Файл: Реферат по дисциплине " Психология " На тему " Становление психики человека. Генетические и средовые основы поведения человека. Психика животных. Стадии и уровни психики в животном мире.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к местности, или интегративности всех составляющих взаимодействия со средой.
Огромное большинство признаков поведения характеризуется непрерывной изменчивостью, и подобные ряды нельзя подразделить на фенотипически дискретные классы. Такой характер фенотипической изменчивости можно объяснить одновременным действием большого числа генов в сочетании с фенотипическими отклонениями, которые вызываются влиянием средовых факторов.
Психика животных
Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.
Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.
Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.
Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.
К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.
Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:
-поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон,
дефекация и др.);
-комфортное поведение (уход за туловищем);
-оборонительное поведение, которое может быть выражено
соответствующей позой животного;
-половое поведение, связанное с размножением;
-групповое поведение;
-поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.
Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.
Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.
Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.
В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.
Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.
Стадии и уровни психики в животном мире.
Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, находящимся на низшем уровне этой стадии и обладающим лишь зачатками психики, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону либо благоприятных условий среды (положительные таксисы), либо в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Уже на этой стадии живые организмы способны к элементарным формам научения, т.е. формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с "наказанием" (повышенная температура, электрический ток). В результате инфузории, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на свет. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.
На стадии перцептивной психики животные отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находятся позвоночные, практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Согласно В. А. Вагнеру, инстинкты есть результат естественного отбора, что привело к высокой приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: добывание пищи, защита, размножение, забота о потомстве и т.д.
Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их "разумности". Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о "слепоте" инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему.
В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая - более подготовительная, поисковая, вторая - консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.
Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает, что у животного отсутствует возможность научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в его индивидуальном опыте, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. Согласно представлениям К. Э. Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.
Следующая стадия развития психики животных - стадия интеллекта - характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но также устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения, такие как "больше - меньше", "короче - длиннее", "реже - чаще", а также различать форму геометрических фигур и количественные отношения.
На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян.
Если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.
Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинного установления причин человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.
Список литературы
Список литературы.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/yaros01txt07.htm, М. Ярошевский «История психологии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект_животных
http://www.psychology.su/ - Журнал «Психология»
http://www.psychology.ru/ - Психология на русском языке. Библиотека.
http://www.psychologos.ru/ - Энциклопедия практической психологии
Журнал “Знание-власть” № 68, 1998. С. 3.
Огромное большинство признаков поведения характеризуется непрерывной изменчивостью, и подобные ряды нельзя подразделить на фенотипически дискретные классы. Такой характер фенотипической изменчивости можно объяснить одновременным действием большого числа генов в сочетании с фенотипическими отклонениями, которые вызываются влиянием средовых факторов.
Психика животных
Наука о психике животных называется зоопсихология, и само это определение подразумевает её наличие.
Принимается это утверждение не всеми исследователями и доказательство они сводят к тому, что человек, в процессе своего развития приобрел особые качества, каких лишены животные. Другая группа исследователей считает, что животные тоже наделены психикой, развивавшейся в процессе эволюции.
Животные отличаются от человека не по отсутствию психики, а по её особенностям. Первопричиной психического отражения является поведение. Именно психика направляет активность организма в нужном направлении взаимодействия со средой обитания.
Психика помогает животному ориентироваться в окружающем мире и строить свои отношения с элементами среды. Классификация форм поведения животных своего развития достигла в начале XX века.
К основным формам поведения животных И.П. Павлов относил врожденные элементы поведения – ориентировочные, оборонительные, пищевые, половые, родительские и детские.
Г. Темброк все формы поведения разделил на группы:
-поведение, связанное с обменом веществ (добывание пищи, сон,
дефекация и др.);
-комфортное поведение (уход за туловищем);
-оборонительное поведение, которое может быть выражено
соответствующей позой животного;
-половое поведение, связанное с размножением;
-групповое поведение;
-поведение, связанное с постройкой гнезд и убежищ.
Способны животные переживать как положительные, так и отрицательные эмоции, но не могут сочувствовать, сопереживать, испытывать наслаждение от красоты природы.
Мышление имеет тесную связь с речью, но у животных это сигналы по поводу своего эмоционального состояния.
Деятельность животного связана с биологической потребностью и остается в пределах природных инстинктов. Ограниченными являются и возможности психического отражения действительности, которая их окружает. Они не могут выполнять коллективных действий и не оказывают помощь друг другу. Правда, надо сказать что есть исключения, например, стайное поведение волков – они оказывают помощь друг другу при нападении на добычу. Такое же поведение наблюдается у шакалов и гиен.
В охоте на добычу реальную помощь оказывают львы, обеспечивая безопасность детенышей и самок.
Интерес вызывает поведение мелких млекопитающих – они образуют организованные колонии, что дает возможность успешно спасаться от хищников, суть заключается в том, выставленный дежурный при виде опасности издает резкий звук, предупреждая сородичей, таким образом, об опасности. Интересным фактом является то, что звук говорит о том, от кого исходит опасность. Таким образом, животные используют информацию, приобретенную ими в процессе жизнедеятельности.
Стадии и уровни психики в животном мире.
Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, находящимся на низшем уровне этой стадии и обладающим лишь зачатками психики, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону либо благоприятных условий среды (положительные таксисы), либо в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Уже на этой стадии живые организмы способны к элементарным формам научения, т.е. формированию условных реакций. В ряде опытов сосуд, в котором находились инфузории туфельки, был поделен на две части. Одна часть была освещена, а другая нет, при этом свет сочетался с "наказанием" (повышенная температура, электрический ток). В результате инфузории, ранее безразличные к характеру освещения, начинали предпочитать безопасную часть сосуда даже в отсутствие отрицательных подкреплений, ориентируясь только на свет. С возрастанием уровня филогенетического развития происходит усложнение поведения. У червей и моллюсков появляются целые цепочки врожденных таксисов.
На стадии перцептивной психики животные отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находятся позвоночные, практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т.е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Согласно В. А. Вагнеру, инстинкты есть результат естественного отбора, что привело к высокой приспособленности инстинктивного поведения во всех сферах жизни животного: добывание пищи, защита, размножение, забота о потомстве и т.д.
Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их "разумности". Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о "слепоте" инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему.
В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая - более подготовительная, поисковая, вторая - консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.
Преобладание врожденных инстинктивных форм поведения на данной стадии развития психики не означает, что у животного отсутствует возможность научения. Многие инстинктивные акты окончательно формируются в его индивидуальном опыте, что обеспечивает приспособление инстинктивного действия к условиям среды. Конечно, пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной вариативностью. По существу, всякое действие животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных элементов поведения. Согласно представлениям К. Э. Фабри, на стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животного: чем выше стоит животное на филогенетической лестнице, тем сложнее навыки и легче их выработка.
Следующая стадия развития психики животных - стадия интеллекта - характеризуется еще более сложным отражением действительности, которое заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но также устанавливать отношения между предметами. Высшие животные способны устанавливать достаточно сложные отношения, такие как "больше - меньше", "короче - длиннее", "реже - чаще", а также различать форму геометрических фигур и количественные отношения.
На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян.
Если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.
Заключение.
Итак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинного установления причин человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении.
Список литературы
Список литературы.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/yaros01txt07.htm, М. Ярошевский «История психологии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект_животных
http://www.psychology.su/ - Журнал «Психология»
http://www.psychology.ru/ - Психология на русском языке. Библиотека.
http://www.psychologos.ru/ - Энциклопедия практической психологии
Журнал “Знание-власть” № 68, 1998. С. 3.