Файл: Урок (89 кл.) Всероссийский профориентационный.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всероссийский профориентационный урок (8-9 кл.)




ВСЕРОССИЙСКИЙ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ

ОНЛАЙН-УРОК

ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Урок знакомит учащихся с разнообразием направлений профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов профессионального самоопределения. На уроке раскрываются существующие профессиональные направления, варианты получения профессионального образования (уровни образования). Каждому компоненту посвящен отдельный блок урока, в рамках которого обучающиеся обмениваются мнениями, смотрят видеоролики, выполняют практические задания.

Вопросы, которые ставятся перед обучающимся:

  • Что такое профессия? 

  • Насколько разнообразен мир профессий? 

  • Какие существуют профессиональные направления? 

  • Как выбрать соответствующий профессиональным запросам уровень образования?


ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ




  • Актуализация процессов профессионального самоопределения.

  • Информирование школьников о видах профессионального образования (ВО/СПО).

  • Помощь школьникам в соотношении личных качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.

ПОДГОТОВКА
К УРОКУ



  • Посмотрите вебинары:

- «Профориентационная неделя: методология проведения Всероссийских профориентационных уроков» познакомит с общей концепцией, структурой и организационными особенностями проведения уроков.

- «Практикум по проведению Всероссийских профориентационных уроков: разбор сценарных планов (6-7, 8-9, 10-11 классы)».

  • Изучите все материалы к уроку (план проведения, дидактические материалы и др.)

  • Организуйте образовательное пространство для проведения урока. Рекомендуем воспользоваться нестандартной рассадкой, например, см.схему №1. Данная схема носит рекомендательный характер. Вы можете организовать пространство на своё усмотрение, ориентируясь на организационные и технические возможности.




Схема №1. Рекомендуемая рассадка




  • Скачайте заранее все материалы к уроку на рабочий компьютер (видеоматериал, презентацию и др.), проверьте, чтобы все материалы открывались корректно.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



Информационное и техническое обеспечение



  • Видеоматериалы, презентационные и раздаточные материалы.

  • Технические средства обучения (для воспроизведения видеоматериала и презентационного материала): компьютер (ноутбук), проектор, экран, колонки или плазменная панель.

  • Флипчарт или доска (магнитная, мелованная или др.).

  • Фломастеры и/или мел.

СТРУКТУРА УРОКА


  • Вступительное слово

  • Основное содержание

  • Подведение итогов. Рефлексия




П ЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПЕДАГОГА
1 МИНУТА


СПРАВКА:

Для вашего удобства правила работы группы представлены в дидактических материалах (далее – ДМ). Их можно открыть в презентации, разместить или записать на доске.


Здравствуйте, ребята. Мы с вами участники масштабного Всероссийского проекта «Билет в будущее». Проект помогает школьникам лучше узнать свои интересы, склонности, раскрыть возможности и знакомит с профессиями.

Сегодня поговорим о том, кем бы вы хотели стать в будущем. Эта тема, конечно, займёт у вас намного больше времени, чем один урок.

Сегодня на уроке мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока:

  • Активность. Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим, слушаем, обсуждаем и предлагаем.

  • Уважение. Внимательно слушаем, даем возможность сказать каждому то, что он хочет. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

  • Доверие. Говорим то, что чувствуем, не боимся делиться своими размышлениями и результатами.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
38 МИНУТ
(из них ВИДЕО 11:12 мин)

СПРАВКА:

Педагог фиксирует направления на доске или демонстрирует в презентации.

СПРАВКА:

Бланк Анкеты-подсказки №1 представлен в ДМ. Распечатайте заранее анкету-подсказку для каждого обучающегося и разложите на местах (или раздайте во время урока).

СПРАВКА: краткое содержание видеоролика

Персонаж по имени Никита рассказывает о том, как стал сельским фельдшером, какие шаги, начиная со школьных времён, привели его к любимому делу жизни.

СПРАВКА: краткое содержание видеоролика

Четверо героев (Иван, Диана, Артур, Алексей) коротко рассказывают о себе и своих интересах так, как они сами видят себя. В конце ролика появится инфографика, на которой будут зафиксированы интересы детей.

СПРАВКА: краткое содержание видеоролика

Видеосюжет состоит из двух роликов:

  1. «Знакомство и консультация у специалиста-профориентолога»

Герои заранее прошли тесты и вместе с родителями общаются со специалистом по профориентации. В ходе беседы расширяется список интересов детей, обсуждаются личные качества, которые не менее важны для выбора подходящего профиля и профессии. Ролик заканчивается инфографикой (таблицей): способности и достижения + личностные черты.

  1. Ролик «Подходящие профессии»

На основании собранных данных специалист предлагает каждому из наших героев рассмотреть профессии в рамках четырёх направлений. Иван – естественнонаучное, Диана – социально-гуманитарное, Артур – финансово-экономическое, Алексей – техническое.
Ролик заканчивается инфографикой (таблицей): направления и подходящие профессии.


СПРАВКА:

Для наглядности результаты представлены в презентации.

Педагог возвращается к тексту, зафиксированному на доске в начале урока, и напротив профилей фиксирует буквы:

- Естественнонаучный – А

- Технологический – Б

- Социально-гуманитарный – В

- Экономический – Г

СПРАВКА: краткое содержание видеоролика

После того, как наши герои распределились по направлениям и обсудили варианты будущих профессий, важно было понять, насколько подобранные «в теории» профессии, понравятся им в реальности. Для этого каждый из них отправляется поближе познакомиться с направлением и попробовать себя «в деле». Иван пробует свои силы в качестве химика, Диана – специалиста по пиару, Артур знакомится с успешными предпринимателями, а Алексей проводит эксперимент в области ядерной физики.

СПРАВКА:

Бланк Анкеты-подсказки №2 представлен в ДМ. Распечатайте заранее анкету-подсказку для каждого обучающегося и разложите на местах (или раздайте во время урока).

СПРАВКА: краткое содержание видеоролика

Информационный ролик, рассказывающий обо всех видах образования в нашей стране: общее, профессиональное, дополнительное. Чем они отличаются, как связаны друг с другом и какие существуют траектории.
СПРАВКА:

Для наглядности результаты представлены в презентации.


Приближается время, когда вам придется принять одно из первых взрослых решений: остаться в школе до 11 класса или шагнуть в профессиональную жизнь после окончания 9-го. И поэтому в любом случае уже сейчас пора всерьез задуматься, какое образование вы собираетесь получать. Мир профессий меняется вместе с нашим миром. Какие-то специальности исчезают за ненадобностью, какие-то трансформируются или появляются совсем новые.
Чтобы найти любимое дело, нужно в первую очередь заглянуть в самих себя, понять, какие у вас есть интересы, способности и возможности. А ещё – разобраться, где можно научиться профессии, какие образование и компетенции для этого необходимы. Обо всём этом вы сегодня узнаете чуть больше. И начнём мы разговор с направлений, которые объединяют различные профессии.
По приблизительным подсчётам на Земле существует около 50 тысяч профессий. Согласитесь, это много. Однако большинство специальностей можно объединить в профессиональные направления. В зависимости от того, какими качествами обладает человек, какие предметы ему лучше даются и чем ему интереснее всего заниматься, можно выделить 4 основных направления:

  • Естественнонаучное

  • Технологическое

  • Социально-гуманитарное

  • Экономическое


А что же означают эти направления? Сегодня мы с вами это обязательно разберем.

Важно отметить и то, что многие профессии находятся на стыке двух, а бывает, что и большего количества направлений. Как определить своё? Есть множество разных полезных инструментов, которые могут в этом деле помочь, и прямо сейчас предлагаю вам заполнить небольшую анкету-подсказку.

//// АНКЕТА-ПОДСКАЗКА №1 ////

Для начала давайте обратимся к анкете-подсказке, которая у каждого находится на столе. В анкете-подсказке есть 4 вопроса и 4 варианта ответа (А, Б, В, Г). Вам нужно в каждом вопросе выбрать только одну наиболее подходящую для себя группу ответов. Например, 1 вопрос:

Какая группа школьных предметов кажется тебе наиболее привлекательной?
Вариант А: Биология, Химия, География

Вариант Б: Математика, Физика Информатика

Вариант В: Литература, История, Русский и иностранные языки

Вариант Г: Математика, Обществознание, Английский язык

Выберите только одну группу предметов, наиболее для вас подходящую, отметив А, Б, В или Г.

Так же отвечаем на следующие вопросы.
Итак, ребята, все заполнили свои анкеты-подсказки. В конце урока мы узнаем ваши результаты. Помимо анкеты, мы пройдем с вами тестирование. Тест мы будем проходить на следующем уроке, а рекомендации вы получите в своих личных кабинетах и по желанию поделитесь/обсудите их со своими друзьями, родителями.
У каждого человека есть свой собственный путь в профессию. Важный шаг – это самоопределение. Давайте посмотрим пример того, как это бывает.
//// ВИДЕОРОЛИК

«Как найти профессию. сельский фельдшер» /////
Запустите видеоролик. Поставьте на паузу после окончания.

Важно! Видеоматериал представлен единым файлом, вам необходимо ставить на паузу видео после его завершения.
Конечно, это одна из множества историй о том, как можно найти своё дело. Ведь каждый сам выбирает свой путь. Кому-то помогает случай, кто-то идёт по стопам родных, кто-то долго ищет и находит любимое дело. Но чем раньше вы задумаетесь об этом – тем больше шансов на успех. Итак, вы обратили внимание, какие шаги сделал Никита, чтобы стать фельдшером?
Диалог: Ответы 1-2 учеников (Определил свои интересы и сильные стороны, помогал фельдшеру, получил образование).
Мы с вами постараемся разобраться, как действовать, выбирая профессию: как определить направление, в котором вы хотите работать, и какое профессиональное образование нужно для этого получить. И делать мы это будем вместе с четырьмя вашими ровесниками. Ведь они, как и вы, стоят перед важным выбором в жизни. Внимание на экран.

//// ВИДЕОРОЛИК «знакомство» /////

Запустите видеоролик. Поставьте на паузу после окончания сюжета.
Смотрите, какие разные интересы у ребят. Может быть, вы узнаете в них себя? Наверняка и у вас тоже есть самые разнообразные увлечения, интересы, возможности. Но что выбрать?

Посмотрите на ваши интересы, подумайте, какие школьные предметы у вас самые любимые, вспомните, какие кружки и дополнительные занятия вы посещаете, каких результатов вы там добились.
Всё это поможет вам с выбором дела жизни.

А теперь давайте посмотрим, как проходили тест по профориентации наши ребята из ролика – Иван, Диана, Алексей и Артур тоже ответили на подобные вопросы. В ролике ребята не только прошли тест, но и приехали вместе с родителями на встречу к профконсультанту – специалисту, который помогает выбрать профессию.
//// ВИДЕОРОЛИКИ

«знакомство и консультация у специалиста-профориентолога» /

«ПОДХОДЯЩИЕ ПРОФЕССИИ» ////

Запустите видеоролик. Поставьте на паузу после окончания сюжета.
Ну что, ребята, мы познакомились с нашими героями. Все они очень разные так же, как и вы. У всех нас свои любимые предметы, интересы, свои склонности и увлечения. Важно об этом задумываться, размышлять, анализировать, обсуждать. Давайте обратимся к нашей анкете-подсказке, которую мы заполняли в начале урока. Чтобы понять, какое направление вам ближе, давайте посчитаем, сколько у вас вариантов ответов А, Б, В и Г.
//// РЕЗУЛЬТАТЫ

АНКЕТЫ-ПОДСКАЗКИ №1 ////
У кого из вас ребята, в первом вопросе ответ А – для вас более привлекательны такие предметы, как Биология, Химия, География – поднимите руки.

А у кого вариант Б: Математика, Физика Информатика? Так интересно. А кто из вас выбрал вариант В: Литература, История, Русский и Иностранные языки? У кого вариант Г: Математика, Обществознание, Английский язык?

Так, очень интересно! Ребята, посчитайте, сколько у вас вариантов ответов А, Б, В и Г.

Результаты анкеты-подсказки:

Давайте, обсудим результаты (интерпретация для педагога):

Три или четыре одинаковых буквы (например, АААА, АААГ)

Вероятно, у вас ярко выраженный интерес к определенному направлению. Это здорово! Наверное, вы уже довольно определившиеся люди. Но присмотритесь и к другим направлениям, вдруг вы упускаете что-то? Многие профессии находятся на стыке направлений.

По одной букве в каждом столбце (или в одном столбце две, в остальных не более одной буквы, например, АББГ, АББВ)

Вероятно, вас пока ничего не привлекает определённо. Может быть, вам интересно попробовать всё! Чтобы освоить что-то хорошо, нужно на этом сосредоточиться. Например, пройдите дополнительные профтесты. А также всегда ваш выбор можно обсудить с психологами, родителями, преподавателями в школе и кружках дополнительного образования. Вы обязательно найдете, то направление, которое вам по душе, по силам и будет востребовано.

По две буквы в двух столбцах (например, АА, ВВ)

Похоже, вас привлекают разные направления. Вероятно, пока для вас предпочтительнее профессия на стыке направлений. Рассмотрите внимательно свои интересы и способности, можно ли их объединить в каком-нибудь одном деле? Дни открытых дверей, кружки по интересам и секции, любые профориентационные мероприятия и занятия – это то, что поможет определиться точнее.
Диалог: Ребята, кто готов поделиться результатами своей анкеты-подсказки? (Опросить несколько ребят с разными результатами).
Ребята, конечно, это предварительный результат. Эта анкета – только маленький шаг к выбору профессии, чтобы вы понимали, на какие вопросы нужно ответить и какие профессии вам могут быть интересны. Каждый вариант ответа – правильный, и результаты, которые вы получили – естественный ответ в вашем возрасте.
Более подробные тесты мы с вами пройдем на отдельном (следующем) уроке.
В каждом направлении существует огромное количество профессий, тем более, есть много профессий на стыке профилей, и можно сочетать разные направления.

Узнавать о них можно, общаясь с разными людьми, с родителями, читая в интернете. А ещё один эффективный способ – погружение в профессиональную среду. Такой опыт поможет понять, какое именно направление вам ближе, какую именно профессию выбрать.
У нас с вами в проекте будет возможность посетить профпробы, где вы познакомитесь с разными профессиями, а сейчас посмотрите, как наши герои Диана, Алексей, Артур и Иван попробовали на себе выбираемые профессиональные направления.

//// ВИДЕОРОЛИК

«погружение в профессию» /////
Запустите видеоролик. Поставьте на паузу после окончания сюжета.

Итак, мы с вами поняли: выбирая профессию, необходимо определить свои интересы, возможности и способности, личностные особенности, попробовать себя в привлекательной сфере деятельности, погрузиться в профессию.

Но этого еще недостаточно. Чтобы овладеть профессией, нужно получить ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование. Учиться профессиям сегодня можно в училищах, колледжах, вузах. И прежде, чем мы поговорим об этом подробнее, предлагаю вам пройти ещё одну анкету-подсказку.
//// АНКЕТА-ПОДСКАЗКА №2 ////
Напоминаю, подобные анкеты не являются определяющими. Но, задавая себе эти и похожие вопросы, вы можете лучше понять, что вам ближе, чем вам хочется заниматься. Правила те же: на один вопрос можно выбрать только один ответ.

Кто закончил, посчитайте количество ответов А и Б.

А чтобы познакомиться с результатами, давайте посмотрим ролик.


//// ВИДЕОРОЛИК

«виды образования» /////

Запустите видеоролик. Поставьте на паузу после окончания сюжета.
//// РЕЗУЛЬТАТЫ

АНКЕТЫ-ПОДСКАЗКИ №2 ////
Итак, ребята, давайте обратимся к вашим результатам.
Три или четыре балла по ВО

Вероятно, образование в вузе будет для вас более подходящим. Вас привлекает скорее более фундаментальная подготовка к профессиональной деятельности с углублением в теоретические основы и длительное изучение дисциплин. Такая подготовка проводится в вузах. Вам рекомендовано в процессе обучения не забывать применять получаемые знания на практике.

Три или четыре балла по СПО

Вероятно, образование в колледже или техникуме будет для вас более подходящим. Вас привлекает скорее практическая подготовка к профессиональной деятельности без углубления в теоретические основы, чтобы можно было освоить какую-либо технологию и скорее приступить к работе. Эта подготовка проводится в организациях СПО (колледжи, техникумы, училища). Вам рекомендовано попробовать найти время и рассмотреть изучаемую технологию с разных сторон, вдруг вы сможете что-то улучшить или придумать что-то новое.

По два балла в ВО и СПО

Вероятно, вас одинаково привлекает и практическая подготовка к профессиональной деятельности и более углубленная теоретическая. Вы сможете хорошо освоить какую-либо технологию, применять ее на практике, но при этом продолжать обучение. Вам предстоит выбрать с чего начать. Сначала можно закончить колледж или техникум, а потом поступать в вуз. Или выбрать вуз, где предполагается много практики.

Подведение итогов. Рефлексия

СПРАВКА:

Фразы для рефлексии можно вывести на экран или разметить на доске.


СПРАВКА:

Бланк для задания (таблица) представлен в ДМ. Распечатайте его заранее для каждого обучающегося и разложите на местах (или раздайте во время урока).

Пример заполнения таблицы прилагается. Если у ребят множественный выбор, им можно предложить выбрать то направление, которое ребятам ближе всего в данный момент.



Ребята, мы с вами проделали большую работу, результатом которой стало определение профессионального направления и вида образования. Но, помните, эти анкеты не могут определить ваш выбор, выбирать профессию вам придется самим. А анкеты вам в этом могут помочь.

Рефлексия по уроку

Итак, ребята подводим итоги нашего урока. Обратите внимание на доску (презентацию). Я буду называть начало фразы, а вы ее завершение (педагог может обращаться к конкретным ребятам по именам или по желанию обучающихся)
Итак,

сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

я попробую…

мне захотелось…
//// ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ////
Сегодня мы с вами уходим не только с новыми знаниями и размышлениями о своих интересах и склонностях, но и с небольшим, но важным домашним заданием, которое позволит вам уже сейчас задуматься о будущем. У каждого из вас на столе лежит таблица. Посмотрите внимательно на нее.

  1. В таблице вы ставите галочки напротив ОДНОГО направления и ОДНОГО вида образования, которые вам в данный момент кажутся наиболее интересными. Используйте ваши ответы из анкет-подсказок.

  2. Заполните те поля, где у вас стоят галочки: изучите и впишите названия вузов или колледжей, которые есть в регионе.

Это задание поможет вам построить маршрут: от выбора направления – к образованию и профессии.
Ребята, я говорю вам «спасибо» за сегодняшний урок. Главное – ставьте цели и действуйте. В рамках проекта «Билет в будущее» вы можете попробовать «Примерочную профессий» и сделать первый шаг на пути к своему выбору. У нас с вами впереди много разных мероприятий в рамках проекта. Наш урок завершен, всего вам доброго!


Дидактические материалы

(набор заданий, вопросов) по теме Урока

Правила урока


  1. Активность.

Мы активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим, слушаем, обсуждаем и предлагаем.

  1. Уважение.

Внимательно слушаем, даем возможность сказать каждому то, что он хочет. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

  1. Доверие.

Говорим то, что чувствуем, не боимся делиться своими размышлениями и результатами.



АНКЕТА-ПОДСКАЗКА №1



Вопрос

Варианты ответов (выбрать можно только один ответ)







(А)

(Б)

(В)

(Г)

1

Какая группа школьных предметов кажется тебе наиболее привлекательной?

Биология

Химия

География

Математика

Физика

Информатика

Литература

История

Русский и иностранные языки

Математика

Обществознание

Английский язык

2

Какой набор действий для тебя выглядит привлекательнее?

Лечить, исследовать, систематизировать

Чинить, конструировать, программировать

Писать и редактировать тексты, делать переводы, обучать

Придумывать бизнес-планы, прогнозировать, торговать

3

Какие свои способности тебе бы хотелось развивать и применять?

Познавать и уметь классифицировать природные объекты

Понимать работу механизмов и электронных систем

Уметь общаться и работать с людьми, помогать им

Уметь вычислять и анализировать, работать с таблицами и графиками

4

Каким темам посвящены видео, которые ты чаще всего смотришь, твои любимые книги и игры?

Мир природы, медицина, защита природы

Компьютеры, искусственный интеллект, новые технологии

Психология, история и культура

Управление, предпринимательство, финансы

Результаты















АНКЕТА-ПОДСКАЗКА №2



Вопрос

Варианты ответов (можно выбрать только один)







(А)

(Б)

1

Что для тебя важнее в учебе?

Быстро отучиться и скорее начать работать

Получить основательное, фундаментальное образование

2

Какой набор слов для тебя выглядит привлекательнее?

Понятные технологии, много практики, «золотые руки»

Сложные алгоритмы анализа, исследования, открытия

3

Каким должен быть результат твоей учебы?

Опыт и востребованная специальность

Знания и продолжение образования на новом уровне

4

Каким должен быть результат твоей работы?

Максимально конкретным, наглядным и физически ощутимым

Максимально продуманным, основанным на анализе

Результаты









ТАБЛИЦА ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ:

1. В таблице поставьте галочки напротив ОДНОГО направления и ОДНОГО вида образования, которые вам в данный момент кажутся наиболее интересными. Используйте ваши ответы из анкет-подсказок.

2. Заполните те поля, где у вас стоят галочки: изучите и впишите названия вузов или колледжей, которые есть в регионе.

Задание поможет вам построить маршрут: от выбора направления – к образованию и профессии.





Естественнонаучное направление

Технологическое направление

Социально-гуманитарное направление

Экономическое направление



Вузы (ВО)



1.











2.











3.













Колледжи (СПО)

1.











2.












3.















ТАБЛИЦА ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (пример заполнения)

*На примере результата теста: естественнонаучное направление (ответ А) и образование ВО и СПО (ответы А, Б)





Естественнонаучное направление




Технологическое направление


Социально-гуманитарное направление


Экономическое направление




Вузы (ВО)



1. название вуза











2. название вуза












3. название вуза














Колледжи (СПО)

1. название колледжа











2. название колледжа













3. название колледжа












Рекомендации по проведению рефлексии

обсуждение результатов Урока и освоения материала
Рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика – учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи.
В рамках реализации профориентационного урока педагог-навигатор находится в активном диалоге с обучающимися, что позволяет ему регулировать образовательный процесс и общее эмоциональное состояние класса.
В конце урока педагог-навигатор проводит групповую рефлексию, предлагая ребятам (в групповом или индивидуальном форматах) высказаться и выбрать для себя удобную форму: