Файл: Дисциплина Основы философии Практическое задание 4 Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы философии

Практическое задание 4


Выполнил:

Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна

Преподаватель:

Чепрунова Дарья Владимировна


Задание 1 Составьте интеллект-карту статьи Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ»  (ссылка на статью)



Задание 2. Максимальное количество баллов – 3.

Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.

Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.

Примечания к заданию: Ответ эффективнее всего оформить в табличной форме.

В столбце «Наименование типа и формы мировоззрения» необходимо вписать наименования форм мировоззрения всех типов и классификаций (из теоретического лекционного материала). 

В столбце «Результаты самоанализа/Примеры» ставится отметка о наличии или отсутствии признаков анализируемого типа мировоззрения и, при наличии, приводятся примеры проявлений конкретного типа мировоззрения.

В столбце «Возможности и трудности  для личностного развития» необходимо дать оценку перспектив: как анализируемый тип мировоззрения позволяет человеку развиваться.

 

Примерная форма таблицы для оформления ответа на задание

Наименование типа и формы мировоззрения

Результаты самоанализа/Примеры

Возможности и трудности для личностного развития

Обыденное

Обыденное мировоззрение существует в форме здравого смысла, стихийных, традиционных представлений о мире

Примером моего обыденного мировоззрения будет следующий пример:

Накануне вылета в Сочи, Мчс прислал смс оповещение о смене погодных условий, надвигающийся тайфун. По новостям из СМИ узнали что в Сочи наводнение заполонило нашу туристическую деревню.

Благодаря здравого смысла моего разума, я останусь дома и отлично проведу время, обезопасив себя и друзей от неблагополучных погодных условий

 Из поколения в поколение нашими предками передавалась накопленная веками информация и бытие и других житейских историй.

Без информации о прошествии житейского знания нашему поколению было бы тяжелее, очень жаль что Наши страны Не Взаимствуют культуру и моменты упрощения человеческой жизни друг у друга

Религиозное

Религиозное мировоззрение связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выборе своей праведной истины, веры

Пример моего религиозного мировоззрения относится к православному Христианству, отталкиваясь на вероисповедание моей семьи и окружающего меня поколения. Бог – есть создатель мира нашего

 Человек может найти путь «внутреннего» спасения найдя истину в какой либо религиозной группе. Но не всегда Религия несет положительный характер, религиозное мировоззрение у каждого свое.

Филосовское

Философское мировоззрениевыступает в понятийной, категориальной форме, опирается на достижения наук, обладает определенной мерой логической доказательности.

Пример моего философского мировоззрения — это любовь к изучению психологии детей различного возраста. Психология детей выступает определенной наукой в моем рассуждении, а совокупность любви к ним помогает точно определить термин философское мировоззрение.

Для личностного развития в этой области мировоззрения нужны точные понятия и рассуждения самого понятия философии, в чем у многих людей не имеющего образования в этой области могут возникнуть трудности.

Научное

Научное мировоззрение – теоретическая модель мира, построенная на принципах рациональности, логичности, закономерности и т.д.

Пример моего научного мировоззрения заключается в следующем:

За модель жизни я возьму продуманную картину своей жизни, из которой сделаю несколько умозаключений в плане своей профессии, работать не имея знания в области науки о педагогики невозможно, отсюда возникает закономерность дальнейшего: учеба – получение профильных знаний – практика в виде жизненного опыта, все это приведет меня к конечной цели – трудоустройство по выбранному мною жизненного пути

Как научные, так и философские знания доказательны, они опираются на обоснованные аргументы, на теоретические методы исследования, логические инструментарий для обоснования сверх положений, стремятся выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.


Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.

Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.

Мировоззрение решает три основных вопроса:

  1. Отношения человека к миру в целом

  2. Познание и преобразование мира

  3. Общество в целом

Комплекс «донных отложений», о существовании которых люди часто не догадываются, но которые, тем не менее, оказывают косвенное, неявное воздействие на становление человеческой ментальности (архетипы коллективного бессознательного опыта, национально – этические особенности, национальный «космо-психо-логос», перинатальная психика)

Комплекс социальных детерминант (семья, школа, вуз, производство и т.п.) обладающий свойством прямого, непосредственного и наибольшего значения для данного процесса

СМИ, Интернет и другие виды коммуникации в глобальном пространстве

Самообразование и самовоспитание

Природно-климатические условия проживания.

Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.

Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.

Философское направление: позитивизм

Тезисы, основные идеи позитивизма

"знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь". Конт

Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.

Критический анализ

Позитивизм имел фундаментальное влияние на формирование научного мышления, отделил его от теологического, богословского и философского мышлений.

Научное мышление - способ познания и построения новых знаний, в её структуру входят:

1.Наблюдение фактов и измерение

2.Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного

3.Обобщение и формулирование гипотез, теорий

4.Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов



5. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента
К концу 19 века в научной среде стало понятно: основополагающие принципы учения Огюста Конта нужно пересмотреть. Поэтому с одной стороны возникло новое поколение позитивистов, так называемый махизм или эмпириокритицизм, а с другой – антипозитивистские идеи разных философов и историков.

Как так получилось, что в один момент возникает обновленный позитивизм и зарождается антипозитивизм? Все зависит от потребностей и главных целей каждого мировоззрения. Неопозитивизм – это продукт ума физиков, математиков, ученых из сферы точных наук. Они придерживались четкого понимания точной методологии эмпиризма и пытались сделать ее только лучше.

С другой стороны, антипозитивизм – это результат переосмысления и неудачных попыток создать методологию гуманитарных наук по принципу точных. Историки и философы, в основном воодушевленные немецким неокантианством, утверждали, что объективное знание о прошлом возможно. Но его не удастся получить по примеру точных наук, потому что история – это не эмпирическая наука, а наука о духе.

Наверное, единственной удачной попыткой создать позитивистскую историю, была концепция Леопольда фон Ранке. Согласно его мнению, историю можно писать, так как «она была на самом деле» (wie es eigentlich gewesen). Но новое поколение бунтарей, во главе которого был Вильгельм Дильтей (1833-1911), считало, что Ранке намеренно пренебрегал внутренним «я», возможностями мышления, и поэтому его анализ прошлого очень ограничен и недостоверен.

Таким образом, основываясь на идее, что история и общество – больше, чем только факты, на переломе 19 и 20 столетий возникает множество разных модерных течений в гуманитарных науках, основанных на спекулятивных методах осмысления и интерпретации фактов и их места в познании.

В истории философии нет четкого обозначения антипозитивистских течений. Единственным объединяющим элементом, проблемным полем, которое было общим для всех, была критика категорической роли эмпиризма в познании мира. Здесь главными направлениями можно назвать:

  • неорационализм;

  • структурализм;

  • понимающую социологию.

Возникновению всех новых направлений способствовал и дух времени – начало нового тысячелетия. Интеллектуальные кружки молодого поколения по всей Европе находились в ожидании прихода нового столетия. При всех возможностях социальной мобильности и технологических достижений 19 века молодежь начала переосмысливать философское наследие своих отцов.


Чего они искали? Прежде всего, самовыражения, которое нельзя было найти в рамках строгой эмпирической парадигмы позитивизма. Их бунт возник под влиянием философии Ницше и Бергсона, и главная их цель была не в достижении идеала, а в самовыражении.

Таким образом в истории философии возникло понятие «fin de siècle», которое стало решающим в формировании модерного мышления.

Для более четкого понимания того, против чего взбунтовалось молодое поколение, воспитанное на благах индустриального общества, мы рассмотрим три фундаментальные концепции философского познания, которые по-своему критиковали позитивизм.

Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.

Информация для выполнения задания: Требования к практической направленности получаемой информации в современном обществе существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности». 
Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов (от англ. check — проверка, а list — список). Чек-листы иногда называют контрольными списками.

Чек-лист – это список, позволяющий разбить сложную работу на небольшие задачи и по которому можно проверить их выполнение.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Цель обучения

Изучение дополнительной литературы

Выполнение тестовых и практических работа

Сдача итоговых тестов по пройденным дисциплинам

Ознакомления с правилами обучения

Закрепление знаний

Работа над ошибками

Аттестация

Изучение учебных дисциплин




Консультация у преподавателей в плане ошибок




Просмотр лекций




Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.

Задание: Современный мир предъявляет человеку новые  условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видеофрагмент  выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)


Приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке:

  1. численность населения мира переключается на горизонталь;

  2. внезапная смена парадигмы развития мира, к которому он шел миллион лет;

  3. мир не справляется со своим развитием;

  4. кризис современного развитого общества – проблемы уменьшения численности населения мира;

  5. проблемы распределения рабочей силы.

Почему именно эти темы считаются перспективными?

Данные темы напрямую связанны с окружающей нас средой, отсюда возникает проблема с демографией страны, если народа не хватает, падает и рабочая сила, переработки, утомление, вымирания и болезни. Увеличение плотности народонаселения и превышение экологодопустимых пределов совпало с началом кровопролитных войн в истории человечества. В дальнейшем для поддержания устойчивости переуплотненного в экологическом смысле общества начинают использоваться различного рода ограничения.

В настоящее время используют неэффективные решения борьбы с демографией населения. На мой взгляд хромает медицина, а именно некорректное распределение платной\бесплатной медицины. Главной причиной (если речь идет о глобальном измерении) возможной общепланетарной антропоэкологической катастрофы является увеличение антропогенного давления на биосферу, которое, несомненно, связано с количественным ростом народонаселения, а также с ростом его материальных (не духовных) потребностей, удовлетворение которых становится возможным только за счет как косного вещества планеты, так и биоты, ее потребления и, как следствие, разрушения, потери устойчивости биосферы.

Задание 7. Максимальное количество баллов – 3.

Задание: Практическая роль науки в современном мире резко возросла. Обыденный мир каждого человека полон технических изобретений. Проанализируйте технические инновации современной жизни человека, сформулировав аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Сделайте вывод о роли техники в жизни человека. 



За



Против

Упрощение труда человечества.



Ручной труд человека обесценивается, роботизация.



Повышение информатизации, мобильности.



Информационная война в СМИ, интернете.



Новые открытия в области различных наук.



Ухудшение состояния окружающей среды.