цифровой код), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав, в том числе «права на вещи, иное имущество, результа- ты работ, оказание услуг, исключительные права».
Иначе говоря, токен есть «цифровое обозначение права на объект права» [17, с. 16 – 30].
В некоторых зарубежных странах признаются так на- зываемые расчетные токены (payment tokens) как ана- логи криптовалюты, которые могут быть средством платежа только в отношениях с их эмитентом и ис- пользоваться для оплаты в будущем какого-либо про- дукта или услуги. В отношениях с третьими лицами они могут применяться для оплаты только в том слу- чае, если их признают в качестве средства платежа эти третьи лица. Выделяют также утилитарные токены
(utility tokens)
, которые обеспечивают цифровой доступ к приложению или службе. Наконец, существуют токе- ны как актив (asset tokens). В материальном мире они являются аналогом акций, бондов, деривативов. Вла- дельцы таких токенов приобретают, например, воз-
ОБОРОТ НОВЫХ ВИДОВ НАРКОСРЕДСТВ
Яцкина И.А.
233 можность получать дивиденды от доходов реального юридического лица [14].
Таким образом, наряду с криптовалютой токены по- сле признания их в России объектами имущественного оборота могут использоваться, в том числе, и в меха- низме сбыта наркотических средств. Тем более что условия для этого создаются самой организацией об- ращения данных цифровых прав в распределенных реестрах, а также анонимностью участников соответ- ствующей транзакции.
Необходимо отметить, что наряду с распределенны- ми реестрами преступники для сбыта наркотиков ис- пользуют и облачные сервисы. Этому способствуют следующие характеристики данных сервисов. Во- первых, свойство множественности, то есть реплика- ция содержащихся в них данных, когда зачастую зна- чительное количество их копий хранится на разных виртуальных ресурсах, нередко в различных юрисдик- циях.
Во-вторых, методы распределенного хранения, ши- роко используемые в облачных сервисах, такие как
«сегментирование» или «секционирование», означают, что данные, скорее всего, будут храниться в виде фрагментов на различных компьютерах, логически связанных и могущих быть собранными воедино по требованию.
В-третьих, принцип защищенности данных, когда об- лачный пользователь может передавать данные в за- щищенной форме, т.е. с использованием криптогра- фических методов, которые делают данные непро- зрачными для поставщика облачных услуг.
В-четвертых, сложности с идентификацией, когда в некоторых случаях невозможно установить непосред- ственную связь между данными в облачном сервисе, виртуальной идентичностью пользователя и реальным человеком.
Зарубежные специалисты отмечают в этой связи, что установление следов преступления, совершенного с использованием облачных сервисов в сети Интернет, для правоохранительных органов становится практи- чески невозможным [18].
Сказанное в целом позволяет прийти к выводу о том, что специфика способа совершения преступлений, связанных со сбытом наркотических средств через сеть Интернет, требует учета при совершенствовании методики расследования данных преступлений, в ча- стности, при выработке правил производства отдель- ных следственных действий и тактических операций.
Список литературы:
1.
Официальная информация МВД России о состоя- нии преступности (январь – сентябрь 2019 года). Ре- жим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/
1855 6721/ (дата обращения: 24.10.2019).
2.
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года
№ 683 «О Стратегии национальной безопасности Рос- сийской Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
3.
Драпезо Р.Г., Шелестюков В.Н. Особенности ис- пользования результатов оперативно-разыскного ме- роприятия «получение компьютерной информации» //
Российский следователь. 2018. № 9. С. 65 – 72.
4.
Белокобыльская О.И., Катков С.В. О проблемах выявления и раскрытия сбыта наркотических средств, совершенного бесконтактным способом // Российский следователь. 2019. № 6. С. 62-64.
5.
Морозов А.А. Актуальные вопросы противодейст- вия незаконному обороту аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ // Экс- перт-криминалист. 2014. № 4. С. 21-24.
6.
Александрова М.В. Методика расследования пре- ступлений, связанных с незаконным оборотом нарко- тических средств и психотропных веществ // Отечест- венная юриспруденция. 2017. № 10 (24) С. 52.
7.
Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.
2954.
8.
Торговченков В.И., Иванов С.А. Особенности пре- дупреждения бесконтактных способов сбыта наркоти- ческих веществ в Российской Федерации // Законы
России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 84-88.
9.
Статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных тех- нологиях и о защите информации» // Российская газе- та. 2006. № 165.
10.
Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 110-
ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода- тельные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 101.
11. Jardine E. A Continuum of Internet-Based Crime:
How the Effectiveness of Cybersecurity Policies Varies
Across Cybercrime Types [
Электронный ресурс] // Ре- жим доступа: https://ssrn.com/abstract=2704434 (дата обращения: 23.10.2019).
12.
Конин В.В. Новые особенности элементов крими- налистической характеристики контрабанды наркоти- ческих средств (на основе анализа материалов уго- ловного дела) // Современное право. 2018. № 5. С. 84-
87.
13.
Бычков А. Транзакции с криптоактивами и их пра- вовая защита // Новая бухгалтерия. 2018. № 4. С. 100-
127.
14. Gurrea-Mart
ínez A., Remolina N. The Law and Fi- nance of Initial Coin Offerings [
Электронный ресурс] //
Ibero-American Institute for Law and Finance Working Pa- per. 2018. No. 4.
Режим доступа: https://ssrn.com/abs- tract=3182261 (
дата обращения: 22.10.2019).
15. Fairfield J. BitProperty // Washington & Lee Legal
Studies Paper.
2014. No. 17. Рр. 1 – 78.
16.
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вто- рую и четвертую Гражданского кодекса Российской
Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
17.
Гузнов А., Михеева Л., Новоселова Л., Авакян Е.,
Савельев А., Судец И., Чубурков А., Соколов А., Ян- ковский Р., Сарбаш С. Цифровые активы в системе объектов гражданских прав // Закон. 2018. № 5. С. 16 –
30.
18. Walden I. Accessing Data in the Cloud: The Long
Arm of the Law Enforcement Agent [
Электронный ресурс] // Queen Mary School of Law Legal Studies Re- search Paper. 2011. No. 74/2011.
Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=1781067
(
дата обращения:
23.10.2019).
Статья прошла внешнее рецензирование;
рецензент – канд. юрид. наук, доцент С.П.Жданов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
оригинальность текста – 92,94%