Файл: Формирование у дошкольников представлений о форме Форма есть внешнее очертание предмета.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование у дошкольников представлений о форме
Форма есть внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура-это эталон для определения формы предмета. Геометрическая фигура - множество точек на поверхности (зачастую на плоскости), которое образует конечное количество линий.
Особенности восприятия детьми геометрических фигур
Исследования психолога С.Н.Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление.
В2,3года дети опредмечивают геометрические фигуры, так как они в их опыте представлена нераздельно с предметами, не абстрагированы.
Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка, как некоторый предмет-квадрат это платочек, кармашек; треугольник крыша; круг колесо, мячик; два круга рядом очки; несколько кругов рядомбусики и т.п.
В3 года опредмечивание геометрической фигуры возникает только при столкновении ребёнка с незнакомой фигурой-цилиндр это ведро, стаканчик. В 3,4 года ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом-про квадрат говорит «это как платочек». В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник) учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, в их речи появляются слова (квадрат, круг, квадратный, треугольный и т.д.)
-
Физиологические и психологические и механизмы восприятия формы (работа с аудиторией).
Развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного воспитания ребенка (А. М. Леушина). Познание формы предмета осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.
Этапы восприятия формы:
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как существенного признака).
II. (4—5 лет). Знакомство с эталонами (распознавание, называние геометрических фигур и некоторых их свойств).
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:
• в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании форм окружающих предметов;
• в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно геометрического материала).
Этапы восприятия геометрических фигур:
I.В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки (называют их именами предметов: цилиндр – стаканом, столбиком, треугольник – крышей и т. п.).
II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а сравнивают фигуры с предметами (цилиндр – как стакан, шар похож на мячик и т. п.).
III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный, пуговица круглая и т. д.).
Задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном. (Л. А. Венгер). В дальнейшем необходимо сосредотачивать внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур (Т. Игнатьева).
Этапы восприятия свойств геометрических фигур:
I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.
II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения между ними (у квадрата все стороны равны по длине).
III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).
Переход от одного уровня к другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения (А. М. Пышкало, А. А. Столяр). Отсутствие обучения тормозит развитие.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями.
Во-первых, с позиции сенсорного развития, которая заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного) при этом развиваются восприятие
, наблюдательность, глазомер.
Во-вторых, с позиции геометрии, когда дети познают особенности, свойства фигур, знакомятся с понятием «угол», «вершина», «сторона», учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах.
Третий подход заключается в использовании теории Ф.Фрёбеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость, т.е- через познание объемных форм идти к познанию плоскостных: шар- круг, куб- квадрат, конус- круг, треугольник; параллелепипед- прямоугольник, квадрат и т.д.Например, из картона сделать развернутый кубик, разрезать одну сторону кубика и показать, что получился квадрат. Был один кубик — стало много квадратов. Так же показываем на призме, как получаются треугольники и прямоугольники, а получение круга — на полу шаре. Делаем вывод, например, из большого куба получаются большие квадраты, а из маленького — маленькие.
Механизмы восприятия формы:
Ранний возраст: хватание предметов и манипуляция с ними. Второй год жизни: обследование предмета (направленные действия).
Третий-четвертый годы жизни:ощупывательные движения ладошкой, взгляд падает по центру предмета (для обследования формы используем осязательно-двигательный путь).
Пятый-шестой годы жизни:ощупывают предмет обеими руками.
К семи годам: последовательно прослеживают кончиками пальцев весь контур фигуры, обследуют контур предмета глазами.
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах
• Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
• Развиваются умственные операции: анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»); синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);
обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб – это четырехугольники»);
классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
Расширяется и обогащается словарь.
• Развивается сенсорика и мелкая моторика.
• Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
• Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
• Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
Методика формирования представлений и понятий о форме
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения.
Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др.
Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др.
Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»...
Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.
Последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая).
1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.
2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.
3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры.
4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.
5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.
6.Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.).
7.Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.
Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру).
Воспитатель учит детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру
Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
В каждой возрастной группе методика ознакомления с геометрическими фигурами имеет свои особенности.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
(По программе «От рождения до школы».)
От 1 года до 1 года 6 месяцев. Учить и совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками.
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным).
Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар .
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.