Файл: 1. Классификация, виды, общая характеристика прав на зу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Классификация, виды, общая характеристика прав на ЗУ
Право собственности на землю – урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Формы и виды права собственности на земельные участки
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 212 ГК РФ также подтверждает, что в РФ признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако ни Конституция РФ, ни ГК РФ не раскрывают понятия иных форм собственности.
Российское земельное законодательство пошло еще дальше. Принятый в 2001г. Земельный кодекс РФ прямо указывает на существование в России только трех форм собственности на землю: частной, государственной и муниципальной.
Действующее земельное законодательство выделяет два вида права частной собственности:
-право собственности граждан;
-право собственности юридических лиц.
Кроме того, собственность может быть индивидуальной и общей. Общая собственность, в свою очередь, подразделяется на совместную и долевую (в случаях, когда определена доля каждого).
Ранее действующий Земельный кодекс РСФСР 1991г. устанавливал наличие в России государственной собственности на землю, собственности граждан и коллективной (в форме коллективной совместной или коллективно-долевой) собственности на земельные участки. Таким образом, право частной собственности на землю юридических лиц не признавалось. Земли колхозов и других негосударственных и других негосударственных сельскохозяйственных кооперативов этих предприятий с определением или без определения доли каждого работника.
-федеральная собственность на землю;
-государственная собственность на землю субъектов РФ.
Муниципальная собственность на землю можно представить в виде земель городов, поселков, сел и иных населенных пунктов.
2. Формы и виды права собственности на земельные участки. Разграничение гос собственности на землю
Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке). Содержание права собственности на землю. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Формы права собственности:
-
Владение земельным участком означает обладание им как своим. -
Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства. Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы. При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования. Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв. -
Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу. Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал КО и т. д.), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком и т. д.
Основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены ФЛ и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ФЗ не могут находиться в частной собственности. Право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности, в силу принудительного изъятия.
Виды собственности на землю:
-
Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные ФЛ и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. -
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности ФЛ, ЮЛ или МО. Государственной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. -
Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности МО.
Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.
13. Порядок разграничения государственной собственности на землю.
В соответсвии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
1) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и МО возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с ОГВ субъектов РФ, ОМСУ проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) подготовленные и согласованные с ОГВ субъектов РФ, ОМСУ перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и МО возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ;
3) сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и МО возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и МО возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
-
земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов, МО, земель обороны и безопасности (только федер собственность); -
земель с\х назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; -
фонда перераспределения земель (только собственность субъектов); -
земель запаса (если недвижимое имущество в собственности РФ, если на границах субъекта и МО);
3. Ограничение обороноспособности зем участков
Ограничения оборотоспособности земельных участков
Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами:
-
-
ограничение оборота земельных участков по объекту (ст. 27 ЗК РФ - перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков); -
ограничение оборота по субъектам; -
установление особого порядка совершения сделки.
-
Ограничение оборота земельных участков по объекту
Земельные участки, изъятые из оборота:
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст. 27 ЗК РФ):
-
государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса); -
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; -
зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; -
объектами организаций федеральной службы безопасности; -
объектами организаций органов государственной охраны; -
объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; -
объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; -
объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; -
воинскими и гражданскими захоронениями; -
инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Земельные участки, ограниченные в обороте
Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):
-
в пределах особо охраняемых природных территорий; -
из состава земель лесного фонда; -
в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; -
занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; -
предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; -
в границах закрытых административно-территориальных образований; -
предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; -
предоставленные для нужд связи (утратил силу с 1 марта 2015 г.); -
занятые объектами космической инфраструктуры; -
расположенные под объектами гидротехнических сооружений; -
предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; -
загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; -
расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; -
в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.