Файл: Базовые навыки пациентцентрированного консультирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Шпаргалка" по навыкам от приветствия до комментирования

ТЕМА: БАЗОВЫЕ НАВЫКИ ПАЦИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

«Приветствие и самопрезентация»

  • Поздороваться с пациентом

  • Познакомиться с пациентом и/или назвать пациента по имени

  • Представиться пациенту (имя и роль)

  • Установление зрительного контакта

 

«Соблюдение дистанции»

  • Изменение позы и соблюдение/принятие оптимальной дистанции для пациента

  • Забота о комфорте пациента

  • Доктор располагается так, чтобы, не вставая с места, мог дотянуться рукой до пациента

  • Одинаковый уровень зрительного контакта

 

«Управление интервью»

Навык 1. Сбор информации

Открытые – сформулированы так, чтобы было необходимо дать развернутый ответ:

Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?

Закрытые – предполагают однозначный ответ. Уже готовые гипотезы:

Вы состоите на учете? Вы принимали какие-нибудь лекарства ? Вы измеряете давление каждый день?

Альтернативные вопросы – разновидность закрытого вопроса, выбор из несколько гипотез:

Боли появляются до или после еды? Рассказать по телефону или прислать по почте?

Наводящие вопросы – разновидность закрытого вопроса, намекающий на предпочтительный ответ. Человек старается ответить так, как, ему кажется, он должен ответить.

Вы ведь измеряете давление каждый день?

Вы ведь соблюдаете диету, которую я вам назначил? Вы ведь не пропускали прием лекарств?



Навык 2. Активное выявление точки зрения пациента:

ПРОБЛЕМЫ –цель визита/обращения к врачу, не только жалобы

ИДЕИ – Понимание проблемы, причины заболевания/состояния

ОЖИДАНИЯ – что я жду от врача

ОПАСЕНИЯ – переживания/что меня ждет в худшем случае

ВОЗДЕЙСТВИЕ – как болезнь/состояние влияет на мою жизнь, что изменится в моей жизни


 

«Активное слушание»  - адекватные паузы

Врач прерывает пациента на 18 секунде его вступительного заявления

Реакция врача и, в частности, досрочное прерывание и перебивание пациентов во время их первоначального высказывания во время визита, специально отведенное для этого, препятствуетдальнейшему выявлению у пациента дополнительных проблем.

Beckman HB, Frankel RM. The effect of physician behavior on the collection of data. Ann Intern Med.1984; 101:692–6.

Если врач не прерывает пациента, то его монолог длится до 30 сек в ПМСП и до 90 сек во время консультаций узких специалистов

Langewitz W. Spontaneous talking time at start of consultation in outpatient clinic: cohort study. BMJ 2002; 325: 682–3.

Правило 90 секунд

-          большинство пациентов заканчивают рассказ менее чем за 90 секунд и расскажут почти 80% информации, которая Вам необходима.

 

«Активное слушание» - резюмирование и поощрение

  1. Поощрение: заинтересованность без оценки

«Угу...», «Это интересно...», «Пожалуйста, продолжайте...»

Резюмирование: краткое повторение того, что сказал пациент

  • Проблемы

  • Детали анамнеза

  • Идеи

  • Опасения

  • Ожидания

  • Вопрос для прояснения

«- Итак, у Вас после душа появились боль при глотании, кашель по ночам, температура до 38 градусов. Болеете 2 дня. Принимали аспирин без улучшения. Боитесь заразить ребенка. Вам необходимо открыть больничный. Я ничего не упустил? / Я Вас правильно понял?»

Цели резюмирования:

  • Сформировать у себя представление о проблемах пациента, вывести предварительный диагноз («внутреннее резюмирование»)

  • Показать пациенту, что он выслушан

  • Удостовериться, что Вы все правильно услышали и поняли

  • Дать пациенту возможность самому, со стороны, услышать свою проблему

  • Дать возможность пациенту добавить что-то, если он забыл, и исправить, если Вы его неправильно поняли

  • Следствие – доверие между врачом и пациентом, эффективный диагностический поиск

  • Конечная цель – правильный диагноз и  приверженность пациента лечению


 

«Управление речью»

  • Соответствующая интонация

  • Соответствующий темп речи

  • Модуляции голоса для выделения главных моментов

 

«Эмпатия»

Мнемоническая схема для демонстрации вербального компонента эмпатии – N.U.R.S.E (нянчить, обхаживать, сиделка/медсестра)

Например, рассмотрим случай с недавно диагностированным диабетиком, который выразил опасения по поводу его предстоящей выписки из больницы, сказав: «Не думаю, что я готов справляться со всем этим – постоянно проверять свою кровь и делать себе инъекции». Эмпатический ответ по данной схеме может выглядеть так:

Name – назвать или отзеркалить эмоцию -  “Вы выглядите обеспокоенным”

Understand  - понять эмоцию – «Это действительно большой стресс - узнать такое про свое здоровье»

Respect  - проявить уважение – «Сегодня Вы очень хорошо управились с тест-полосками и инъекциями инсулина»

Support  - поддержать – «Мы еще раз поработаем с Вами завтра утром и я скажу вашей приходящей медсестре, чтобы она пришла в четверг утром поработать с Вами»

Explore  - раскрыть эмоции подробнее – «Расскажите мне поподробнее, что Вас еще беспокоит по поводу поддержания уровня сахара дома»

Невербальный компонент эмпатии

Соответствующие словам, выражающим эмпатию:

  • Жесты

  • Выражение лица (мимика)

  • Поза

  • Взгляд

  • Дистанция

  • Прикосновение

 

«Комментирование»

  • Для обеспечения комфорта пациента и прозрачности интервью

  • Говорить, что, зачем и как будем делать – «я посмотрю Ваши лимфатические узлы, нет ли там воспаления, увеличены ли они»

  • Говорить, что делать пациенту – «поднимите руки, повернитесь, встаньте сюда»

  • Предупреждать о возможных неприятных ощущениях во время осмотра/манипуляций – «может быть немного неприятно»

  • Озвучиваем результаты осмотра –  «лимфатические узлы не увеличены, это говорит о том, что воспаления в них нет»