Файл: Лекция. Тема Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ ноо, ооо, соо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета ОО.
Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по:
- оценке читательской и цифровой грамотности;
-сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Формы оценки для проверки:
- читательской грамотности – письменная работа на межпредметной основе;
- цифровой грамотности
– практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
- сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года.
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно- познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
Результатом проекта является одна из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие);

- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту.
Критерии оценки проекта:
- сформированность познавательных УУД: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других.
- сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных УУД: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных УУД: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатываются ОО.
Особенности оценки предметных результатов обучающихся.
Объект оценки – достижение обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам.


Для оценки используются обобщенные критерии:
- «знание и понимание» включает: знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах; знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов;
-«функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций;
- «применение» включает использование: изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля.
Система заданий при проведении контрольно-оценочных процедур должна:
- значительно активизировать организацию индивидуальной работы с обучающимися;
- повышать мотивацию обучающихся к достижению более высоких достижений в учебном процессе;
- актуализировать разработку и использование учебных и диагностических заданий и работ разной сложности.
Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному
предмету фиксируются в приложении к ООП НОО, ООО, СОО.
Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету должно включать:
- список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая); устно
(письменно), практика);
- требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости – с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры);
- график контрольных мероприятий.
Оценочная деятельность в общеобразовательной организации.
Основные направления и цели оценочной деятельности в ОО:
- оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;
- оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур;
- оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
- стартовую диагностику;
- текущую и тематическую оценку;
- портфолио;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
- независимую оценку качества образования;


- мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами ОО (положением).
Текущая оценка – процедура оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета.
Объект текущей оценки – тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
Текущая оценка может быть:
- формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность);
- диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении.
В текущей оценке используются различные формы и методы проверки с учётом особенностей учебного предмета: устные и письменные опросы; практические, творческие работы; индивидуальные и групповые формы; само- и взаимооценка; рефлексия; листы продвижения и другие.
Тематическая оценка – процедура оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету.
Промежуточная аттестация - процедура аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода.
Комплексные
(диагностические)
работы
– оценка достижения обучающимися предметных и метапредметных образовательных результатов.
Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровнях НОО, ООО,
СОО.
Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов).

Стартовая диагностика проводится в начале 1 класса и выступает как основа
(точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом.
Стартовые диагностики проводится в начале 5 класса, 10 класса: и выступают как основы (точки отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся.
Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково- символическими средствами, логическими операциями.
Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.
Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры:
- стартовая диагностика;
- оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
- оценка уровня функциональной грамотности;
- оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника.


Установленная ФГОС общего образования система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях.
Принципиально важным положением организации системы оценки является выход за рамки контроля знаний. Ее важнейшей функцией становится ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, обеспечение на этой основе эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Это, в свою очередь, предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих обучающихся.
Единым механизмом управления качеством образовательных результатов является ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке.