Файл: 1. Ресурсный потенциал предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание№3

1.

Ресурсный потенциал предприятия - это экономические возможности предприятия, т.е. средства производства, запасы, источники ресурсов те, которые есть в наличии или могут быть мобилизованы (приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей предприятия. Другими словами, ресурсный потенциал предприятия - экономическая способность предприятия обеспечивать достижение поставленных целей.
Потенциал предприятия можно рассматривать в двух аспектах.
С одной стороны, потенциал предприятия - это накопленный труд, функционирующий в различных направлениях деятельности предприятия, с другой стороны - это способность людей к использованию накопленного труда. Таким образом, ресурсный потенциал предприятия - это совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.
По своему содержанию потенциал предприятия выступает в натурально-вещественной и стоимостной форме.
В натурально-вещественной форме он выступает как совокупность основных фондов, оборотных средств, кадров работников. В стоимостной форме - как совокупность затрат прошлого труда и затрат живого труда.
Ресурсный потенциал - интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.
Ресурсный потенциал можно разделить на две группы: технико - технологический и кадровый потенциал.
Ресурсы - это вид потенциальных ценностей, необходимых для нормального осуществления какого-либо вида экономической деятельности, определенный набор необходимых факторов производства, предназначенный для достижения стратегических целей или решения стратегических и иных задач.
Производственные затраты - это истраченные в процессе изготовлений готовой продукции разного рода ресурсы.
Сбытовой потенциал - наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать товары не только в объеме завоеванной им доли целевого рынка, но и значительно превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).
Данный вид потенциала иногда относят к компетенции системы маркетинга. Однако вполне возможен вариант и самостоятельного его рассмотрения. Целевые установки и основные долгосрочные решения в предпринимательской деятельности предприятия разрабатываются обычно исходя из приоритета рыночной информации о сбыте над сферой производства продукции. Это значит, что стратегические решения принимаются на основе учета показателей, предназначенных для оценки сбытового конкурентного потенциала.
Ресурсный потенциал включает следующие основные составляющие: материальная, нематериальная, финансовая, кадровая и организационная.
Материальная составляющая включает основные и оборотные активы предприятия, предназначенные для организации и обеспечения непрерывности производственного процесса. Она характеризуется фондовооруженностью труда работников предприятия.
Нематериальная составляющая включает объекты промышленной и интеллектуальной собственности, способные приносить пользу на протяжении длительного периода, для которых характерно отсутствие материальной основы получения дохода и неопределенность размеров будущей прибыли от их использования.
Финансовая составляющая включает финансовые ресурсы предприятия, обслуживающие процесс производства и реализации товаров. Она определяется объемами затрат по источникам финансирования и функциональному назначению расходов.
Кадровая составляющая определяется численностью работников, занятых как непосредственно производством и реализацией товаров, так и обслуживающей их управленческой и организационной работой. Она зависит от квалификационной структуры, распределения занятых по отраслям и подотраслям и т.д.
Организационную составляющую образуют средства и методы организации наиболее эффективного использования задействованных в предприятии ресурсов.
2.


Термин «деловая активность» пришел в отечественный экономический лексикон из мировой практики в связи с реформированием экономики и формированием рыночных отношений. В развитых странах, деловая активность определяется на макро- и микроуровнях.
Для отечественной практики пока характерна противоречивая оценка деловой активности страны на макроуровне, а также отдельного хозяйственного субъекта, на микроуровне. Многие экономические энциклопедические словари, составленные различными коллективами авторов, либо вообще не дают определения деловой активности, либо недостаточно четко определяют это понятие.
Встречающиеся определения отражают деловую активность человека (предпринимателя), или рассматривают деловую активность как категорию, конкретизирующую экономическую деятельность.
Авторы большого энциклопедического словаря дали следующее определение деловой активности: «Активность деловая — экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов (СНС)». Очевидна упрощенная трактовка, не раскрывающая конечной цели и результата производства или оказания услуг как на макро, так и на микроуровнях.
Неоднозначно формулирует определение деловой активности С.П. Волков: «Активность деловая: характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается, в частности, индексом динамики курсов ценных бумаг».
Более полно характеризует деловую активность на уровне предприятия В.Д. Герасимова, отмечая, что «в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала..., в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия». В этом подходе к определению деловой активности четко определены направления характеристики итогов, деятельности предприятия, что соответствует ее сущности на микроуровне.

Разделяя в целом позицию В.Д. Герасимова, считаем необходимым, отметить, что недостаточно охарактеризована деловая активность на уровне экономики государства в целом, не прослеживается связь с целевой установкой предпринимательства по эффективному использованию капитала на уровне предприятия.
Для более полного понимания сущности деловой активности и корректной формулировки ее определения, имеется необходимость в ее обосновании на основе взаимосвязей хозяйственных и финансовых процессов, выраженных в системе взаимосвязанных показателей. При этом использован комплексный подход к исследованию этих показателей, иначе невозможно установить роль деловой активности и ее проявление. Основой для проведения данного исследования послужила разработка схемы формирования и анализа основных групп показателей в системе комплексного экономического анализа А.Ф. Зимина.
Имеется необходимость в обосновании взаимосвязи деловой активности и финансового состояния и включении их показателей в обобщающую оценку деловой активности, а также определение основных этапов анализа.

Большинство определений деловой активности на уровне предприятия сводится либо к односторонней характеристике показателей, либо направлений использования капитала, хотя и затрагиваются существенные элементы деловой активности6.
Т.И. Каспина отмечает циклы деловой активности и выражают их в показателях ВНП (валовой национальный продукт) и объема промышленного производства. Она отмечает, что «индексы ВНП и промышленного производства возрастают и убывают в соответствии с развитием цикла деловой активности и других более длительных циклов экономического развития. Однако сведение определения деловой активности к валовым показателям роста без оценки качества этого роста, которые проявляются в доходах и прибыли, не дает возможности полноценно охарактеризовать деловую активность, как на макро, так и на микро уровнях7.
Е.Н. Кнышева отмечает, что «оценка деловой активности предприятия сводится, в конечном счете, к определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия».
Таким образом, в деловой активности должна отражаться эффективность размещения капитала в различных видах активов. Если значительная его часть авансирована во внеоборотные активы, то времени на его высвобождение потребуется гораздо больше, чем при вложении средств в оборотные активы, которые имеют средний срок кругооборота до одного года. Следовательно, предприятия должны контролировать оптимальность соотношения оборотных и внеоборотных активов, чтобы не заморозить авансированные финансовые ресурсы на более длительный срок, чем это планировалось. В этом заключается одно из условий эффективного управления капиталом предприятия, отрасли, экономики в целом.
Выгодность размещения капитала предприятия определяется также тем, насколько прибыльно проведены операции. В частности, следует учитывать эффект в виде доходов, которые предприятия могут увеличить, предусмотрев штрафные санкции за нарушение условий договоров с покупателями, поставщиками, возмещение материального ущерба, вложив средства в ценные бумаги под высокие проценты. Таким образом, если предприятие имеет долгосрочную дебиторскую задолженность, то доход от такого вложения капитала должен быть не меньше, чем ставка рефинансирования Центробанка. Следовательно, данные вопросы важно рассматривать в качестве факторов деловой активности, влияющих на эффективность управленческих решений.
Термин "деловая активность" начал использоваться в отечественной учетно-аналитической литературе сравнительно недавно - в связи с внедрением широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе системы аналитических коэффициентов. Безусловно, трактовка данного термина может быть различной.
На сегодняшний день деловая активность рассматривается с трех позиций: индивидуума; предприятия (микроуровень); страны (макроуровень).
На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.
С позиции социологов деловая активность – это совокупность действий, способствующих экономическому росту организации (в том числе производственно-сбытовой системы) на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия; в этом случае словосочетание "деловая активность" представляет собой, возможно, не вполне удачный перевод англоязычного термина "business activity", как раз и характеризующего соответствующую группу коэффициентов из системы показателей.
Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
Характеристика деловой активности предприятий в учебниках по финансовому анализу нередко связывают с определенными (заданными) темпами экономического развития предприятия, которые обеспечиваются совокупностью целенаправленных мероприятий и воздействий. Темпы экономического развития могут характеризовать результативность деловой активности и на макроуровне, однако они не учитывают качественную сторону деловой активности – уровень мотивации работников, оценку роли предпринимателей в бизнес среде. Экономика страны может быть представлена как совокупность деловых усилий отдельных хозяйственных субъектов. Таким образом, деловая активность может быть представлена как совокупность усилий работников предприятия, направленных под воздействием определенного уровня мотивации на увеличение, прежде всего, оборачиваемости оборотных активов, которая формируется под влиянием внутренних и внешних факторов производства, а также развитой социально-экономической инфраструктуры региона.
Деловая активность акционерных предприятий характеризу­ется в мировой практике степенью устойчивости экономическо­го развития или роста.
Устойчивость экономического роста позволяет предположить, что предприятию не грозит банкротство. Вполне очевидно, что неустойчивое развитие предполагает вероятность банкротства. Поэтому перед руководством предприятия и менеджерами стоит очень серьезная задача — обеспечить устойчивые темпы его эко­номического развития.
Как известно, увеличение объемов деятельности предприятия (выпуска и продаж продукции) зависит от роста его имущества, т.е. активов. Для этого требуются дополнительные финансовые ре­сурсы. Приток этих ресурсов может быть обеспечен за счет внут­ренних и внешних источников финансирования. К внут­ренним источникам относится прежде всего прибыль, направляе­мая на развитие производства (реинвестированная прибыль) и на­численная амортизация. Они пополняют собственный капитал предприятия. Но он может быть увеличен и извне, путем эмиссии акций. Однако их выпуск и реализация угрожают самостоятель­ности руководства предприятия в принятии управленческих реше­ний (дивидендной политики, финансовой стратегии и др.). Кроме того, дополнительный приток финансовых ресурсов можно обес­печить благодаря привлечению таких источников, как банковские кредиты, займы, средства кредиторов. В то же время рост заемных средств должен быть ограничен разумным (оптимальным) преде­лом, так как с увеличением доли заемного капитала ужесточаются условия кредитования, предприятие несет дополнительные расхо­ды, следовательно, увеличивается вероятность банкротства13.
В связи с этим темпы экономического развития предприятия в первую очередь определяются темпами увеличения реинвести­рованных собственных средств. Они зависят от многих факторов, отражающих эффективность текущей (рентабельность реализо­ванной продукции, оборачиваемость собственных средств) и фи­нансовой (дивидендная политика, финансовая стратегия, выбор структуры капитала) деятельности.
В учетно-аналитической практике возможности предприятия по расширению основной деятельности за счет реинвестирова­ния собственных средств определяется с помощью коэффициен­та устойчивости роста (Кур), который выражается в процентах и исчисляется по формуле14:
Кур = Рр-Д /Ис *100%
где Рг — чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении пред­приятия,
Д — дивиденды, выплачиваемые акционерам,
Ррп — прибыль, направленная на развитие производства (ре­инвестированная прибыль),
Ис — собственный капитал (капитал и резерв).
Коэффициент устойчивости экономического роста показыва­ет, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия.
Для оценки влияния факторов, отражающих эффективность финансово-хозяйственной деятельности, на степень устойчивого развития предприятия обычно используют следующую модель:
Кур = Крп * Ко * ф * Кфз
где Крп — характеризует дивидендную политику на предпри­ятии, выражающуюся в выборе экономически целе­сообразного соотношения между выплачиваемыми дивидендами и прибылью, реинвестированной в раз­витие производства,
KQ - характеризует рентабельность реализованной продук­ции (работ, услуг),
f — характеризует ресурсоотдачу или фондоотдачу,
КФЗ — коэффициент финансовой зависимости, характери­зующий соотношение между заемными и собствен­ными источниками средств.
Модель отражает воздействие как производственной (второй и третий факторы), так и финансовой (первый и четвертый фак­торы) деятельности предприятия на коэффициент устойчивости экономического роста. При этом, как следует из модели, пред­приятие имеет возможность использовать определенные эконо­мические рычаги воздействия на рост этого коэффициента: сни­жение доли выплачиваемых дивидендов, повышение ресурсоотдачи, повышение рентабельности продукции, изыскание возмож­ности получения оправданных кредитов и займов.
Приведенная факторная модель может быть расширена за счет вклю­чения в нее таких важных показателей финансового состояния пред­приятия, как: обеспеченность собственными оборотными средствами, ликвидность текущих активов, оборачиваемость оборотных средств, соотношение краткосрочных обязательств и собственного капитала пред­приятия. Расширенная факторная модель для расчета коэффициента устойчивости экономического роста выглядит следующим образом16:
Кур = Крп * Ко * ф * Кфз
Крп = РРП/РГ — доля прибыли реинвестированная в производст­во, определяемая отношением прибыли, направленной на развитие предприятия, к сумме чистой прибыли;
КQ = Pr/Qp — рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), определяемая отношением чистой прибыли к выручке от реа­лизации продукции (работ, услуг),
Коъ = QP/EC — оборачиваемость собственных оборотных средств, определяемая отношением выручки от реализации продукции (ра­бот, услуг) к сумме собственных оборотных средств;
Кс = Ec/Ra — обеспеченность собственными оборотными сред­ствами, определяемая отношением собственных оборотных средств к сумме текущих активов (оборотных средств),
Ки = Ra/Rp — коэффициент текущей ликвидности (покрытия), определяемый отношением текущих активов (оборотных средств) к сумме пассивов (краткосрочных обязательств);
Кк = RP/B — доля краткосрочных обязательств в капитале пред­приятия, определяемая отношением текущих пассивов (краткосроч­ных обязательств) к валюте (итогу) баланса;
КФЗ = В/ИС — коэффициент финансовой зависимости, опреде­ляемый отношением валюты (итога) баланса к собственным средст­вам предприятия.