Файл: 1 Описание ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ситуация 1. На уроке учитель предложил работу в паре. Но с Катей никто не хотел работать, все отказались. На вопрос учителя «Почему вы не хотите работать с Катей?» Оксана сказала, что про неё в столовой сняли ролик и выложили в интернете.

Анализ педагогической ситуации.

1.1. Описание ситуации. В данной ситуации описан социально-психологический конфликт между девочкой и одноклассниками, являющийся по своей характеристике началом буллинга в классе на основе игнорирования, насмешек и унижения. Кибербуллинг – распространённое явление в школьной среде, особенно, этим занимаются девочки. Определяют эту ситуацию противоречия между индивидуальными особенностями девочки, отличающей её от всех, с одной стороны, и принятием этой индивидуальности одноклассниками, с другой.

1.2. Причиной сложившейся ситуации насмешек и отторжения девочки стало проявление и результат одной из форм насилия в школе – кибербуллинга. Эта форма взаимоотношений является осознанно организованной, негативной и подавляющей личность ребёнка. Как видим, последствия разрушающе подействовали на ребёнка – он стал объектом насмешек и жестокости детей, отвергнутым даже в учебном взаимодействии.

1.3. На основе этого противоречия сформулируем проблему: как учителю предотвратить развитие травли девочки?

1. Педагогические задачи учителя, следующие:

1. Включить девочку в учебную работу, не прерывая урок.

2. Создать для ребёнка ситуацию успеха, чтобы показать её лучшие стороны.

3. Решить социально-психологический конфликт зарождения буллинга в классе с привлечением родителей.

Причины возникновения конфликта можно разделить на группы:

Социальные причины: недостаточно гуманные отношения в детском коллективе, которые сложились из-за недостаточной работы педагога по сплочению детей с первого класса
; дети переносят отношения к другим людям из семьи, отношения подавления и насмешек типичны для данного класса; месть из-за превосходства девочки перед другими.

Психологические причины: дети самоутверждаются таким образом, через подавление и унижение другого; зависть; девочка испытывает чувство неполноценности, неуверенности и другие дети используют это для травли, видя в девочке жертву; проявление потребности в подавлении других, жестокость как чувство; проявление антипатии к девочке.

Педагогические причины: низкий уровень воспитанности детей класса, недостаточно сформировано чувство коллективизма у детей, не воспитано чувство принятия другого человека таким, каков он есть.

Чтобы решить эту ситуацию, педагог может выбрать несколько путей:

1) В ситуации «здесь и сейчас»: раз никто не хочет работать в паре с девочкой, учитель может поручить ей быть своим помощником и оценивать работы всех пар, тем самым продолжив урок и не заостряя внимания на случившемся;

2) Дать девочке задание индивидуальное, но такое, чтобы оно было ею выполнено успешно, а затем при всех похвалить её, показав её способность быть не хуже других;

3) На перспективу: провести классный час с приглашением участкового полицейского, который расскажет об уголовной ответственности за кибербуллинг и выкладывание в ИНтернете видео без согласия лица, в нём заснятого.

4) Проводить с детьми ряд тренингов, с приглашением психолога и социального педагога на укрепление межличностных отношений и гуманизацию этих отношений, формирование толерантности.

5) Обязательно провести с родителями родительское собрание по ситуации в классе, обсудить это явление с родителями, не называя фамилий детей, организовать обучающие интерактивы по формированию грамотного и безопасного поведения в социальных сетях, об ответственности за снятие и выкладывание видео и фото в соцсетях и способах воспитания умения принятия другого человека с его индивидуальными особенностями.



6) Педагогу поощрять и культивировать проявления дружбы и внимательности, уважения и заботы, взаимопомощи, взаимовыручке детей друг к другу как основы отношений в коллективе.

Прогнозирование успешности путей решения ситуации основано на том, что психика детей ещё гибкая, эмоциональная сфера управляема, и если применять продуктивные методы влияния на сознание, чувства ребёнка, постоянно ставить детей в ситуацию сотрудничества, заботы друг о друге, упражнять детей в хороших поступках, то можно корректировать нежелательные проявления поведения. Тем более, в сотрудничестве с родителями это может привести к более высоким результатам. Шалва Александрович Амонашвили советовал родителям: «Главная цель — воспитать благородного и великодушного человека. Материальный достаток, карьерный рост и благополучие в семье - не единственные составляющие счастья. Но если родители смогут воспитать благородного человека с большой душой, он не пропадет, даже если вы не оставите ему наследства. Сделать это под силу только на собственном примере: подарите другому улыбку, нужную вещь, радостную новость, сделайте хороший поступок — именно так проявляется великодушие. Воспитание станет полным, если в нем будут переплетаться величие и привлекательность духовного и нравственного. Беседы с детьми на такие темы помогают им понять многие важные вещи, это озаряет их мир».

Ситуация 2. Учитель обратился с просьбой к ученику, а он ответил: «А что мне за это будет? Родители меня всегда поощряли».

1. Описание ситуации. В ситуации речь идёт о позиции ученика, основанной на получении поощрения после выполнения просьбы учителя.

Бескорыстность в структуре личности ребёнка заложена с раннего детства. И только опыт отношений с окружающими, сформированный под влиянием родителей, отрицательного примера, может обесценить это качество и сформировать другое, корыстное отношение, желание извлечь собственную выгоду из помощи окружающим. Но чаще всего, причиной такого отношения является
неправильное применение метода требования, выступающего в форме требования-подкупа: «Если ты сделаешь то-то или то-то, то получишь вознаграждение». Порой родители, приобщая ребёнка к домашнему труду, оплачивают услугу деньгами, в более раннем возрасте – тоже за съеденную тарелку каши ребёнку разрешают съесть конфетку, убрал игрушки за собой-можешь поиграть в игру на планшете. Ребёнок привыкает выполнять просьбы не за так, а за что-то, за поощрение. Это взаимовыгодные «товарно-денежные» отношения являются быстрым способом получить родителями от ребёнка желаемое, но вместе с тем, вредят самому ребёнку, формируя в его отношениях желание извлечь корысть, выгоду за оказание помощи другим. Этот метод является непедагогичным и вредным.

Таким образом, мы обнаруживаем противоречие между нормой уважительного отношения ученика к просьбам окружающих и сформированным опытом небескорыстного поведения ребёнка. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: как сформировать у обучающегося бескорыстное отношение к окружающим?

Причинами такого отношения могли быть:

1. Психологические: ребёнок эмоционально зависим от удовлетворения от получения выгоды после своих поступков; ученик демонстрирует жадность как черту характера; ребёнок чувствует свою значимость, если получает что-то взамен своему поступку.

2. Педагогические: низкий уровень воспитанности у ребёнка; ошибки семейного воспитания, отрицательный опыт небескорыстных отношений в семье, принятый ребёнком за образец и перенесённый им в свою систему отношений; недооценка и неосмысленная важность бескорыстного отношения к людям.

3. Социальные: приоритет потребительского отношения к взаимодействию с окружающими; просьбы других людей принимаются как источник собственной выгоды; направленность личности на себя.

Решение этой ситуации возможно следующими путями:

1. В ситуации «здесь и сейчас». Учитель услышал ответ ребёнка и предложил ему


альтернативу его поведения: «Ну что ж, это родители тебя поощряют. А ты теперь попробуй сделать доброе дело для других бескорыстно. Это гораздо интереснее. Попробуем? Давай! А потом скажешь, понравилось тебе так поступать или нет». После выполнения просьбы ребёнком «просто так» учитель поблагодарит мальчика, скажет, как приятно, что он сумел ему помочь, он показал, что он отзывчивый и заботливый. И что добро обязательно ему вернётся. Нужно добиться, чтобы ребёнок всё же просьбу выполнит просто так. Поставив его в ситуацию успеха, учитель покажет, что можно получать удовольствие не только от материального поощрения, но и от того, что ты проявил заботу о другом.

2. На перспективу: провести с детьми цикл занятий о бескорыстной помощи другим, прочитав и обсудив детские произведения «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Цветик-семицветик», «Доктор Айболит», сказку А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. Сутеева «Палочка-выручалочка» и др.

3. Обязательно обсудить эту проблему с родителями на родительском собрании с проведением обучающего интерактива по формированию бескорыстного отношения детей к просьбам и обучению родителей педагогически правильному поведению с детьми в ситуации предъявления требований, поощрения и материального стимулирования.

Главную идею для родительского собрания можно сформулировать по высказыванию СимОна (не Семёна, а Симона – это еврей) Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни», а бескорыстное отношение, уважительное отношение к людям – это черта нравственная.